Способ диагностики психологической склонности к делинквентности у подростков
Изобретение относится к области медицинской психологии и психиатрии. Способ позволяет повысить точность диагностики. Для этого предъявляют диагностический тест, который содержит 22 пары слов, отражающих альтернативные качества личности, оценивают каждое качество личности от 0 до 3 баллов, регистрируют в баллах самооценку и экспертную оценку, рассчитывают адекватность самооценки (АСО) по формуле: ,
(d) - - общая сумма разности баллов между самооценкой и оценкой эксперта по всем альтернативным признакам, и при значениях величины АСО ниже 0,55 диагностируют склонность к делинквентности. 1ил., 2 табл.
Изобретение относится к области медицинской психологии и психиатрии и касается психопрофилактических, медико-психологических аспектов подростковой психиатрии.
Выявление подростков с повышенным риском делинквентности в связи с пограничными психическими нарушениями и семейно-педагогической запущенностью представляет собой важную медицинскую и социально-педагогическую проблему. На 1 января 1993 года в специальных учебно-воспитательных заведениях для детей и подростков, совершивших различные правонарушения, в России содержались 8500 чел. 30-50% детей после выхода на свободу вновь совершали преступления. Как показали исследования, около 70% находящихся в спецучреждениях детей страдают нервно-психическими расстройствами и нуждаются в психиатрической или психологической помощи /А. Байдужий. "Независимая газета", 31.03.93г. /. Критерии определения девиантных форм поведения у подростков относительны: мнение об их наличии или отсутствии в зависимости от того, в какой мере окружающие (семья, школа, товарищи) способны проявить терпимость, понимание и сочувствие /В. Беттшарт. Журн. невропат. и психиат. им. С.С. Корсакова, 1987, в.10, с.1529/. В аспекте медицинской психологии и психиатрии особенное значение в плане психопрофилактики имеет раннее выявление делинквентности подростков. Под последним понимается социальное явление, выступающее в форме посягательств на господствующие в том или ином обществе особенности поведения и отношения, охраняемые правовыми нормами. В отличие от преступлений такого рода противообщественное поведение и связанные с ним правонарушения не подлежат уголовной ответственности, а требуют применения психопрофилактических и общественно-воспитательных мер /А.Е.Личко. "Психопатии и акцентуации характера у подростков". Л. 1983; Ч.Чристозов. Журн. невропат. и психиат. им. С.С. Корсакова, 1987, вып.10, с.1527/. Предложен метод дифференциальной диагностики психопатий и акцентуаций как варианта нормы у подростков с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), основанный на установлении статистически значимых различий в результатах исследований для каждого из типов акцентуации в отдельности. Обнаружение их может указывать на повышенный риск в отношении социальной дезадаптации подростков /А.Е. Личко, Н.Я.Иванов, С.Д. Озерецковский. В кн. "Патохарактерологические исследования у подростков". Л. 1981, с.28/. Недостатком работы является то, что с помощью примененного показателя склонность к делинквентности не может быть определена при шизоидном и неустойчивом типах акцентуации характера, тогда как именно при неустойчивом типе в условиях безнадзорности особенно часто обнаруживается делинквентное поведение. Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ оценки склонности к делинквентности с помощью ПДО при разных типах психопатий и акцентуаций у подростков /А.А.Вдовиченко, Н.Я.Иванов, С. Д.Озерецковский, Э.Г. Эйдемиллер. Там же, с.37/. Авторами были проанализированы результаты исследований с помощью ПДО 347 подростков мужского пола, из которых 210 делинквентных и 137 неделинквентных. Было установлено, что по шкале делинквентности ПДО оценка 2 балла и выше наблюдалась при гипертимном типе у 36% делинквентных и 7% неделинквентных подростков, а при лабильном типе 56% делинквентных и 16% неделинквентных подростков. Оценка 3-4 балла и выше отмечалась при эпилептоидном типе у 52% делинквентных и 9% недиленквентных, а при истероидном типе у 69% делинквентных и 18% недиленквентных подростков. При неустойчивом и шизоидном типах шкала делинквентности оказалась неэффективной. Как и в предыдущей работе, недостатком является невозможность с помощью предложенного показателя определить склонность к делинквентности у подростков с шизоидным и неустойчивым типами акцентуации характера; низким оказался также процент делинквентных подростков с гипертимным типом акцентуации, имеющих показатель по шкале делинквентности выше 2 баллов (36%). Как отмечается самими авторами, низкий балл по шкале делинквентности ни в каких случаях нельзя считать безусловным свидетельством в пользу психологической склонности к ней. Целью заявляемого изобретения служит повышение точности диагностики психологической склонности к делинквентности у подростков. Сущность его заключается в установлении различий в адекватности самооценки, отражающей уровень сомосознания подростков, в случаях делинквентного и недиленквентного поведения. Теоретическим основанием метода служит представление о саморегулирующей функции самосознания. Базовые его свойства, основанные на эмоциональном, интуитивном способе самовоспитания, закладываются еще в раннем детстве. Ему присуще действующее, побуждающее, мотивирующее начало Я без рефлексирования. С началом подросткового возраста самопознание, усложняясь за счет развития когнитивной сферы психики, позволяет человеку соотносить свое поведение с его мотивами, оцениваемыми с точки зрения требований общества. Развитие самосознания есть главный итог подросткового возраста, означающий переход от управления к самоуправлению. С низким уровнем самосознания связаны импульсивное поведение, психическая незрелость, делающие ребенка неподготовленным к социальным требованиям подросткового периода, заострение свойственной подростку аффективной возбудимости, расторможенности влечений, неадекватные претензии на взрослость, что делает его угрожаемым в отношении асоциальных форм поведения (Т. Шибутани. "Социальная психология", М. 1969; И. И. Чеснокова. "Проблема самосознания в психологии", М. 1977; И.С.Кон. "Открытие Я", М.1978; Р.Бернс."Развитие Я концепции и воспитание",М. 1986; К. С. Лебедиская, М. М. Райская, Г.В.Грибанова, "Подростки с нарушениями в аффективной сфере", М. 1988 и мн. др.). Поставленная цель достигается тем, что в условиях массового обследования учащихся подростков определяется уровень самосознания с помощью метода изучения адекватности самооценки (АСО) (А.Ю. Кржечковский, В.С.Чудновский. В кн."Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии", Л.1990,с.133). Отклонение от нормальной возрастной динамики развития самосознания служит основанием для констатации незрелости личности, недостаточной саморегуляции и самоконтроля, являющейся основанием повышенного риска делинквентности. Способ осуществляется следующим образом. При обследовании учащихся в возрасте от 11 до 17 лет в учебном заведении каждый ученик в классе получает бланк опросника с 22 парами альтернативных, биполярных по значению вопросов, ответы на которые должны обозначить различные свойства характера испытуемого. Каждый признак оценивается по 4-балльной системе от 0 до 3, оценка вписывается в соответствующую графу опросника. Общая оценка каждого свойства характера составляет алгебраическую сумму баллов по каждой из относящихся к нему паре биполярных признаков. Таким же образом на отдельном бланке опросника те же свойства характера испытуемых оцениваются экспертом, в качестве которого выступают классный руководитель или воспитатель с педагогическим образованием, хорошо знающие всех учащихся данной группы. Следующая операция заключается в вычислении алгебраической разницы между экспертной оценкой (ЭО) и самооценкой испытуемого (С) /d ЭО С/. Если оказалось, что испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары (по инструкции он должен поставить прочерк в соответствующей графе опросника; разъяснений ему не дается), то d принимается равным максимальному его значению, т.е. 6. Если не был оценен один признак из пары, то его числовое значение принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируют абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что d могут колебаться от 0 до 6, теоретически их сумма может колебаться в пределах от 0 до 132. Отсюда

Формула изобретения
Способ диагностики психологической склонности к делинквентности у подростков, включающий предъявлениие психологического диагностического теста, отличающийся тем, что диагностический тест содержит 22 пары слов, отражающих альтернативные качества личности, оценивают каждое качество личности от 0 до 3 баллов, регистрируют в баллах самооценку и экспертную оценку, рассчитывают адекватность самооценки (АСО) по формуле

и при значениях АСО < 0,55 диагностируют склонность к делинквентности.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3