Зубчато-рычажный вариатор
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в зубчато-рычажном вариаторе входной вал обеспечивает плоскопараллельное движение водила, которое несет на себе рычаги с зубчатыми колесами, передающими импульсы вращения на колесо выходного вала. Подпружиненные рычаги обеспечивают автоматизм вариатора. Передача зацеплением однонаправленных импульсов заключена в геометрии колес, которые выполнены шевронными. Головки зубьев сцепленных колес выполнены с односторонним фланкированием. Углы профиля и наклона зубьев связаны с коэффициентом трения на контактирующих поверхностях соотношением, которое обеспечивает однонаправленную передачу вращающего момента. 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, конкретно, конструкции механических импульсных передач (вариаторов) и может быть использовано в приводах машин, требующих регулировки скоростных и силовых режимов работы.
Известны вариаторы с храповыми механизмами, используемые в качестве преобразующих механизмов [1] Принципиальным недостатком такого типа передач является интенсивный износ контактирующих поверхностей зубьев храповика и собачек, особенно при меняющейся нагрузке, т.к. в этом случае изменяется относительное положение контактирующих поверхностей. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является саморегулирующийся импульсный храповой вариатор [2] состоящий из водила (эксцентрикового хомута) с устройством, обеспечивающим его плоскопараллельное движение, и рычагов (собачек), вызывающих вращение выходного колеса. Однако, в таком вариаторе не исключается указанный выше недостаток: интенсивный износ контактирующих поверхностей зубьев храповика и собачек. Кроме того, автоматизм регулирования передачи здесь обеспечивается устройством, находящимся вблизи входа вариатора и, следовательно, сигналу управления, поступающему от выходного вала, необходимо прохождение значительного пути, что сопряжено с потерями мощности управляющего сигнала. В известном вариаторе эти потери обусловлены двумя шарнирами и двумя поверхностями трения на эксцентриках. В основу изобретения положена задача создать такую конструкцию вариатора, который обеспечил бы большую его долговечность и уменьшение потерь управляющего сигнала. Поставленная задача решается тем, что в зубчато-рычажном вариаторе, содержащем расположенные в корпусе входной и выходной валы, закрепленное на последнем зубчатое колесо, по крайней мере, одно водило, которое несет на себе качающиеся рычаги для взаимодействия с зубчатым колесом выходного вала, согласно изобретению, на осях концы рычагов установлены с возможностью свободного поворота, сцепленные с зубчатым колесом выходного вала шевронные зубчатые колеса, головки зубьев сцепленных колес выполнены с односторонним фланкированием, углы профиля и наклона зубьев упомянутых колес на контактирующих самотормозящих поверхностях связаны соотношением cos






где

a угол профиля зубьев;
f коэффициент трения. За каждый оборот входного вала 2 каждый из рычагов 9 сообщает вращательный импульс колесу 11 и возвращается в исходное положение. Очевидно, что с увеличением эксцентриситета размах колебаний рычагов 9 увеличивается и увеличивает величины вращательных импульсов, что ведет к увеличению частоты вращения выходного вала 3. Увеличение числа рычагов 9 с колесами 10 уменьшает неравномерность вращения выходного вала, но пульсация движения при жестких рычагах остается. Применение податливых рычагов, например, телескопической конструкции со встроенной пружиной, способно сгладить пульсации и автоматически уменьшить скорость выходного вала 2 при увеличении момента сопротивления на валу 3. Рассмотрим три режима работы вариатора. Первый стоповый (выходной вал заторможен). В этом режиме все колеса 10 заблокированы, а движение водила 5 приводит лишь к периодическому изменению длины каждого из рычагов 9, что обеспечивается различной степенью сжатия пружин. Второй холостой (выходной вал не нагружен моментом). В этом режиме все элементы вариатора работают как в варианте с жесткими рычагами, поскольку нет усилий сжимающих пружин рычагов (без учета динамики). Третий промежуточный (нагрузка на выходной вал от нулевого до стопового значения). В этом режиме в зависимости от степени сжатия пружин рычагов 9 меняется длина пути прокатывания колес 10 по часовой стрелке от максимальной величины при холостом режиме до нуля при стоповом режиме, т.е. автоматически меняется частота вращения выходного вала. Зубчато-рычажный вариатор может быть применен в приводах машин, требующих автоматического изменения передаточного числа при изменении нагрузки. Эффективность предлагаемого решения очевидна в приводах транспортных машин, автоматических линий и устройств в машиностроении, строительстве, текстильной и пищевой промышленности.
Формула изобретения
cos



где


f коэффициент трения,
а оси колес размещены на рычагах с возможностью перемещения вдоль последних.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4