Планетарная передача с автоматически изменяемым передаточным числом
Использование: в машиностроении. Сущность изобретения: планетарная передача содержит корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит, обгонную муфту. Водило связано обгонной муфтой с корпусом. Сателлит связан с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом. Передача имеет балансировочный груз и балансировочное зубчатое колесо в виде сателлита, ось которого соединена только с водилом. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и автомобилестроению и может быть использовано для создания автоматических коробок передач трансмиссий рабочих машин, автомобилей. Преимущества автоматических коробок передач перед обычными с ручным управлением заключается в простоте управления машиной (автомобилем) и, как следствие, в большей безопасности, а также в экономичности, в более рациональном расходовании топлива или электроэнергии за счет своевременного изменения передаточного числа.
Известна планетарная передача с автоматически изменяемым передаточным числом, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит, обгонную и управляющую муфты. Однако переход от одного передаточного отношения к другому осуществляется путем принудительного включения управляющей муфты. Задача изобретения-создание устройства, осуществляющего автоматическое изменение передаточного числа в зависимости от нагрузки на ведомом валу. Для этого в планетарной передаче с автоматически изменяемым передаточным числом, содержащей корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит и обгонную муфту, водило связывают с корпусом посредством обгонной муфты, а сателлит соединяют с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом. Кроме того, передача может быть снабжена балансировочным грузом и балансировочным зубчатым колесом, представляющим собой сателлит, ось которого соединена только с водилом. На фиг.1 изображена схема планетарной передачи; на фиг.2 то же, вариант выполнения. Планетарная передача содержит ведущий вал 1 (фиг.1 и 2), карданный шарнир 2 или гибкий вал 3, сателлит 4, центральное зубчатое колесо 5, обгонную муфту 6, зубчатое балансировочное колесо 7, балансировочный груз 8, неподвижную ось 9. Особенность карданного шарнира 2 состоит в передаче момента силы от ведущего вала 1, связанного с двигателем, к сателлиту 4 без изменения величины передаваемого момента как при вращении сателлита вокруг своей оси, так и при его вращении вокруг оси 9. Из известных карданов в этой передаче может быть применен кардан равных угловых скоростей, возможно применение гибкого вала 3 (фиг.2). Передача крутящего момента от двигателя к рабочему механизму возможна с передаточными числами 1 и i z4/z3, где z4 и z3 количество зубьев центрального зубчатого колеса и сателлита соответственно. Передаточное число устанавливается автоматически в зависимости от соотношения момента силы Мдв, развиваемого двигателем, и момента силы Мн, создаваемого нагрузкой (сопротивлением движению рабочего механизма). Если Мн > Мдв, то передача работает с передаточным числом i z4/z3, при этом момент, передаваемый от двигателя к центральному зубчатому колесу 5 передачи, равен i


Формула изобретения
1. ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА С АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, центральное колесо, водило, сателлит и обгонную муфту, отличающаяся тем, что водило связано с корпусом посредством обгонной муфты, а сателлит с ведущим валом карданным шарниром или гибким валом. 2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена балансировочным грузом и балансировочным зубчатым колесом, представляющим собой сателлит, ось которого соединена только с водилом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2