Устройство для снижения пожарной и экологической опасности при аварийной посадке летательного аппарата
Изобретение относится к аварийной технике. Сущность изобретения: устройство включает емкости для размещения огнегасящего агента, топливную систему, блок индикации неисправностей в аварийной ситуации, систему подачи агента, функционально связанную с блоком индикации и дополнительно с датчиками остатка топлива в топливной системе и датчиком касания летательным аппаратом грунта, при этом емкости заполнены компонентами структурообразователя и соединены со смесителем. 1 ил.
Изобретение относится к аварийной технике, а более конкретно к области техники, занимающейся обеспечением безопасности летательных аппаратов, и может быть использовано для снижения пожаро- и взрывоопасности самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов, работающих на углеводородном топливе, а также для предотвращения загрязнения бортовым топливом окружающей среды при аварийной посадке летательных аппаратов.
Указанная задача решается за счет перевода жидкого углеводородного топлива в нетекучее состояние путем его структурирования и применения экологически безопасного агента. В качестве агента берут структурообразователь углеводородного топлива, переводящего его в нетекучее состояние. В качестве структурообразователя углеводородного топлива берут комплекс общей формулы: LB(OCnH2n+1)4, где L Li, Na; n 2 10, в соотношении к углеводородному топливу, находящемуся в топливной системе летательного аппарата, равном (0,01-0,1):1. Агент вводят перед посадкой летательного аппарата в неработающие топливные баки, а после касания летательным аппаратом грунта в расходный бак топливной системы. Известно устройство снижения пожарной опасности при аварийной посадке летательного аппарата (М.Е. Резников. Топлива и смазочные материалы для летательных аппаратов. М. Военное издательство МО СССР, 1973, с. 222 и 223; Н. Н. Смирнов и др. Особенности технической эксплуатации самолета ИЛ-96-300. М. МИИГА, 1991, с. 11), содержащее емкость для размещения агента, устройство подачи агента в топливо. При этом в качестве агента, снижающего воспламеняемость топлива используется фреон или водоэтиленгликолевая смесь, включающая этиленгликоль и дистиллированную воду. Недостатком описанного устройства является невозможность размещения на борту летательного аппарата комплекса структурирования углеводородного топлива и введение этого комплекса в топливную систему летательного аппарата при аварийной его посадке. Ближайшим аналогом предлагаемого устройства является система пожаротушения вертолетного двигателя [1] Общими признаками указанного аналога и заявляемого устройства являются наличие емкости для размещения огнегасящей жидкости, блока индикации неисправности в аварийной ситуации и функционально связанную с блоком систему подачи жидкости. Недостатком аналога является использование в качестве пожарогасящего агента фреона, а также отсутствие системы контроля остатков топлива в топливной системе и датчиков касания летательным аппаратом грунта. Применение фреонов в качестве огнегасящего агента оказывает отрицательное влияние на озонный слой атмосферы. Кроме того, указанное устройство не предотвращает растекания бортового топлива при авариях летательных аппаратов, что приводит к загрязнению окружающей среды. Задача снижения пожарной и экологической опасности, в том числе и при аварийной посадке летательного аппарата, в заявляемом изобретении решается за счет размещения на борту структурообразователя жидкого углеводородного топлива и превращения его в нетекучее и пожаробезопасное состояние. Решение технической задачи достигнуто тем, что в устройстве снижения пожарной и экологической опасности при аварийной посадке летательного аппарата, включающем емкости для размещения агента и систему его подачи, емкости заполнены компонентами структурообразователя и соединены через смеситель с топливной системой летательного аппарата, при этом система подачи функционально связана с датчиками остатков топлива в топливной системе летательного аппарата и с датчиком касания летательным аппаратом грунта, а также с блоком индикации неисправностей в аварийной ситуации. На чертеже приведена принципиальная схема предлагаемого устройства. Устройство содержит смеситель 1 для смешения компонентов структурообразователя с перекачивающим насосом 2, баки 3 и 4 с перекачивающими насосами 5 и 6 для размещения в них компонентов структурообразователя бортового топлива, которые посредством магистрали 7 и 8 с кранами 9 и 10 соединены со смесителем 1. Смеситель 1 посредством магистрали 11 с кранами 12, 13 и 14 соединен с топливными баками 15, 16 и 17 топливной системы летательного аппарата. Краны 12, 13 и 14 устройства функционально связаны с блоком 18 индикации неисправностей и аварийных ситуаций, а также могут быть функционально связаны с датчиком 19 касания летательным аппаратом грунта при его аварийной посадке (на чертеже эта связь показана штриховыми линиями). Топливные баки 15 и 16 могут быть резервными баками. Бак 17 является расходным баком. Посредством магистралей 20 и 21 и кранов 22 и 23 расходный бак 17 соединен с резервными баками 15 и 16. Посредством магистрали 24 с кранами 25 и 26 расходный бак 17 соединен с двигателями (на чертеже двигатели не показаны). Топливные баки 15, 16 и 17 имеют датчики 27 остатков топлива, функционально связанные с системой подачи структурообразователя в топливную систему аппарата. Указанные баки 15 и 16 включает в себя перекачивающие насосы 28 и 29, а бак 17 подкачивающий насос 30. Функционирование предлагаемого устройства снижения пожарной и экологической опасности при аварийной посадке летательного аппарата заключается в следующем. На борту летательного аппарата размещают компоненты структурообразователя бортового топлива. При возникновении аварийной ситуации на борту летательного аппарата и при подготовке к аварийной посадке летательного аппарата производится подача компонентов из баков 3 и 4 в смеситель 1 путем открывания кранов 9 и 10, установленных в магистралях 7 и 8, соединяющих баки 3 и 4 со смесителем 1. Путем включения перекачивающего насоса 2, полученный структурообразователь из смесителя 1 подается в один из топливных баков 15, 16 или 17, или одновременно во все баки. Для подачи структурообразователя в резервные баки 15 и 16 открываются краны 12 и 13, установленные в магистрали 11, соединяющей смеситель 1 с топливными баками 15, 16, 17. При введении структурообразователя в топливные баки 15 и 16 и проведении структурирования бортового топлива в указанных баках, краны 22 и 23, расположенные в магистралях 20 и 21, соединяющих топливные баки 15 и 16 с расходным баком 17, закрыты. Закрытие кранов 22 и 23 предотвращает проникновение структурообразователя в топливный бак 17 через баки 15 и 16. При необходимости структурирования бортового топлива во всей топливной системе летательного аппарата одновременно, краны 12, 13, 14, 22 и 23 могут находиться в открытом состоянии, а краны 25 и 26 в закрытом состоянии. При открытых кранах 25 и 26 структурообразователь проникает в топливную магистраль, соединяющую бак 17 с двигателями. Введение структурообразователя в топливную систему летательного аппарата может производиться как экипажем, так и по сигналу датчика 19 касания аварийным аппаратом грунта. Например, структурирование бортового топлива в балансировочных баках (Л. Б. Лещинер и др. Проектирование топливных систем самолетов. М. Машиностроение, 1991, сс. 37 и 38, рис. 27) может производиться экипажем после перекачки топлива из одних балансировочных баков в другие перед касанием грунта летательным аппаратом. Структурирование бортового топлива, размещенного в расходном баке, может производиться как по сигналу блока индикации неисправностей и аварийной ситуации, так и по сигналу датчика касания летательным аппаратом грунта, а также экипажем в момент касания летательным аппаратом грунта при его аварийной посадке. В качестве датчика задействования устройства может быть использован датчик ускорения, размещенный на борту летательного аппарата, а в качестве кранов электрогидроклапаны, электрически связанные с блоком индикации неисправностей и аварийной ситуации и с датчиком касания летательным аппаратом грунта. Конкретно процесс структурирования бортового топлива при аварийной посадке летательного аппарата определяется в каждом случае аварийной ситуации и конструктивными особенностями топливной системы летательного аппарата. Требуемая масса вводимого в топливную систему структурообразователя определяется типом структурообразователя и количеством остатка топлива в баках топливной системы летательного аппарата перед его аварийной посадкой и не превышает нескольких массы бортового топлива. В качестве структурообразователя углеводородного топлива может быть использован состав, представляющий собой комплекс общей формулы: LB(OCn


Формула изобретения
Устройство для снижения пожарной и экологической опасности при аварийной посадке летательного аппарата, включающее емкости для размещения огнегасящего агента, топливную систему, блок индикации неисправностей в аварийной ситуации, систему подачи агента, функционально связанную с блоком индикации, отличающееся тем, что емкости заполнены компонентами структурообразователя и соединены со смесителем, а система подачи агента дополнительно связана с датчиками остатка топлива в топливной системе и датчиком касания летательным аппаратом грунта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2