Способ зубопритирки
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес. Сущность изобретения состоит в том, что обрабатываемое колесо обкатывают с зубчатым инструментом при возвратно-поступательном перемещении детали или инструмента в присутствии зерен свободного абразива, подаваемых в зону обработки в виде пасты или суспензии, причем свободный абразив берут с размерами зерен, определяемыми из соотношения: где: Dз - средний, наиболее вероятный размер зерен свободного абразива, мкм; Dоср - средний, наиболее вероятный размер зерен абразива, закрепленного мостиками связки в рабочей поверхности зубьев инструмента, мкм; VА - объемная концентрация зерен абразива (Dоср) в структуре абразивного инструмента, долях от общего объема, принятого за 1,0. 5 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес, при отделке зубьев абразивным инструментом в виде абразивного или алмазного хона, выполненного в виде зубчатого колеса или червяка.
Известен способ абразивного зубохонингования при свободном обкате инструмента и детали, предусматривающий осцилляцию абразивного хона по отношению к обрабатываемому зубчатому колесу. Процесс зубохонингования осуществляется на станках без жесткой кинематической связи и заключается в совместной обкатке обрабатываемого зубчатого колеса и инструмента (зубчатого хона), выполненного (как правило) из пластмассы в смеси с абразивным порошком. Обкатка сопровождается их относительным продольным либо поперечным перемещением при небольшом радиальном или окружном давлениях. Для интенсификации процесса в ряде станков осуществляется быстрое колебательное движение инструмента вдоль оси (осцилляция). Недостатком данного способа является низкая точностная стойкость зубчатых хонов и быстрое снижение производительности хонингования при обработке одного колеса вследствие затупления хона, "засаливания" его пор частицами срезанного металла. Наиболее близким к изобретению является способ зубопритирки, предусматривающий введение в зону обработки свободного абразива посредством нанесения его в виде пасты на зубья притира до обработки либо подачи в виде суспензии в процессе обработки. Процесс притирки зубьев цилиндрических зубчатых колес представляет собой искусственный износ рабочих поверхностей зубьев с применением абразивной пасты. Притирка осуществляется одним или несколькими цилиндрическими зубчатыми притирами внешнего или внутреннего зацепления. Оси деталей и притира либо параллельны, либо перекрещиваются. Притир сопрягается с обрабатываемым колесом при окружном усилии 1000-2000 Н/м ширины обрабатываемого колеса. Инструмент и деталь обкатываются друг относительно друга свободно, т.е. без кинематической связи. Кроме вращательного, обкатного движения притир (или обрабатываемая деталь) совершают осевое перемещение (а в некоторых схемах притирки и быстрое радиальное перемещение), чем обеспечивается более равномерный съем металла с зубьев обрабатываемого колеса. Недостатком данного способа является столь же интенсивное, как и обрабатываемой детали, изнашивание инструмента (притира). Основным критерием выбора зернистости абразива смеси (пасты, суспензии) является шероховатость обрабатываемой поверхности зубьев. Вопрос точностной стойкости инструмента вообще не учитывается, в результате чего последний теряет точность уже при обработке первой детали и по мере обработки других деталей точность неуклонно снижается. Кроме того, так как свободный абразив является основным режущим элементом процесса, то приходится вести обработку при малых окружных скоростях (значительное меньших, чем при зубохононгования), чтобы зерна абразива не выводились из зоны обработки центробежными силами. Задачей изобретения является повышение эффективности процесса отделки зубьев колес абразивным инструментом, выраженное в повышении точностной стойкости инструмента и поддержания высокой производительности съема с поверхности зубьев детали. Задача решается за счет того, что в способе зубопритирки, включающем возвратно-поступательное перемещение детали или инструмента вдоль оси и свободное непрерывное обкатывание детали с зубчатым инструментом в присутствии свободного абразива, подаваемого в зону обработки в виде пасты или суспензии, свободный абразив берут с размерами зерен, определяемыми из соотношения:





отключение подачи СОЖ, импульсная подача абразивной суспензии (абразив зернистости N 5, согласно расчету по формуле 3) впрыскиванием в зону обработки с помощью специального устройства (шприца) в течение 5-10 с (обработка без подачи СОЖ);
распределение суспензии по зубьям хона посредством непрерывного обматывания без подачи СОЖ в течение 5-10 с;
включение подачи СОЖ продолжение обычного зубохонингования в течение 45 с и т.д. до тех пор, пока с поверхности зуба колеса не будет снят весь необходимый припуск. Обычное зубохонингование в данных условиях не позволяет снять припуск более 0,05-0,1 мм на сторону зуба детали. Причем, чем дольше идет хонингование, тем больше потери точности профиля зубьев колеса и хона. Бессистемная подача абразивной суспензии (произвольной зернистости, не выверенная по времени) приводит к прогрессивному разрушению зубьев хона. Реализация предлагаемого способа сохраняет точность зубьев хона, повышает его стойкость, и в то же время позволяет снимать значительный припуск с зубьев детали при стабильно высокой производительности (Qф фактический усредненный съем) этого процесса. В экспериментах удавалось снять до 0,8 мм на сторону зуба детали при повышении точности профиля с 10 до 8 ст (ГОСТ 1643-81).
Формула изобретения

где Dз средний размер зерен свободного абразива, мкм;
Dо.ср средний размер зерен абразива, закрепляемого в структуре поверхности зубьев инструмента, мкм;
Vа объемная концентрация зерен закрепляемого абразива в структуре абразивного инструмента, доли от 1.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5