Способ отделки зубчатых колес
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к изготовлению зубчатых передач. Сущность способа отделки зубчатых колес заключается в том, что при создании перекоса оси обрабатываемого зубчатого колеса путем поворота эксцентриковых втулок в подшипниковых узлах вала в противоположные стороны и поддержания номинального межосевого расстояния путем поворота в одну сторону на тот же угол эксцентриковых втулок в подшипниковых узлах вала с обкатным колесом происходит локализация контакта зубьев у торцовых поверхностей. В условиях обката в этих местах происходит интенсивный приработочный износ зубьев обрабатываемого колеса, так как оно имеет меньшую твердость, чем обкатное колесо. В результате достигается бочкообразная форма зубьев - продольная модификация. Угол поворота эксцентриковых втулок определяется конструктивными размерами и величиной модификации. Предлагаемый способ отделки зубчатых колес не требует специального оборудования и позволяет производить модификацию зубьев в условиях ремонтно-механического производства. 6 ил.
Изобретение относится к области изготовления зубчатых передач и может быть использовано при их технологической отделке, преимущественно в условиях ремонтно-механического производства.
Известен способ отделки зубчатых колее с продольной модификацией зубьев путем упругого поджатия режущего инструмента к зубчатому колесу по заданному закону, причем усилие упругого поджатия направляют радиально к оси зубчатого колеса (см.а.с. N 402434, B 23 Р 19/02). Недостатком известного способа является необходимость наличия специального оборудования, а также невозможность изготовления копира, имеющего радиус кривизны, соответствующий радиусу кривизны кривой естественной модификации. Это снижает несущую способность и надежность реальной зубчатой передачи, характеризующейся наличием перекосов и несоосности зубчатых колес. Известен способ приработки сопряженной пары зубчатых колес обкаткой, при которой определяют пятно контакта зубьев под нагрузкой, после чего осуществляют направленный съем металла с боковых поверхностей зубьев принудительно перемещаемым инструментом непосредственно в рабочем корпусе передачи (а.с. N 452451, B 23 Р 19/02). Известен способ притирки сопряженной пары зубчатых колес, заключающийся в том, что в процессе окончательной притирки осуществляют непрерывный по длине зубьев контроль температуры в зоне зацепления парных колес и в зависимости от степени нагретости различных участков изменяют нагрузку между зубьями притира и соответствующими участками притираемого колеса, производя дополнительный направленный съем металла, пропорциональный температуре этого участка (а.с. N 582071, B 23 F 19/02). Недостатком вышеуказанных способов является сложность их технического осуществления, а также невозможность получения кривой, описывающей бочкообразность зуба, соответствующей кривой естественной модификации, что снижает несущую способность и надежность зубчатой передачи. Известен способ приработки сопряженной пары цилиндрических зубчатых колес в условиях обката под рабочей нагрузкой путем сообщения дополнительного вращения вокруг оси, непараллельной осям прирабатываемых колес (а.с. N 916156, B 23 F 19/02). Недостатком данного способа является отсутствие возможности получения требуемой бочкообразной модификации зубьев, т. к. перекос валов зубчатых колес определяется величиной радиальных зазоров и деформацией подшипников. Таким образом, в известном устройстве можно получить бочкообразную модификацию, не поддающуюся расчету и прогнозированию, путем проб. В то же время при различном расположении зубчатых колес относительно опор (консольное, несимметричное) при недостаточной жесткости валов, при различных режимах эксплуатации для обеспечения несущей способности и надежности зубчатой передачи требуется различная величина модификации. Наиболее близким по техническому решению является способ отделки зубчатых колес в условиях обката в корпусе редуктора на эксцентриковых втулках ( Кокичев В.Н. Зубоотделочные станки. Судпромгиз, 1960, с. 30-32). Недостаткам данного способа является то, что при отделке зубчатых колес эксцентриковые втулки служат только для изменения межосевого расстояния с целью избежания стекания металла на ведомом зубчатом колесе от впадины и вершины зуба к полюсной линии, на ведущем колесе от полюсной линии к вершине зуба и к его впадине, и не обеспечивают возможность получения бочкообразной формы зуба в процессе обкатки. Задачей изобретения является разработка способа отделки зубчатого колеса путем обкатки в редукторе с эксцентриковыми втулками для получения продольной модификации зуба. Техническим результатом изобретения является получение бочкообразной формы зуба, описанной кривой естественной модификации, характеризующейся максимальным радиусом кривизны в средней части зубчатого венца и минимальным радиусом кривизны у торцов. Такая кривая модификации зуба обеспечивает повышение несущей способности и надежности зубчатой передачи, работающей в условиях перекоса и несоосности, характерных для реальных зубчатых передач. Указанный технический результат достигается тем, что в способе отделки зубчатых колес с продольной модификацией зубьев в условиях обкатки в редукторе с эксцентриковыми втулками эксцентриковым втулкам одного из валов сообщают поворот на угол










где a расстояние между опорами валов,

j зазор в зубчатой паре,
в ширина зубчатого венца. С другой стороны
C = e


где e величина эксцентриситета втулки,


Отделка зубьев эубчатого колеса 1 с противоположных сторон у разных торцов закончена при повороте втулки 14 на угол



средство, включающее заявленное изобретение при его осуществлении, предназначено для использования в промышленности, в частности, при производстве зубчатых колес:
для заявленного изобретения в том виде, как оно характеризуется в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью вышеизложенных в заявке средств и методов,
средство, воплощающее заявленное изобретение при его осуществлении, способно обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата. Следовательно заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость".
Формула изобретения


где а расстояние между опорами валов,

jn зазор в зацеплении,
b ширина зубчатого венца,
e эксцентриситет втулки.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6