Двухтопливный газобензиновый двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом
Использование: изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно - к двухтопливным двигателям внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, используемым, преимущественно на автомобилях. Сущность изобретения: между воздушным фильтром 18 и газовым переходником-смесителем 6 карбюратора 15 установлено воздушное распределительное устройство 19, выполненное в виде пустотелой проставки с размещенными по оси в его внутренней полости автоматическим обратным клапаном 20 с седлом 21, разделяющим внутреннюю полость проставки на две, сообщающиеся между собой полости 22 и 23. Распределительное устройство 19 снабжено воздушными патрубками 24 и 25, предназначенными для сообщения внутренних полостей 22 и 23 с турбокомпрессором. Кроме того, воздушное распределительное устройство 19 дополнительно снабжено пневматической системой управления, выполненной в виде цилиндра 26 с расположенным в нем поршнем 27, кинематически связанным с тарелкой автоматического клапана 20 штоком 28. Двигатель оснащен турбокомпрессором 29, содержащим в свою очередь газовую турбину 30, приводимую отработавшими газами и компрессор 31 для подачи сжатого воздуха в двигатель 32. Газовая турбина 30 своим газоприемным патрубком подключена к выпускному коллектору 33 двигателя 32 и для выпуска отработавших газов в атмосферу снабжена выпускным патрубком 34. Компрессор 31 своим воздухоприемным патрубком через всасывающий трубопровод 35 сообщен с воздушным патрубком 24, а воздухонапорным патрубком компрессора 31 через нагнетательный трубопровод 36 сообщен с воздушным патрубком 25 воздушного распределительного устройства 19. Выпускной коллектор 33 снабжен обводным трубопроводом 37 с перепускным органом 38. Надпоршневое пространство пневматического цилиндра 26 сообщено с всасывающим патрубком компрессора 31 трубопроводом малого сечения 39 с регулировочным винтом 40. Нагревательный воздушный трубопровод 36 сообщен с одной стороны через балансировочную трубку 41 с наддиафрагменной полостью первой ступени, с другой - через балансировочную трубку 42 - с наддиафрагменной полостью второй ступени газового редуктора 5. 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к двухтопливным двигателям внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, используемым преимущественно на автомобилях.
Известны двигатели внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, содержащие поршневой двигатель внутреннего сгорания с установленной в выпускном трубопроводе газовой турбиной турбокомпрессора, рабочее колесо которой установлено на одном валу с ротором центробежного нагнетателя, расположенного во впускном трубопроводе (Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Под ред. А.С. Орлина, М. Машиностроение, 1970, с. 7-8). При наддуве плотность воздуха повышается и, следовательно, увеличивается количество свежего заряда, поступившего в цилиндр при впуске, по сравнению с зарядом воздуха в том же двигателе без наддува. Однако карбюраторные бензиновые двигатели с газотурбинным наддувом обладают рядом недостатков. Эти недостатки заключаются в том, что вместе с повышением давления наддува возрастают давление и температура смеси в конце сжатия, вследствие чего сгорание смеси легко приобретает детонационный характер. С целью избежания детонации приходится или понижать степень сжатия карбюраторного двигателя, или использовать более дорогой бензин с повышенным октановым числом. Из известных двигателей внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом наиболее близким по технической сущности и по достигаемому результату является двигатель внутреннего сгорания (Григорьев В.Г. Колубаев В.Д. Ерохов В.И. и др. Газобаллонные автомобили, 1989, с.37, рис.12), содержащий впускной трубопровод с закрепленными на нем последовательно карбюратором, переходником-смесителем с патрубками впуска воздуха и газа и воздушным фильтром, выпускной трубопровод для выпуска отработавших газов из выпускного коллектора в атмосферу, магистраль для подачи бензина в карбюратор, снабженную электромагнитным клапаном с топливным фильтром, магистраль подачи газа в переходник-смеситель, в которой последовательно установлены редуктор высокого давления, электромагнитный клапан с газовым фильтром и двухступенчатый редуктор низкого давления. Однако известные двигатели внутреннего сгорания обладают рядом существенных недостатков. Эти недостатки заключаются в том, что перевод работы двигателя с бензина на сжатый природный газ (при неизменной степени сжатия) сопровождается понижением его максимальной мощности на 18 22% что влечет, в свою очередь, к снижению грузоподъемности автомобиля. Кроме того, снижение максимальной мощности газовых двигателей, работающих на сжатом природном газе, сопровождается ухудшением тяговодинамических и эксплуатационных характеристик автомобиля. Для повышения мощностных и экономических показателей работы двигателя на частичных и полных нагрузках путем улучшения регулирования состава газовоздушной смеси предлагается двухтопливный газобензиновый двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, снабженный турбокомпрессором с всасывающим воздухонапорным и газоприемным патрубками, последний из которых сообщен с выпускным трубопроводом, снабженным органом перепуска выпускных газов с приводом управления, а между воздушным фильтром и переходником-смесителем установлено воздушное распределительное устройство в виде проставки, внутри которой соосно с ней размещен автоматический обратный клапан, разделяющий внутреннее пространство на две полости, одна из которых сообщена с воздушным фильтром и с всасывающим патрубком турбокомпрессора, а другая -с переходником-смесителем и, через нагнетательный трубопровод, с воздухонапорным патрубком турбокомпрессора, причем нагнетательный трубопровод сообщен с наддиафрагменными полостями первой и второй ступеней редуктора низкого давления, воздушное распределительное устройство дополнительно снабжено пневматической системой управления, выполненной в виде цилиндра с расположенным в нем поршнем, кинематически связанным с тарелкой автоматического клапана, надпоршневое цилиндровое пространство которого через трубопровод малого сечения сообщено с всасывающим патрубком турбокомпрессора, причем трубопровод малого сечения снабжен регулировочным винтом. На чертеже схематично показано устройство двухтопливного газобензинового двигателя внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом. Двухтопливный газобензиновый двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом содержит магистральный вентиль 1, подогреватель газа 2, одноступенчатый редуктор высокого давления 3, электромагнитный клапан с газовым фильтром 4, двухступенчатый газовый редуктор низкого давления 5 и газовый переходник-смеситель 6, сообщенные между собой газовыми трубопроводами высокого давления 7, 8, 9 и 10 и трубропроводами низкого давления 11 и 12. Бензиновая система для подачи топлива в двигатель включает в себя топливный бак (не показан), бензонасос 13, электромагнитный клапан с бензиновым фильтром 14 и карбюратор 15, сообщенные между собой через бензопроводы 16 и 17. Между воздушным фильтром 18 и газовым переходником-смесителем 6 установлено воздушное распределительное устройство 19, выполненное в виде пустотелой проставки с размещенным по оси в ее внутренней полости автоматическим обратным клапаном 20 с седлом 21, разделяющим внутреннюю полость проставки на две, сообщающиеся между собой полости 22 и 23. Распределительное устройство 10 снабжено воздушными патрубками 24 и 25. Кроме того, воздушное распределительное устройство 19 дополнительно снабжено пневматической системой управления, выполненной в виде цилиндра 26 с расположенным в нем поршнем 27, кинематически связанным с тарелкой автоматического клапана 20 штоком 28. Двигатель оснащен турбокомпрессором 29, содержащим в свою очередь газовую турбину 30, приводимую отработавшими газами, и компрессор 31 для подачи сжатого воздуха в двигатель 32. Газовая турбина 30 своим газоприемным патрубком подключена к выпускному коллектору 33 двигателя 32 и для выпуска отработавших газов в атмосферу снабжена выпускным патрубком 34. Компрессор 31 своим воздухоприемным патрубком через всасывающий трубопровод 35 сообщен с воздушным патрубком 24, а воздухонапорным патрубком через нагнетательный трубопровод 36 сообщен с воздушным патрубком 25 воздушного распределительного устройства 19. Выпускной коллектор 33 снабжен обводным трубопроводом 37, оснащенным в свою очередь перепускным органом управления 38. Надпоршневое пространство пневматического цилиндра 26 сообщено с всасывающим патрубком компрессора 31 трубопроводом малого сечения 39 с регулировочным винтом 40. Нагнетательный воздушный трубопровод 36 сообщен с одной стороны через балансировочную трубку 41 с наддиафрагменной полостью первой ступени, а с другой через балансировочную трубку 42 с наддиафрагменной полостью второй ступени газового редуктора 5. Магистральный вентиль 1 и бензиновый насос 13 через систему трубопроводов и запорной арматуры сообщены соответственно с газовыми баллонами и бензобаком (не показано). Работа осуществляется следующим образом. При работе на газообразном топливе сжатый природный газ из баллонов высокого давления (не показаны) через открытые расходный (не показан) и магистральный вентиль 1 и газовый трубопровод 7 поступает в подогреватель газа 2. Из подогревателя 2 подогретый газ через газовый трубопровод 8 поступает в одноступенчатый редуктор высокого давления 3, где давление газа понижается до 0,8-1,2 МПа. Подогретый газ, проходя через магистральный электромагнитный клапан с газовым фильтром 4, очищается от механических примесей и через газовый трубопровод 10 поступает в первую ступень двухступенчатого газового редуктора низкого давления 5, в котором давление понижается до 0,18-0,20 МПа. Затем газ из первой ступени поступает во вторую ступень редуктора, где его давление понижается до атмосферного. В дальнейшем газ из второй ступени редуктора низкого давления поступает в дозирующее экономайзерное устройство, обеспечивающее подачу необходимого количества газа в газовоздушный переходник-смеситель 6 карбюратора 15, где смешивается с очищенным сжатым воздухом, поступающим одновременно из воздушного фильтра 18 через полость 22 воздушного распределительного устройства 19, всасывающий трубопровод 35, компрессор 31, нагнетательный трубопровод 36 и нижнюю полость 23, образуя горючую смесь. Обратный воздушный клапан 20 при этом за счет разностей давлений между полостями 22 и 23
Формула изобретения
Двухтопливный газобензиновый двигатель внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, содержащий впускной трубопровод с закрепленными на нем последовательно карбюратором, переходником-смесителем с патрубками впуска воздуха и газа и воздушным фильтром, выпускной трубопровод, магистраль подачи бензина в карбюратор, снабженную электромагнитным клапаном и топливным фильтром, магистраль подачи газа в переходник-смеситель, в которой последовательно установлены редуктор высокого давления, электромагнитный клапан с газовым фильтром и двухступенчатый редуктор низкого давления, отличающийся тем, что он снабжен турбокомпрессором с всасывающим, воздухонапорным и газоприемным патрубками, последний из которых сообщен с выпускным трубопроводом, снабженным органом перепуска выпускных газов с приводом управления, а между воздушным фильтром и переходником-смесителем установлено воздушное распределительное устройство в виде пустотелой проставки, внутри которой соосно с ней размещен автоматический обратный клапан, разделяющий внутреннее пространство проставки на две полости, одна из которых сообщена с воздушным фильтром и с всасывающим патрубком турбокомпрессора, а другая с переходником-смесителем и через нагнетательный трубопровод с воздухонапорным патрубком турбокомпрессора, причем нагнетательный трубопровод сообщен с наддиафрагменными полостями первой и второй ступеней редуктора низкого давления, а воздушное распределительное устройство дополнительно снабжено пневматической системой управления, выполненной в виде цилиндра с расположенным в нем поршнем, кинематически связанным с тарелкой автоматического клапана, надпоршневое цилиндрическое пространство которого через трубопровод малого сечения сообщено с всасывающим патрубком турбокомпрессора, причем трубопровод малого сечения снабжен регулировочным винтом.РИСУНКИ
Рисунок 1PC4A Государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права
Дата и номер государственной регистрации договора: 16.08.2011 № РД0085548
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - "Газпром ВНИИГАЗ" (RU)
Приобретатель исключительного права: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - "Газпром ВНИИГАЗ" (RU), Открытое акционерное общество "Газпром" (RU)
(73) Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - "Газпром ВНИИГАЗ" (RU),Открытое акционерное общество "Газпром" (RU)
Адрес для переписки:ОАО "Газпром", Департамент стратегического развития, ул. Наметкина, 16, ГСП-7, В-420, Москва, 117997
Дата публикации: 27.09.2011