Устройство для соединения с винтовым канатом
Использование: соединение конструктивных элементов с винтовым канатом. Сущность изобретения: корпус выполнен с торцовыми крышками, имеющими центральные отверстия, через которые пропущен винтовой канат. В корпусе размещены тонкостенные шайбы с отверстиями, профиль которых идентичен соответствующему профилю пропущенного через них винтового каната. Шайбы кинематически связаны с корпусом. Данная кинематическая связь может быть выполнена в виде стержней, установленных в торцовых крышках и пропущенных в соосных отверстиях, расположенных по периметру шайб. Также данная кинематическая связь может быть выполнена в виде дополнительных тонкостенных шайб, расположенных между основными. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области машиностроения.
При решении технических задач с применением гибких элементов, в частности винтовых канатов, одной из проблем является разработка соединений винтового каната с другими конструктивными элементами и между собой. Однако все виды таких соединений основаны на принципе деформации винтовых канатов в месте их заделки. Причем даже в разъемных соединениях после их демонтажа дальнейшее использование этой части винтового каната практически невозможно. Известно устройство для соединения с винтовым канатом [1] содержащее корпус, тонкостенные шайбы с отверстиями, через которые пропущен винтовой канат, кинематически связанные каждая с корпусом. Недостатком известного устройства является ограниченность его функциональных возможностей, а также значительная деформация винтового каната при его фиксировании. Задачей изобретения является расширение функциональной возможности соединения с винтовым канатом. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено устройство с жестким соединением шайб с корпусом. На фиг.2 изображена шайба для устройства по фиг.1. На фиг. 3 изображено устройство с фрикционным соединением шайб с корпусом. На фиг.4 изображена шайба для конструкции устройства по фиг.3. На фиг.5 изображена шайба для профильного соединения с корпусом устройства по фиг.3. Устройство для соединения с винтовым канатом содержит корпус 1, с двух сторон которого расположены торцовые крышки 2, жестко связанные с корпусом. В торцовых крышках выполнены соосные отверстия, через которые пропущены тонкостенные шайбы 4, в отверстиях 5 которых пропущен винтовой канат 3. Отверстия 5 шайб выполнены профилем, соответствующим профилю поперечного сечения винтового каната, образующего с шайбами винтовое соединение. Кинематическая связь шайб 4 с корпусом 1 может быть выполнена в виде продольных стержней 6, размещенных в соосных отверстиях 7, выполненных в шайбах 4. Продольные стержни 6 жестко установлены в торцовых крышках 2. Отверстия 7 расположены по периметру, их число, диаметр и координаты тождественны соответствующим параметрам продольных стержней 2. Шайбы 4 свободно установлены на продольных стержнях 6. В пределах шага свивки винтового каната установлена группа шайб 4 с угловым смещением круглых отверстий под продольные стержни 4 относительно осей окружностей фигурного отверстия, соответствующих диаметру прядей винтового каната (фиг.2). Ширина шайб 4 (шаг свивки винтового каната), их число в группе и разность углов




где Dнш наружный диаметр шайбы 9,
Dкан диаметр каната,
m число диаметров каната в шаге свивки прядей,
Z число шайб 9,
f коэффициент трения. Зазор между контуром винтового каната и контуром фигурного отверстия в шайбах 4 рассчитывается, исходя из толщины шайб и осевых усилий в паре канат-устройство. При перемещении устройства (фиг.1) вдоль каната зазор между шайбами 4 изменяется в зависимости от изменения угла наклона винтовых линий свивки каната. Смещение шайб 4 вдоль продольной оси устройства происходит автоматически в соответствии с изменением профильной поверхности участка каната, охватываемого в данный момент устройством. Тождественность отверстия, образуемого шайбами 4 профильной поверхности участка каната, охватываемого устройством (фиг.3) при его перемещении вдоль каната, образуется за счет автоматического углового смещения шайб 4 относительно шайб 9. Устройство работает следующим образом. При попытке перемещения каната в осевом направлении в ту или другую сторону и при неподвижной шайбе 4 кромки отверстий будут препятствовать перемещению винтового каната до тех пор, пока не произойдет деформация прядей в месте соприкосновения с кромками отверстий, т.е. произойдет местный изгиб участка пряди и ось этого участка станет параллельна оси отверстия. В том случае, когда шайба 4 свободна, при перемещении каната или шайбы 4 в осевом направлении на расстояние "а" шайба сместится одновременно на расстояние "b", т. к. она может двигаться только вдоль прядей. Расстояние "b" будет b=a




где rотв радиус от центра шайбы до центра отверстия, через которое проходит прядь каната. Таким образом, создавая вращательное движение шайбы вокруг оси каната, шайба одновременно совершает и поступательное движение вдоль оси каната. Происходит преобразование вращательного движения шайбы в поступательное, т. е. реализуется принцип подвижного соединения устройств с канатом.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5