Способ определения скорости выноса оксидного топлива через систему вентиляции топливно-эмиттерного узла термоэмиссионного электрогенерирующего канала
Использование: термоэмиссионное преобразование энергии. Сущность изобретения: при испытаниях энергогенерирующего канала в реакторе измеряют тепловыделение (Q) в топливно-эмиттерном узле и тепловыделение (g) конденсата топлива, вышедшего через систему вентиляции и сконденсировавшегося вне топливно-эмиттерного узла, в зависимости от времени, определяют по этим зависимостям для интересующего момента времени
=
i скорость dQ/d
и dq/d
, а скорость выноса топлива (m) оценивают по выражению
где M0 - первоначальная масса топлива в топливно-эмиттерном узле. 2 ил.
Изобретение относится к термоэмиссонному методу преобразования тепловой энергии в электрическую и реакторной теплофизике и может быть использовано в программе создания энергонапряженных термоэмиссонных электрогенерирующих каналов (ЭГК).
Рассматриваемые ЭГК представляют сборку с последовательной коммутацией цилиндрических электрогенерирующих элементов (ЭГЭ), при которой расположенные вдоль оси эмтитеры соединены с коллекторами соседних элементов (фиг. 1), а коллекторы изолированы друг от друга. Токосъем осуществляется с эмиттера одного и коллектора другого, крайнего, элемента сборки. В электрогенерирующих элементах происходит термоэмиссионное преобразование тепловой энергии, поступающей к эмиттеру, в электрическую. Термоэмиссионные преобразователи, как показано на фиг.1, являются одновременно и тепловыделяющими элементами, образующими активную зону атомного реактора. Топливно-эмиттерные узлы (ТЭУ) включают цилиндрические сердечники из высокотемпературного ядерного горючего, помещенные в оболочку из конструкционного материала, являющуюся одновременно и эмиттерром. Одним из факторов, определяющих ресурс ЭГК с оксидным топливом, является вынос топлива через систему вентиляции газообразных продуктов деления топливно-эмиттерного узла с конденсацией топлива на торце соседнего электрогенерирующего элемента с появлением соответствующих утечек тока, снижения мощности и КПД, т.е. возникновением отказа типа "деградация характеристик". Поэтому определение скорости выноса топлива через систему вентиляции ТЭУ, а следовательно и ресурса работы ЭГК по этому процессу, является важнейшей задачей при создании энергонапряженных ЭГК [1] Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения скорости выноса из ТЭУ через систему вентиляции, использующий уравнение Пуазейля для течения через газоотводное устройство, выполненное в виде прямой трубы круглого сечения [2] Данный способ заключается в расчете потока топливного материала из твэла через систему вентиляции, выполненную в виде трубки при известных значениях тепловой мощности, температуры эмиттера ТЭУ и давления парогазовой смеси в межэлектродных зазорах. Сложность данного способа заключается в необходимости достаточно знания максимальной температуры в ТЭУ и температуры на поверхности конденсата топлива, вышедшего из ЭГЭ. Поскольку только зная эти температуры можно провести оценку давления пара P топливного материала. В частности, для стехиометричной UO2 выражение для равновесия между паровой и адсорбированной фазой имеет вид [3] lg P [мм рт. ст. -32258/T + 12,183 Соотношение (1), верное для стехиометричной UO2, может давать большую погрешность в определении P и соответственно скорости выноса топлива, при неизвестной стехиометричности топлива, наличии в топливе примесей и тому подобного. Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения, является повышение точности в определении скорости выноса топлива, поскольку не требуется предварительного определения температуры топлива и результаты не зависят от состояния топлива. Указанный технический результат достигается предложенным способом определения скорости выноса оксидного топлива через систему вентиляции топливно-эмиттерного узла термоэмиссионного ЭГК, включающий в процессе реакторных испытаний измерение или оценку рабочих значений тепловой мощности и оценку скорости выноса топлива, отличающийся тем, что в процессе реакторных испытаний измеряют зависимости от времени тепловыделения (Q) в топливно-эмиттерном узле и тепловыделения (q) конденсата топлива, вышедшего через систему вентиляции и сконденсировавшегося вне топливно-эмиттерного узла, по этим зависимостям оценивают для момента времени
i скорость изменения тепловыделения в ТЭУ dQ/d
и в конденсате топлива dq/d
, а скорость выноса топлива mi через систему вентиляции в момент времени ti оценивают по выражению
где M0 начальная масса топлива в топливно-эмиттерном узле; Qi тепловыделение в ТЭУ в момент времени
=
i; qi тепловыделение конденсата топлива, вышедшего из ТЭУ через систему вентиляции в момент времени
=
i. На фиг. 1 и 2 приведены схемы топливно-эмиттерного узла ЭГК и график, поясняющий сущность способа. На фиг. 1 обозначено: 1-конденсат топлива, вышедшего из ТЭУ; 2-система вентиляции; 3-топливо; 4-эмиттерная оболочка ТЭУ; 5-коллектор ЭГЭ; 6-коллекторная изоляция; 7-чехловая труба ЭГК; 8-датчик тепловой мощности, выделяемой в ТЭУ; 9-датчик тепловой мощности, выделяемой в конденсате топлива; 10-изоляция. На фиг.2 обозначено: NA характерная кривая вывода реактора на мощность; Q кривая изменения тепловой мощности в ТЭУ; q кривая изменения тепловой мощности, выделяемой в конденсате топлива; Qi тепловыделение в ТЭУ в момент времени
=
i; qi тепловыделение конденсата топлива, вышедшего из ТЭУ через систему вентиляцию в момент времени
=
i. Способ реализуется следующим образом. ЭГК, предоставляющий последовательно соединенную сборку ЭГЭ (фиг.1) с системами регистрации (8 и 9) тепловой мощности, выделяемой в ТЭУ и тепловой мощности, выделенной конденсатом топлива, вышедшего из ТЭУ и сконденсировавшегося в межкатодном пространстве, помещают в ячейку реактора. В процессе вывода реактора на мощность (NA) и затем в процессе работы реактора, моделирующей этапы работы ЭГК (номинальных, форсированных и др.), регистрируют изменение во времени тепловой мощности, выделяемой в ТЭУ Q(
) и тепловой мощности q(
) в вынесенной через систему вентиляции 2 и сконденсировавшемся топливе 1. Поясним определение тепловыделения конденсата топлива, измеряемое с помощью элемента 9. При отсутствии конденсата топлива 1 калориметр регистрирует электрический сигнал (термо ЭДС E
с цепочки термоэлементов, из которых состоит калориметр 9) пропорциональный тепловыделению q
= A
E
в элементах конструкции коллекторного пакета за счет g нагрева (Q
) напротив калориметра (9). Здесь A торировочный коэффициент. После появления конденсата топлива 1 калориметр регистрирует сигнал E тепловыделения
= q
+q = A
E.. Откуда тепловыделение в топливе, вышедшем через систему вентиляции ТЭУ сконденсировавшемся в межкатодном пространстве определяется выражением q =
- q
= A
(E-E
).. Практика разработки термоэмиссионных ЭГК показала, что неизбежный вынос топлива из ТЭУ через систему вентиляции при правильном конструировании ЭГК локализуется (конденсируется) в межкатодном пространстве (как показано на фиг. 1). При недостаточно оптимальном конструировании ЭГК возможно часть топлива конденсируется на перемычке у входа в межэлектродный зазор, оставаясь в межкатодном пространстве, что также регистрируется калориметром 9. Для каждого моделируемого этапа работы ЭГК в интересующий нас момент времени
i (фиг. 2) по измеренной зависимости Q(
) и q(
) определяют dQ/d
и dq/d
, после чего по выражению (2) находим скорость выноса топлива mi. Выражение (2) получено следующим образом. Скорость выноса топлива m(
) через систему вентиляции ТЭУ определяем из соотношения:m =

dv/d
, (3)где v объем конденсата топлива, вышедшего из ЭГЭ;
плотность топлива. Тепловыделение конденсата топлива 1 определим из соотношенияq v
qv, (4)где qv Q/V q/v (q+Q)/V0; (5)
V0 и V начальный объем топлива в ТЭУ и текущее значение объема топлива в ТЭУ соответственно. Продифференцируем (4)
dq/d
= dv/d
qv+v
dqv/d
(6)Подставляя в (6) выражение (5) находим

Подставляя (7) в (3), получаем

Из (5) получаем v q
V0/(q+Q) (9)Подставляя (9) в (8) и обозначая начальную массу топлива в ТЭУ через Mo=

Vo, получаем
Откуда, используя выражение (10), для момента времени
=
i получаем выражение (2). Реализуемость и эффективность предлагаемого способа были проверены при испытаниях ЭГК в исследовательском реакторе. Характерные, полученные при испытаниях, зависимости тепловой мощности реактора NA, тепловыделения в ТЭУ Q и в конденсате топлива, вышедшего из ТЭУ q, от времени приведены на фиг.2. Полагаем, что для момента времени
i тепловыделение в ТЭУ составило Qi 900 Вт, в конденсате топлива qi 0,2 Вт, скорость изменения тепловыделения Q в ТЭУ dQ/d
= -7
10-8 Вт/с и скорость изменения тепловыделения q в конденсате dq/d
= -7
10-8 Вт/с. Зная первоначальную скорость выноса топлива в момент времени
i по выражению (2) mi 2,6
10-9 г/с. Таким образом, предлагаемый способ позволяет:1) обеспечить непрерывный контроль за скоростью выноса топлива из ТЭУ термоэмиссионного ЭГК в реакторных условиях;
2) моделировать рабочие режимы работы ЭГК для ТЭУ реальной конструкции и технологии изготовления;
3) тем самым повысить точность определения скорости выноса топлива через систему вентиляции ТЭУ. В свою очередь, повышенная точность определения mi позволяет оценить предельный ресурс работы ЭГЭ по фактору выноса топлива или дать рекомендации по улучшению конструкции системы вентиляции ТЭУ и режимов эксплуатации с целью повышения ресурса ЭГК. Литература
1. Дегальцев Ю. Г. Пономарев-Степной Н. Н. Кузнецов В. Ф. Поведение высокотемпературного ядерного топлива при облучении. М. Энергоатомиздат, 1987, с.119. 2. Корнилов В. А. Юдицкий В. Д. Моделирование тепло и массопереноса в сердечнике термоэмиссионного ТВЭЛа. Атомная энергия, 1982, вып.2. 3. Горбань Ю. А. Павлинов Л. В. Быков В. Н. Исследование испарения двуокиси и карбидов урана. Атомная энергия, 1967, т.22, вып.6, с. 465-467.
Формула изобретения
i скорость изменения тепловыделения в топливно-эмиттерном узле dQ/d
и в конденсате топлива dq/d
, а скорость выноса топлива mi, через систему вентиляции в момент времени
i оценивают по выражению
где М0 начальная масса топлива в топливно-эмиттерном узле;
Qi тепловыделение в топливно-эмиттерном узле в момент времени
=
i;qi тепловыделение конденсата топлива, вышедшего из топливно-эмиттерного узла через систему вентиляции в момент времени
=
i.оРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2




















