Способ определения октанового числа компонентов моторного топлива
Использование: изобретение относится к спектральным способам и может быть использовано для определения октанового числа в лабораторных условиях и при получении компонентов моторного топлива первичного и вторичного происхождения и их смесей. Сущность изобретения: способ предусматривает охлаждение отобранного вещества, регистрацию спектра ЯМР-H, по которому определяют величину интегральных интенсивностей спектральных ЯМР-линий ароматических протонов в a,,
-положении относительно ароматического ядра. 1 ил., 1 табл.
Изобретение относится к спектральным способам определения октановых чисел компонентов моторного топлива и может быть использовано при лабораторных исследованиях и при получении компонентов моторного топлива первичного и вторичного происхождения и их смесей.
Известен способ определения октанового числа компонентов моторного топлива, включающий отбор исследуемого топлива, его охлаждение, регистрацию спектра протонного ядерного магнитного резонанса (ЯМР 1H), измерение интегральных интенсивностей спектральных линий ЯМР 1H, нормализацию спектральных интенсивностей областей спектра, соответствующих ароматическим и олефиновым протонам, определение исследовательского октанового числа компонентов моторного топлива согласно зависимости: ИОЧ 83,14 + 0,48 (% HA) + 1,02 (% HB), где HA интегральная интенсивность ароматических протонов; HB интегральная интенсивность олефиновых протонов. Октановое число компонентов моторного топлива определяют по исследовательскому октановому числу с использованием коэффициента пересчета [1] Однако этот способ не позволяет оперативно проследить за изменением качества компонентов моторного топлива первичного и вторичного происхождения в процессе их получения из-за необходимости периодического отбора проб и пересчета исследовательского октанового числа. Кроме того, способ имеет узкий диапазон определения октанового числа. Наиболее близким к предлагаемому является способ определения октанового числа бензина, включающий отбор исследуемого бензина, непрерывный анализ бензина методом ЯМР-Н в потоке, измерение интегральных интенсивностей спектральных линий, соответствующих протонам, входящим в аллильные и олефиновые или ароматические углеводороды, определение моторного октанового числа (МОЧ) по формуле МОЧ X1ар + Y1ол. + C и определение исследовательского октанового числа (ИОЧ) по формуле ИОЧ ZIал + C, где Iар, Iол, Iал интегральные интенсивности областей спектра ЯМР-Н, соответствующие ароматическим, олефиновым и аллильным соединениям в бензине; X, Y, Z, C предварительно определенные константы путем линейной корреляции спектральных данных ЯМР-H бензина и его значений ИОЧ и МОЧ [2] Однако данный способ имеет недостатки, связанные с температурной погрешностью ЯМР спектрометра, которая заключается в изменении чувствительности и разрешающей способности прибора при изменении температуры исследуемого продукта. Кроме того, здесь имеет место влияние парамагнитных соединений, присутствующих в сырье для получения бензина нефти, нефтепродуктах, на интенсивности и форме спектральных линий. Цель изобретения состоит в более точном определении октанового числа компонентов моторного топлива первичного и вторичного происхождения и их смесей. На чертеже приведена принципиальная технологическая схема реализации способа. В резервуарах 1 и 2 находятся компоненты товарного бензина. Смесь компонентов из резервуара 3 частично отводят в зонд 4 спектрометра ЯМР - 1H 5, который оборудован для съемки спектров в потоке. Способ осуществляют следующий образом. Отбирают анализируемый продукт в процессе его получения путем его отвода в зонд 4, охлаждают его и регистрируют спектр ЯМР 1H, по которому определяют величину интенсивности сигналов поглощения. Октановое число анализируемого продукта определяют согласно зависимости: OЧ = 45,88+0,41Ia+0,17I









Формула изобретения
Способ определения октанового числа компонентов моторного топлива первичного и вторичного происхождения и их смесей, включающий отбор вещества, непрерывный анализ последнего методом ЯМР-'H в потоке, отличающийся тем, что вещество после отбора охлаждают, а октановое число компонентов моторного топлива определяют с учетом содержания в спектре ароматических и алифатических протонов согласно зависимости.
где Ia интегральная интенсивность ЯМР-'Н линий ароматических протонов;
I





РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2