Шпиндельная секция турбобура-отклонителя
Использование: в горной промышленности при бурении скважины забойными двигателями. Сущность изобретения: шпиндельная секция включает полый корпус и размещенный в корпусе связанный с валом двигателя шарнирной муфтой полый вал, радиальные и осевые опоры и уплотнение вала. Вал установлен в радиальных опорах с зазором, величина которого возрастает пропорционально расстоянию от шарнирной муфты до соответствующей радиальной опоры. Внутренняя поверхность радиальных опор выполнена конусной с направлением меньшего основания конуса в сторону шарнирной муфты. Уплотнение вала размещено между муфтой и радиальной опорой с минимальным радиальным зазором. 1 ил.
Изобретение относится к буровой технике, а именно к техническим средствам для углубления наклонно-направленных и горизонтальных скважин.
Известен турбобур-отклонитель, содержащий корпус, в котором расположен статор и ротор с независимой подвеской, шпиндель с полым валом, верхнюю и нижнюю полумуфты с контактными поверхностями, установленные на валах ротора и шпинделя, кривой переводник, соединяющий корпус турбобура со шпинделем. Однако для достижения малого и среднего радиуса возникает необходимость в увеличении угла перекоса кривого переводника отклонителя, что приводит к снижению проходимости компоновки особенно в осложненных условиях, а также к интенсивному износу радиальных опор и снижению интенсивности искривления. Кроме того, при возникновении осевого люфта забойного двигателя происходит смешение вверх муфты относительно точки пересечения геометрических осей шпинделя и турбобура. В результате увеличиваются интенсивность износа муфты и соответственно энергетические потери. Известен также отклонитель, включающий корпус шпинделя, в котором размещены полый вал, соединенный шарнирной муфтой с верхним валом, радиальные и осевые опоры, уплотнение вала и кривой переводник. Наличие кривого переводника требует его ориентирования и затрат, связанных с этим, в результате чего появляется необходимость в использовании телеметрических систем и дополнительных средств на их обслуживание. Кроме того, наличие кривого переводника и удлиненная форма верхнего плеча, состоящего из верхнего шпинделя и забойного двигателя при необходимости увеличения интенсивности искривления и угла перекоса кривого переводника ограничивается проходимостью отклонителя, особенно в осложненные стволы скважин, приводит к ускоренному износу радиальных опор из-за радиальных усилий и самопроизвольному забуриванию вторых стволов. В некоторых случаях из-за отсутствия проходимости и необходимости приведения проработок повышается вероятность забуривания второго ствола. При этом отсутствует возможность использования наддолотного калибратора расширителя из-за ограниченной проходимости компоновки. Цель изобретения улучшение проходимости отклонителя в искривленный ствол скважины при безориентированном и ориентированном наборе угла. Цель достигается тем, что в шпиндельной секции турбобура-отклонителя, включающей полый корпус и размешенные в корпусе связанный с валом двигателя шарнирной муфтой полый вал, радиальные и осевые опоры и уплотнения вала, последний установлен в радиальных опорах с зазором, величина которого возрастает пропорционально расстоянию от шарнирной муфты до соответствующей радиальной опоры, а внутренняя поверхность радиальных опор выполнена конусной с направлением меньшего основания конуса в сторону шарнирной муфты, при этом уплотнение размещено между муфтой и радиальной опорой с минимальным радиальным зазором. Наличие зазора, а также выполнение конических внутренних диаметров радиальных опор позволит отклонителю принимать форму искривленного ствола, т.е. обеспечить проходимость всей компоновки. Размещение уплотнителя между муфтой и радиальной опорой с минимальным зазором позволит предупредить прохождение бурового раствора между валом и радиальными опорами и, как следствие, заклинивание долота из-за низкого качества очистки забоя, вызванного увеличенным зазором ниппельной части отклонителя. На чертеже, изображена схема компоновки низа бурильной колонны. Шницельная секция турбобура отклонителя состоит из корпуса шпинделя 1, соединенного с одной стороны через переводник 2 с турбобуром и колонной бурильных труб, а с другой стороны через ниппель 3-с калибратором расширителем 4 и долотом 5. В корпусе шпинделя 1 размещены полый вал 6, соединенный с шарнирной муфтой 7, а между валом и корпусом установлены радиальные 8 и осевые 9 опоры в виде подшипников. Радиальные опоры 8 установлены с зазором 10, причем зазор увеличивается прямо пропорционально расстоянию от муфты 7 до каждой радиальной опоры и определяют по формуле


в случае установки наддолотного калибратора позволит сократить затраты на калибровку и расширение ствола;
при установке центратора на корпус шпинделя отклонитель будет работать как маятниковая компоновка по уменьшению угла.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1