Шаговый электрический двигатель
Использование: в электрических машинах импульсного действия. Сущность изобретения: шаговый электрический двигатель содержит два установленных в корпусе 1 с возможностью вращения якоря 4, 5 с постоянными магнитами 6, выполненными из материала, обеспечивающего отсутствие размагничивания при максимальном магнитном потоке от обмотки 2. Магниты 6 размещены попарно на каждом из расположенных соосно и с зазором якорей 4, 5 внутри цилиндрической обмотки 2. Полюса 7 магнитов чередуются как в направлении этой оси, так и по окружности каждого якоря 4, 5. Наружные аксиальные торцы любой пары магнитов на одном из якорей выступают за наружные аксиальные торцы соответствующей им пары магнитов на другом якоре. На противоположных зазору между якорями полюсах магнитов закреплены магнитопроводящие полюсные наконечники 7 с равномерно распределенными по окружности зубцами Г и Д, имеющими шаг, меньший размера выступания торцов магнитов. Зубцы Г, Д, соответствующие одноименным полюсам 7 магнитов 6, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности охватывающего снаружи катушку 2 магнитопроводящего поворотного звена 8. Зубцы, соответствующие противоположным полюсам 7 магнитов 6, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности Ж магнитопроводящих втулок 9, неподвижно соединенных с корпусом 1 и образующих концентричные зазоры с поворотным звеном 8. 2 ил.
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам импульсного действия.
В большинстве известных электродвигателей /синхронных, асинхронных, моментных, шаговых/ непрерывное вращение осуществляется за счет того, что в каждый промежуток времени их действия магнитодвижущий момент создается лишь под частью магнитных полюсов электрической машины /обычно не более половины или трети/, что сказывается на снижении добротности, определяемой как отношение развиваемого движущего момента к массе активных частей и корню квадратному из потребляемой мощности. И это очевидно, поскольку для создания движущего момента в них используется не более половины или трети активных частей. Известен шаговый электрический двигатель по а.с. СССР N1132330, который разработан автором на основании также его а.с. СССР N1010705 и содержит обмотку управления и соединенные с подвижным звеном и неподвижным основанием посредством механизмов свободного хода, выполненных в виде подпружиненных клиньев, два якоря, один из которых несет на своей цилиндрической поверхности полюса, а другой полюса и постоянные магниты, причем цилиндрические поверхности якорей размещены концентрично относительно друг друга. В этом двигателе взаимное колебательное движение двух якорей преобразуется в непрерывное вращение подвижного звена при помощи механизмов свободного хода, причем, поскольку магнитодвижущий момент развивается в нем в каждый промежуток времени всей обмоткой и под всеми полюсами одновременно, добротность его на порядок выше, чем у электродвигателей, создающих непрерывное вращение за счет бегущего по окружности магнитного поля. Практика показывает, что при прочих равных условиях это эквивалентно снижению массы двигателя в два раза. Однако существенным недостатком такого двигателя являются механизмы свободного хода, которые быстро изнашиваются благодаря наличию в них трения скольжения и высоким удельным контактным давлениям в местах установки клиньев. Кроме того, пусковой движущий момент такого двигателя не может быть существенно повышен из-за насыщения магнитопроводящих частей магнитным потоком, а сам двигатель нельзя использовать в качестве управляемого электрического тормоза. Целью данного изобретения является повышение надежности и долговечности /срока действия/, а также расширение области применения электрического двигателя за счет получения возможности использования его в качестве тормоза и за счет увеличения пускового движущего момента. Цель достигается тем, что в шаговом электрическом двигателе, содержащем электрическую обмотку, поворотное звено, два установленных в корпусе с возможностью вращения якоря и постоянные магниты, последние выбраны по материалу из условия отсутствия размагничивания при максимальном магнитном потоке от обмотки и размещены попарно на каждом из расположенных соосно и с зазором якорей внутри цилиндрической обмотки катушечного типа из двух разделенных радиально секций с направлением намагниченности вдоль ее центральной оси, причем полюса магнитов чередуются как в направлении этой оси, так и по окружности каждого якоря, наружные аксиальные торцы любой пары магнитов на одном из якорей выступают за наружные аксиальные торцы соответствующей им пары магнитов на другом якоре, а на противоположных зазору между якорями полюсах магнитов закреплены магнитопроводящие полюсные наконечники с равномерно распределенными по окружности зубцами, имеющими шаг, меньший размера выступания торцов магнитов, при этом зубцы, соответствующие одноименным полюсом магнитов, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности охватывающего снаружи катушку магнитопроводящего поворотного звена, зубцы, соответствующие противоположным полюсам магнитов, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности магнитопроводящих втулок, неподвижно соединенных с корпусом и образующих концентричные зазоры с поворотным звеном, а электрическая обмотка /предпочтительно квадратного сечения/ связана с корпусом и имеет электрические выводы через его ребро, находящееся в зазоре между якорями. На фиг. 1 изображен предлагаемый двигатель в продольном разрезе, на фиг. 2 упрощенная развертка двигателя в зоне рабочих зазоров с указанием путей прохождения магнитных потоков. Двигатель содержит неподвижный корпус 1, выполненный из немагнитного сплава, например дюралюминия, заодно с каркасом А электрической обмотки 2, состоящей из двух секций Б и В. В корпусе на подшипниках 3 установлены два якоря 4 и 5, выполненные из немагнитного сплава. На якорях закреплены постоянные магниты 6 с магнитопроводящими полюсными наконечниками 7, зубцы которых Г и Д располагаются с зазором против зубцов Е поворотного звена 8, состоящего из охватывающих снаружи электрическую обмотку двух магнитопроводящих кожухов, и против зубцов Ж магнитопроводящих втулок 9, закрепленных на корпусе и образующих с поворотным звеном 8 концентричные зазоры И. В свою очередь, поворотное звено установлено на втулках 9 при помощи подшипников 10. Электрические выводы К обмотки выведены из нее наружу через канал в ребре Л корпуса, располагающемся в зазоре между якорями 4 и 5. Изоляция обмотки от каркаса А может быть осуществлена, например, при помощи оксидирования дюралюминия и покраски. Материал магнитов выбран из условия отсутствия их размагничивания при максимальном магнитном потоке































Формула изобретения
Шаговый электрический двигатель, содержащий электрическую обмотку, поворотное звено, два установленных в корпусе с возможностью вращения якоря с постоянными магнитами, отличающийся тем, что магниты выполнены из материала, обеспечивающего отсутствие размагничивания при максимальном магнитном потоке от обмотки, и размещены внутри выполненной цилиндрической электрической обмотки из двух катушечных секций попарно на каждом из расположенных соосно и с зазором якорей, причем полюса магнитов чередуются как вдоль центральной оси, так и по окружности каждого якоря, наружные торцы любой пары магнитов на одном из якорей выступают за наружные торцы соответствующей им пары магнитов на другом якоре, а на противоположных зазору между якорями полюсах магнитов закреплены магнитопроводящие полюсные наконечники с равномерно распределенными по окружности зубцами, имеющими шаг, меньший размера выступания торцов магнитов, при этом зубцы, соответствующие одноименным полюсам магнитов, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности охватывающего снаружи катушку магнитопроводящего поворотного звена, зубцы, соответствующие противоположным полюсам магнитов, расположены с зазором против имеющей тот же шаг зубчатой цилиндрической поверхности магнитопроводящих втулок, неподвижно соединенных с корпусом и образующих концентричные зазоры с поворотным звеном, а электрическая обмотка связана с корпусом и имеет электрические выводы через его ребро, находящееся в зазоре между якорями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2