Способ изготовления металлоблока каталитического нейтрализатора отработавших газов двигателя внутреннего сгорания
Использование: изобретение может быть использовано при изготовлении металлоблока каталитического нейтрализатора отработавших газов ДВС. Сущность изобретения: способ включает гофрирование стальной жаростойкой ленты, осуществление контакта между плоской и гофрированной лентами, закрепление в необходимых местах полученной сотовой конструкции, нанесение керамики и катализатора, причем перед нанесением блок дополнительно выдерживают при температуре 950-1250oC в течение 0,5-5 ч в активной газовой среде, содержащей смесь галогенидов алюминия. В качестве галогенидов используют фториды алюминия AIF3, ALF2, AIF при суммарном парциальном давлении 10-160 мм. рт. ст. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Изобретение относитcя к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении металлоблока каталитического нейтрализатора отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ [1] изготовления устройства для очистки отработавших газов, имеющего сотовую конструкцию, сформированную из плоской и гофрированной лент, свернутых в спиралевидный рулон таким образом, что при этом образуются многочисленные сквозные непересекающиеся каналы. Согласно этому способу перед формированием рулона осуществляется сварка плоской и гофрированной лент между собой в отдельных точках с помощью качающейся лазерной пушки, а после формирования рулона его активация катализатором. Недостатком данного способа являются низкие прочностные характеристики сотовой конструкции из-за того, что, во-первых, сварные точки довольно редки, во-вторых, при намотке в спиралевидный рулон соседние двойные слои между собой не крепятся, что приводит к смещению их относительно друг друга как в результате возникающей при работе механической вибрации, так и под действием пульсирующего потока отработавших газов. Это вызывает осыпание катализатора и соответственно резкое снижение эффективности работы всего нейтрализатора. Также известен способ [2] изготовления металлоблока сотовой конструкции для каталитической очистки отработавших газов, согласно которому полосы гофрированной и гладкой лент соединены между собой методом пайки твердым припоем. Недостатком данного способа обеспечения прочности сотовой конструкции металлоблока, так же как и других способов, основанных на пайке, являются: технические трудности закрепления и локализации припоя в местах стыка гофрированной и гладкой лент (будь то закладные детали в виде проволоки малого диаметра или порошок) по всей высоте металлоблока для обеспечения требуемой прочности; понижение жаростойкости паяных соединений т.к. припой в результате растекания покрывает значительную часть внутренней поверхности сотовой конструкции. Так, экспериментально было установлено, что при пайке металлоблока из ленты стали Fe-Cr-Al (типа Х23Ю5) припоем системы Ni-Cr-Si (Ni-20% Cr 9% Si), являющимся наиболее жаростойким из известных припоев, обнаружено значительное снижение жаростойкости паяного блока по сравнению с исходным (при испытаниях на воздухе при температуре 1050oC в течение 200 ч на 15%); малая производительность данного метода из-за необходимости проведения пайки в относительно высоком вакууме (Pост=10-4.10-5 рт. ст) для получения качественных паяных швов; недостаточно прочное закрепление керамического подслоя в местах, покрытых припоем, вследствие чего в процессе работы автомобиля возможно осыпание значительной части керамического подслоя вместе с катализатором, что приводит к снижению эффективности очистки отработавших газов. Известен способ изготовления материала для металлоблока-носителя катализатора и самого блока [3] взятый за прототип. Согласно этому способу материал для дальнейшего изготовления из него металлоблока с целью повышения жаростойкости обрабатывают следующим образом: вначале ленту толщиной 0,3-0,4 мм из стали типа Х15Ю5 покрывают либо жидким алюминием путем погружения в расплав, либо ее плакируют алюминием, затем материал подвергают холодной прокатке до толщины ленты 50-60 мкм. Плоскую и гофрированную ленты свертывают вместе для изготовления сотовой конструкции металлоблока, затем методом точечной сварки осуществляют крепление в необходимых местах элементов сотовой конструкции. После этого полученную сотовую конструкцию в нанесенным припоем подвергают термообработке при T= 900-1200oC в вакууме 10-4 мм рт. ст. для пайки металлоблока и обеспечения диффузии алюминия в ленту с целью получения сплава с высоким содержанием алюминия. Недостатком данного способа помимо недостатков, описанных выше для способов, основанных на пайке, является то, что получение исходной ленты для изготовления металлоблока с использованием операции плакирования или "жидкого" алюминирования, прокатки полученного трехслойного листа- это сложная технологическая задача, так как алюминий намного мягче фольги Fe-Cr-Al. Кроме того, необходимость проведения вакуумного отжига (для пайки блока припоем и диффузии А1) так же усложняет способ из-за дополнительной технологической операции. Задачей данного изобретения является создание способа изготовления металлоблока каталитического нейтрализатора отработавших газов, позволяющего получить прочный и, по сравнению с исходным материалом ленты, более жаростойкий блок. Поставленная задача решается следующим образом. В известном способе изготовления, включающем операции гофрирования ленты, формирование сотовой конструкции из гладкой и гофрированной лент, либо двух гофрированных лент, закрепления сотовой конструкции (например, точечной сваркой в необходимых местах) согласно заявляемому способу полученный металлоблок выдерживают в активной газовой среде, содержащей галогениды алюминия, при температуре 950. 1250oC в течение 0,5.5 ч. При этом происходит диффузионное насыщение лент алюминием, некоторое увеличение их толщины, благодаря чему улучшается контакт между гладкой и гофрированной лентами или двумя гофрированными соседними лентами (в зависимости от вида сотовой структуры блока), и происходит диффузионная сварка по всем контактирующим поверхностям, что обеспечивает высокую механическую прочность блока. Пример конкретного применения Была изготовлена опытная партия металлоблоков

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1