Способ доработки карьеров
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. В основу изобретения положена задача увеличения объемов выемки полезных ископаемых из недp, устойчивости бортов и безопасности работ в карьере при уменьшении объемов вскрыши и затрат на добычу полезных ископаемых. Задача решена тем, что после отстройки борта по измененному относительно проекта контуру до промежуточного дна карьера, скважины в пределах полезного ископаемого бурят и взрывают на глубину, обеспечивающую его выемку за пределами проектного дна. Приведена аналитическая зависимость определения глубины бурения скважин в полезных ископаемых, вынимаемых за пределами проектного дна карьера. 4 ил.
Известен способ доработки карьера, включающий расширение его бортов и отстройку проектных контуров по граничному коэффициенту вскрыши [1] Недостатком способа является необеспечение экономический целесообразности открытой отработки полезных ископаемых (ПИ) за пределами проектного дна карьера и уменьшения тем самым среднего промышленного и контурного коэффициента вскрыши (повышения эффективности работ).
Наиболее близким техническим решением является способ доработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых в карьере, включающий бурение скважин глубиной, превышающей проектную глубину конечной в карьере выработки траншеи, отработку массива в контура выработки траншеи и транспортирование горной массы [2] Однако данный способ имеет следующие недостатки. 1. Отстройка бортов карьера выше траншеи (конечной для карьера выработки в массиве) осуществляется по проектным контурам, без оставления на нем объемов вскрышных пород и увеличения общей устойчивости бортов этими объемами, что не позволяет повысить эффективность и безопасность горных работ в карьере. 2. Укрепление бортов траншеи (выработки) сваями и монтаж козловых кранов обусловливает значительный расход материалов, затраты средств и времени. Последнее увеличивает срок службы бортов и тем самым снижает их устойчивость и безопасность работ в карьере. 3. Не исключена возможность разрушения крепи откосов траншеи (выработки) при взрывании массива в ее контурах. Кроме того, сопротивление свай и их соединений разрушению не всегда сопоставимо с напряжениями, развивающимися в приоткосной зоне дна карьера (в зоне расположения траншеи нижней, конечной выработки в картере), особенно глубокого. В этих случаях увеличение предельно-допустимой глубины траншеи (выработки) и выемка полезных ископаемых за пределами проектного дна карьера становятся опасными в силу недостаточной устойчивости бортов. В основу изобретения положена задача увеличения объемов выемки полезных ископаемых из недр, устойчивости бортов и безопасности работ в карьере при уменьшении объемов вскрыши и затрат на добычу полезных ископаемых. Задача решена тем, что согласно способу доработки карьеров, включающему бурение скважин глубиной, превышающей проектную глубину выработки, отработку массива в контурах выработки и транспортирование горной массы, после отстройки борта по измененному относительно проекта контуру до промежуточного дна карьера, скважины в пределах ПИ бурят и взрывают на глубину, определяемую из выражения

Ц цена ПИ, руб/т;
Кр коэффициент разрыхления ПИ;
П превышение уровня промежуточного дна карьера над проектным, м. Предлагаемый способ отличается от известных характеризующими его параметрами, представленными в виде математического выражения. Этот признак отсутствует в известных решениях и обеспечивает получение технического эффекта решение поставленной задачи. Предлагаемый способ обладает свойствами, не совпадающими со свойствами отличительных признаков известных решений, что позволяет признать его отвечающим критериям "новизна" и "существенные отличия". На фиг. 1 изображен в разрезе обуренный массив в зоне выработки на дне карьера; на фиг. 2 взорванный массив с нанесением контуров первоначальной выемки ПИ; на фиг. 3 то же, после частичной отработки ПИ и бурения контурных скважин; на фиг. 4 конечные контуры отработки. Способ осуществляется следующим образом. Борт карьера отстраивают по контуру 1 (измененному относительно проектного контура 2) и оставляют на проектном контуре 2 целики 3 пород из расчета пересечения контура 1 с промежуточным дном 4 карьера на контуре 5 ПИ и обеспечения устойчивости борта до последующей полной отработки карьера. При этом уровень промежуточного дна 4 карьера определяют по технической возможности обуривания с него массива принятым оборудованием на глубину, определяемую по нижеприведенному выражению (3), т.е. по возможности обуривания массива скважинами 6 на расчетную глубину ниже проектного дна 7 карьера. После отстройки борта и понижения уровня подземных вод до промежуточного дна 4 карьера, например, до совмещения нижней его бровки с контуром 5 ПИ в точке "a", бурят скважины 6 глубиной, превышающей проектную глубину выработки более чем на глубину перебура, дно которой является дном 7 карьера (фиг. 1). При этом предусматривают оставление в борту целика ПИ "abca", являющегося упором для целиков 3 пород на борту (под целиками 3 пород) и бурят скважины 8 до контура его откоса "ab", другие скважины 6 в пределах ПИ бурят на глубину, например до уровня 9, обеспечивающую выемку ПИ за пределами проектного дна 7, например до уровня 10 (фиг. 1 4). Затем заряжают скважины взрывчатыми веществами и взрывают их, образуя навал 11 разрушенных ПИ (см. фиг. 2), часть ("aegfa" которого в силу разрыхления ПИ, располагается за пределами ПИ, ограниченного в целике уровнями 4 и 9. Эта часть разрушенных ПИ расположена выше уровня подземных вод (выше дна 4 карьера) и за счет вовлечения внепроектных запасов превышает обычный для проходки выработок объема навала выше дна карьера и ее отрабатывают без производства дополнительных работ по понижению уровня подземных вод и тем самым повторно формируют (теперь уже в разрушенной горной массе, в отличие от первоначального формирования в целике) промежуточное дно 4 карьера. После этого, например, с бермы 12 бурят контурные скважины 13 отрезной щели между уровнями 4 и 7 и, например, в их створе бурят водопонизительные скважины 14, часть которых показана в пределах уровней 4 10 и глубже (см. фиг. 3). Затем, с предварительным водопонижением, отрабатывают массив ПИ и пустых пород в контурах "abdea" выработки до проектного дна 7 карьера и транспортируют горную массу на поверхность карьера (ПИ) и в выработанное пространство (породы). За счет разрыхления массива, при отработке разрыхленных ПИ до проектного дна 7 карьера, фактически отрабатывают залегавшие за пределами проектного дна 7 ПИ, т. е. оставляемые в недрах объемы разрыхленных ПИ между уровнями 7 и 9 в "Kp" (где Kp коэффициент разрыхления ПИ) раз меньше объемов ПИ, залегавших между этими уровнями в целике, оставляемом по проекту в недрах. Иными словами, отработка до проектного дна 7 разрыхленных в пределах уровней (горизонтов) 4 9 ПИ соответствует по объемам отработке ПИ в целике до уровня, например, 10. Исходя из этого, экономически оправданный объем выемки ПИ за пределами проектного дна 7 можно определить графо-аналитически по следующему выражению:

где Vб, Vбр и V


Ц и Сд соответственно, цена и себестоимость собственно добычи ПИ, руб/т;
Vв и Св соответственно определяемый графо-аналитически объем оставляемых на 1 п. м. по протяженности проектного борта целиков пород и себестоимость вскрышных работ, м3, руб/м3;
Кр средний коэффициент разрыхления ПИ. Преобразуя (1), получим аналитическую зависимость

Исходя из (2), глубину бурения скважин 6 в пределах 5 ПИ, обеспечивающую экономически оправданный объем выемки ПИ за пределами проектного дна 7, можно определить по следующему выражению

где hт и hс соответственно технически выполнимая и необходимая глубина бурения скважин, м;
Ш горизонтальная мощность отрабатываемых ПИ, м;
П превышение высотной отметки (уровня) промежуточного дна 4 карьера над его проектным дном, м. Например, в условиях: Vб=50 м3, Vв=666,5 м3, Vбр=120 м3;


Исходя из этого объема, согласно схеме на фиг. 1 горизонтальная мощность "Ш" отрабатываемых ПИ, выраженная длиной отрезка "bd", равного 58 м, предполагает расположение уровня 10 на глубине, большей или равной




1) в сокращении объемов вскрышных работ и в повышении общей устойчивости борта карьера и тем самым безопасности его доработки за счет оставления целиком 3 пород между измененным 1 и проектным контурами;
2) в увеличении объемов выемки ПИ из недр за счет превышения поднимаемых разрыхлением объемов ПИ между уровнями 7 и 10 над оставляемыми в борту в целике "abca" (в случае отработки целиков обеспечивается дополнительное увеличение полноты и эффективности);
3) в удешевлении доработки карьеров вследствие увеличения отрабатываемых в призме "afgea" объемов ПИ без дополнительных работ по водоснабжению за счет приращения располагаемых ПИ выше уровня 4 подземных вод взрыванием ПИ, расположенных ниже уровня 7;
4) в исключении затрат материалов, труда и времени на укрепление откосов выработки для увеличения ее глубины относительно проектной, поскольку объемы ПИ, заключенные между уровнями 7 и 10, вынимаются из недp не за счет углубления выработки (увеличения высоты и снижения устойчивости бортов карьера), а за счет поднятия их взрывным разрыхлением выше проектного дна 7, вследствие чего углубления выработки не требуется;
5) в упрощении и ускорении производства работ, что удешевляет их и увеличивает их безопасность за счет сокращения сроков службы бортов и влияния фактора времени на их устойчивость.
Формула изобретения

где hт и hс соответственно технически выполнимая и необходимая глубина бурения скважин, м;
Vб; Vбр объемы ПИ, оставляемого в бортах карьера соответственно в целике и в разрыхленной массе на 1 п.м протяженности борта, м3;
Ш горизонтальная мощность отрабатываемых ПИ, м;
Vв объем целиков пород, оставляемых на проектном борту, на 1 п.м протяженности борта, м3;
Cв и Cд соответственно себестоимости вскрышных и собственно добычных работ, руб/м3, руб/т;

Ц цена ПИ, руб/т;
Кр коэффициент разрыхления ПИ;
П превышение уровня промежуточного дна карьера над проектным, м.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4