Смазочная композиция
Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано в метизной промышленности для покрытия бортовой латунированной проволоки в процессе ее изготовления. Смазочная композиция защищает поверхность бортовой латунированной проволоки от действия атмосферной коррозии и обеспечивает при этом высокую адгезию проволоки к резине при использовании проволоки для изготовления шин. Это достигается тем, что смазочная композиция, содержащая нефтяное мало и присадку, в качестве присадки содержит кубовый остаток, полученный при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%: кубовый остаток, полученный при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга 5 - 7; нефтяное масло 93 - 95. 2 табл.
Изобретение относится к смазочным материалам на нефтяной основе и может быть использовано в метизной промышленности при изготовлении бортовой латунированной проволоки, широко применяемой при производстве шин.
Известна смазочная композиция, включающая базовое масло и присадку, в качестве которой используют раствор уксуснокислой меди с концентрацией 10 г/л в дибутиловом эфире фталевой кислоты, при следующем соотношении компонентов, мас. Присадка 0,5 2,0 Базовое масло Остальное (cм. авт. св. СССР N 1723102, кл, С 10 М 129/72). Недостатком известной композиции является то, что образующаяся на поверхности бортовой латунированной проволоки пленка не обеспечивает достаточную антикоррозионную защиту проволоки и адгезию проволоки к резине в процессе изготовления шин за счет образования кислых продуктов разложения уксусно-кислой меди и дибутилового эфира в процессе вулканизации, протекающей с участием резиновой смеси, вулканизаторов, и компонентов присадки. При этом продукты коррозии замедляют диффузию меди к поверхности раздела латунь-резина, в результате чего замедляется образование сульфида меди Cu2S как носителя донорно-акцепторных связей и снижается прочность химических связей Ka-Sy-Сu, что приводит к ухудшению адгезии между бортовой латунированной проволокой и резиной в процессе изготовления шин. Наиболее близким аналогом к заявленному объекту является смазочная композиция на основе нефтяного масла с добавлением присадки - бензальортоаминофенола при следующем соотношении компонентов, мас. Бензальортоаминофенол 0,05 0,25 Нефтяное масло Остальное (cм. авт.св. СССР N 810779, кл.С 10 М 1/32). Недостатком известной композиции при нанесении ее на бортовую латунированную проволоку является наличие в составе композиции бензальортоаминофенола, который препятствует повышению коррозионной стойкости проволоки и адгезии ее к резине за счет особенностей строения молекулы бензальортоаминофенола. Молекула представляет собой объемную структуру, включающую два непосредственно не связанных друг с другом кольца, не лежащие в одной плоскости и несколько полярных группировок ОН-, -CH=N. Бензольные кольца и указанные функциональные группировки несут на себе разноименные частичные заряды

Продукты уплотнения, смолистые вещества, асфальтены, нефтяной кокс 12,4 20,0
Температура застывания не выше минус 50oC. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле не ниже 80oC
Вязкость условная при 50oC 1,1 1,5 градусов
Cодержание механических примесей не более 2,0 мас. Cодержание воды следы мас. Известно использование отхода производства нефтяного кокса на основе крекинг остатка легкого коксового и каталитического газойлей в качестве пленкообразователя в композиции для защиты свежеуложенного бетона (см. патент РФ N 1278343, кл. С 04 В 41/63). В заявляемой смазочной композиции кубовый остаток, полученный при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга также, как и в известном техническом решении проявляет свойство пленкообразователя. Однако, наравне с известным техническим свойством, заявляемый компонент в смазочной композиции проявляет новое техническое свойство промотора адгезия и ингибитора коррозии. При этом комплексное действие компонентов заявляемой смеси обеспечивает не только хорошую защиту поверхности бортовой латунированной проволоки от коррозии, но и высокую прочность адгезионной связи проволоки с резиной при производстве шин. Смазочная композиция обеспечивает повышенную антикоррозионную защиту поверхности бортовой латунированной проволоки за счет присутствия в кубовом остатке, полученном при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга продуктов, обладающих высокими гидрофобными свойствами: высокомолекулярные углеводороды предельного и ароматического ряда, продукты поликонденсации, нефтяной кокс. Кроме того, ароматические соединения, входящие в состав кубового остатка, тормозят процесс окисления нефтяных масел за счет прерывания цепного окислительного процесса и превращения перекисных соединений в стабильные продукты. В результате комплексного действия компонентов, входящих в композицию, на поверхности бортовой латунированной проволоки образуется сплошная пленка, защищающая от атмосферной коррозии, устойчивая против действия продуктов окисления масел. Наряду с этим, заявляемая смазочная композиция создает высокую прочность адгезионной связи проволоки с резиной в процессе вулканизации при изготовлении шин за счет того, что большие размеры молекул соединений, входящих в состав кубового остатка, полученного при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга, способствуют увеличению поверхности действия дисперсионных сил при закреплении углеводородных группа с сосредоточенным на них положительным зарядом. Наличие локально сконцентрированной электронной плотности на атомах кислорода в карбоксильных группах, а также наличие p-связей приводит как к специфическому, так и к неспецифическому взаимодействию смазочной композиции с поверхностью бортовой латунированной проволоки, а также с резиновой массой при вулканизации, что в целом приводит к полимолекулярной адсорбции и высокой прочности адгезионной связи. Кубовый остаток, полученный при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга в количестве 5 7 мас. распределяется в нефтяном масле равномерно, расслоения смазочной композиции не наблюдается. Нанесение смазочной композиции на поверхность бортовой латунированной проволоки обеспечивает повышенную антикоррозионную защиту ее поверхности за счет образования масляной пленки, обладающей гидрофобными свойствами. Высокие гидрофобные свойства обусловлены присутствием как в нефтяном масле, так и в кубовом остатке, полученном при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга нафтеновых углеводородов предельного и ароматического ряда и усиливаются наличием продуктов поликонденсации и нефтяного кокса в кубовом остатке. Кроме того, ароматические соединения, входящие в состав смазочной композиции, тормозят процесс окисления нефтяных масел за счет прерывания цепного окислительного процесса и превращения перекисных соединений в стабильные продукты. Таким образом, в результате действия компонентов заявляемой смазочной композиции происходит защита поверхности бортовой латунированной проволоки от воздействия продуктов окисления масел и от атмосферной коррозии. Наличие нафтеновых углеводородов, смолистых веществ, асфальтенов, нефтяного кокса приводит к упрочнению молекулярного каркаса смазочной композиции, что способствует сохранению целостности масляной пленки при намотке, транспортировке и хранении проволоки. Наряду с этим, большие размеры молекул соединений, входящих в состав отхода, способствуют увеличению поверхности действия дисперсионных сил при закреплении углеводородных групп с сосредоточенным на них положительным зарядом. Большие размеры молекул, наличие p-связей и локально сконцентрированной электронной плотности на атомах кислорода в карбоксильных группах способствуют увеличению поверхности действия дисперсионных сил, что приводит как к специфическому, так и к неспецифическому взаимодействию смазочной композиции с поверхностью бортовой латунированной проволоки и с резиновой массой в процессе вулканизации. Все выше указанные особенности в целом обеспечивают высокое качество резинотехнических изделий. На основании выше приведенного анализа известных источников информации можно сделать вывод, что для специалиста заявляемая cмазочная композиция не следует явным образом из известного уровня техники, а, следовательно, соответствует условию "изобретательского уровня". Пример конкретного выполнения. Для приготовления заявляемой смазочной композиции используют нефтяное масло марок: индустриальное 20 А, индустриальное 50, индустриальное 40. В емкости смешивают нефтяное масло с кубовым остатком, полученным при ректификации жидкой фракции, выделенной при охлаждении продуктов коксования тяжелых нефтяных остатков термического крекинга при комнатной температуре и при интенсивном перемешивании. После его смазочная композиция готова к применению. Нанесение смазочной композиции на бортовую латунированную проволоку производят путем протягивания проволоки через ванну со смазочной композицией, установленную перед намоткой проволоки в катушки. Для обоснования преимуществ заявляемой смазочной композиции по сравнению с прототипом и определения количественного содержания компонентов в композиции было приготовлено шесть составов: N 1-3 с заявляемым значениями содержания компонентов; N 4-5 с содержанием компонентов, выходящим за заявляемые пределы; N 6 по прототипу. Составы композиции приведены в табл.1. Для сравнительной оценки технологических свойств заявляемой смазочной композиции и композиции, взятой за прототип, проведены испытания по наиболее важным показателям:
степень защиты поверхности бортовой латунированной проволоки от коррозии;
адгезия покрытия к поверхности бортовой латунированной проволоки;
Определение адгезии между проволокой и резиной путем выдергивания проволоки из резинового блока (по Н методу). Испытания известной и заявляемой композиции для покрытия проволоки проводили после нанесения ее на стальную латунированную проволоку диаметром 1,0 мм типов IA и IЛА для бортовых колец шин по ТИ 176-МГ.ПР.13-60-91. Сырьем для изготовления латунированной проволоки служит катанка стальная



где А1 площадь коррозии образца под составами (1 5);
А площадь коррозии образца под смазочной композицией-прототипом (6). Прочность адгезионной связи бортовой латунированной проволоки с резиной (по Н-методу) проверяли на образцах, завулканизированных в резиновый блок сечением 12,5 12,5 мм с использованием резиновой смеси типа 2Э-1155. Режим вулканизации: температура (142


возрастанию степени защиты поверхности бортовой латунированной проволоки от коррозии на 32,71 35,45%
повышению в 1,54 1,46 раза адгезии бортовой латунированной проволоки к резине при использовании проволоки в процессе изготовления шин. Использование состава N 4 смазочной композиции нецелесообразно, так как он не обеспечивает антикоррозионной защиты поверхности бортовой латунированной проволоки. Использование состава N 5 смазочной композиции также нецелесообразно ввиду того, что он, хотя и обеспечивает достаточно высокую степень защиты от коррозии, тем не менее имеет низкие адгезионные свойства. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемая смазочная композиция работоспособна и устраняет недостатки, имеющие место в решении-прототипе, что подтверждается примерами конкретного выполнения. Соответственно заявляемая смазочная композиция может быть применена при изготовлении бортовой латунированной проволоки для повышения коррозионной стойкости и адгезионной прочности металла с резиной при производстве шин, а следовательно, соответствует условию "промышленной применимости".
Формула изобретения
Нефтяное масло Остальное9
РИСУНКИ
Рисунок 1