Смазка
Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п. Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства. Смазка, содержащая нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас.%: графит - 10-60 отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел - 2-25 нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция - 2-15 нефтяное масло - остальное.
2 табл.
Изобретение относится к консистентным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах машин и механизмов, а именно, в узлах трения, электропроводных узлах и может найти широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства, а более конкретно, в рельсовом транспорте, для смазывания боковых поверхностей рельсов, рельсовых стыков, системах лубрикации, рессорных парах автомобильного транспорта, замках, шарнирах и т.п. Известна смазка для снижения износа гребней колесных пар и рельсов, содержащая графит, нефтяное масло и активную,противоизносную присадку [1] Однако данная смазка имеет невысокую долговечность при тяжелых нагрузках и узкую область применения. Известно техническое решение смазки, выбранное в качестве ближайшего аналога, содержащее нефтяное масло, графит, нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция и глицерин при следующем соотношении компонентов, мас. Графит 20-50 Глицерин 2,8-4,2 Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 8,3-22,2 Нефтяное масло Остальное [2] При всех своих достоинствах данная смазка однако имеет:узкую область применения;
недостаточно высокие отдельные эксплуатационные характеристики;
недостаточную экологическую чистоту;
высокую себестоимость. Узкая область применения обусловлена тем, что известная смазка предназначена только для тяжелонагруженных узлов трения рельсового транспорта. Невысокие эксплуатационные характеристики известной смазки обусловлены, во-первых, ее гигроскопичностью, т.е. присутствием в ее составе глицерина, способного поглощать воду из воздуха (до 40% по массе), что значительно снижает ее защитную характеристику влагоустойчивость. Кроме того, глицерин является смываемым продуктом, что также ухудшает эксплуатационные характеристики известной смазки. Во-вторых, известная смазка теряет подвижность при температуре - 25oC, что усложняет ее применение в зимних условиях в районах Урала и Сибири. В-третьих, данная смазка обладает недостаточно высокой коллоидной стабильностью, что обусловлено неполной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с глицерином. Недостаточная экологическая чистота известной смазки обусловлена тем, что глицерин, входящий в ее состав способен при нагревании, которое имеет место в процессе приготовления и эксплуатации, выделять определенное, пусть даже незначительное, количество акролеина, оказывающего слезоточивое и раздражающее действие на дыхательные пути. Высокая себестоимость известной смазки обусловлена присутствием в ее составе достаточно дорогих компонентов, в частности глицерина. Задачами предлагаемого изобретения являются создание дешевой, экологически чистой смазки, обладающей необходимыми эксплуатационными характеристиками, которая нашла бы широкое применение как в быту, так и в различных отраслях народного хозяйства. Указанные задачи достигаются тем, что в известной смазке, содержащей нефтяное масло, графит и нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция, согласно изобретению дополнительно содержится отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, при следующем соотношении компонентов, мас. Графит 10-60
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2-25
Нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2-15
Нефтяное масло Остальное
Предлагаемая смазка, в которой используется графит, достаточно электропровода, чем обеспечивается устойчивая работа аппаратуры для неразрушающего контроля рельсов, и что позволяет ее использовать для смазки рельсовых стыков, чем значительно расширяется область ее применения. Применение в предлагаемой смазке отстоя, образующегося при щелочной рафинации растительных масел способствует изменению консистенции смазки, делает ее пластичной, что позволяет использовать ее для смазки самых различных узлов и механизмов, чем значительно расширяется область ее использования. При этом экспериментально установлено, что использование в качестве загустителя вышеуказанного отстоя значительно повышает ее защитные свойства, а именно влагоустойчивость и понижает температуру, при которой смазка теряет подвижность до температуры ниже 30oC, что также улучшает ее эксплуатационные характеристики. Кроме того, введение в состав предлагаемой смазки вышеназванного отстоя значительно улучшает и такую ее эксплуатационную характеристику как коллоидную стабильность, что объясняется наиболее полной растворимостью компонентов в смеси нефтяного масла с этим отстоем. При этом предлагаемая смазка, в которой в качестве загустителя используют отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, экологически чиста, поскольку при ее приготовлении и эксплуатации не выделяется вредных для экологии веществ, и имеет низкую себестоимость готового продукта, ввиду незначительной стоимости этой составляющей смазки, являющейся отходом. Совокупность признаков заявляемого технического решения смазки имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, поэтому авторы считают, что объект является новым и имеет изобретательский уровень. Данный состав смазки может найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, т.е. является промышленно применимым. Смазку готовят следующим образом. В емкость, оборудованную перемешивающим устройством и защищенную сверху крышкой от попадания посторонних примесей и влаги, закачивается нефтяное масло, добавляется нитрованное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция (АКОР) и отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел, рассчитанные по процентному содержанию. После загрузки указанных компонентов в емкость засыпается графит, количество которого также рассчитано по процентному содержанию. Перемешивание компонентов смазки производится до получения однородной массы. Составы смазок приведены в таблице 1. Полученные составы подвергают испытаниям, в результате которых определяют:
вязкость;
коллоидную стабильность;
смываемость;
температуру потери подвижности. Результаты испытаний представлены в таблице 2. Как видно из таблицы 2 предлагаемая смазка имеет процент смываемости при 40oC за 6 часов равный от 0,5 до 1, коллоидную стабильность до 20, а температуру, при которой смазка теряет подвижность до 35oС. Предлагаемая смазка прошла промышленные испытания на Южно-Уральской железной дороге, показала отличные результаты, ее себестоимость в 3-5 раза ниже, а вязкость более чем в 2 раза выше известной. Смазка рекомендована специалистами для широкого применения.
Формула изобретения
Отстой, образующийся при щелочной рафинации растительных масел 2 25
Нитриванное нефтяное масло с добавлением стеарата кальция 2 15
Нефтяное масло Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 23.03.2008
Извещение опубликовано: 20.04.2010 БИ: 11/2010