Способ управления мощностью синхронной нагрузки
Использование: в электротехнике, в частности в противоаварийной автоматике энергосистем. Сущность изобретения: измеряют активную мощность синхронной нагрузки, запоминают доаварийное значение активной мощности, фиксируют а аварийном процессе максимальное значение активной мощности, определяют допустимое значение скольжения ротора синхронной машины по текущим параметрам, измеряют текущее значение скольжения, сопоставляют его с допустимым значением и, если текущее значение равно или превышает допустимое значение, то фиксируют аварийный режим синхронной нагрузки как неустойчивый и формируют сигнал на снижение мощности синхронной нагрузки. 3 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области электротехники, в частности к средствам противоаварийной автоматики энергосистемы.
При наличии в энергосистеме большого объема синхронной нагрузки уровень динамической устойчивости при коротком замыкании в энергосистеме в существенной мере определяется изменение скорости вращения (торможением) роторов синхронных двигателей [1] При осуществлении в переходном процессе синхронной связи между эквивалентными энергоузлами "генератор" "двигатель" процесс выпадение "двигателя" сопровождается значительным снижением напряжения в энергосистеме. В энергосистеме в этом случае как бы возникает короткое замыкание с возрастающей тяжестью, в момент опрокидывания синхронной нагрузки аварийный процесс характеризуется трехфазным коротким замыканием. Снижение напряжения в сети, связывающей генераторы с выпадающим синхронным узлом, приводит к снижению запаса устойчивости синхронной нагрузки в неповрежденных частях энергосистемы, примыкающих к аварийному энергорайону; продолжающееся увеличение относительного угла нагрузки аварийной части энергосистемы вызывает нарушение устойчивости двигательной нагрузки других энергорайонов, происходит развитие аварии с расширением объема погашения потребителей. Из анализа переходных процессов следует, что причиной развития аварии является нарушение устойчивости группы синхронных двигателей, которые провоцируют дальнейшее развитие аварии. Исключение этих двигателей - превентивное отключение, не дожидаясь нарушения их устойчивости, в существенной мере изменяет характер переходных процессов: обеспечивает повышение динамической устойчивости, снижение объема погашения потребителей и снижения общесистемного ущерба от аварии. Известен способ отключения части нагрузки при аварии в энергосистеме - специальная автоматика отключения нагрузки САОН. Это мероприятие направлено на обеспечение необходимого запаса по активной мощности питающей сети в послеаварийном режиме при аварийном отключении элементов сети [2] Применение САОН позволяет повысить надежность энергоснабжения оставшейся части потребителей и снизить аварийный ущерб. Использование САОН основывается на предварительном расчете серии аварийных ситуаций в энергосистеме, в результате расчета определяется место и объем действий САОН, осуществляется выбор режимного контролируемого параметра и определение уставки по этому параметру. Однако, необходимость предварительного расчета уставок срабатывания САОН существенно ограничивает эффективность и селективность этого мероприятия. Известны способы управления мощностью нагрузки [3 и 4] заключающиеся в фиксации напряжения в узле нагрузки и в отключении нагрузки при снижении напряжения ниже заданного уровня. Для узлов нагрузки, содержащих синхронные двигатели, уровень напряжения на ее шинах недостаточно представителен для прогноза устойчивости нагрузки. Значение напряжения на шинах нагрузки в процессе выпадения нагрузки в существенной мере определяется схемно-режимными условиями. Этот уровень зависит от близости к шинам нагрузки электрического центра качаний и от скорости его перемещения в ходе аварийного процесса. Поскольку реализация асинхронного режима в сложной энергосистеме многовариантна, то значение напряжения, при котором можно достаточно надежно прогнозировать последующую неустойчивость нагрузки, изменяется в достаточно широком диапазоне. Попытка повысить селективность за счет "загрубления" уставки, т.е. за счет снижения уровня напряжения, при котором отключается нагрузка, приводит к введению запаздывания на действии САОН относительно начала аварийного процесса. Запаздывание в отключении синхронной нагрузки существенно снижает эффективность превентивного отключения синхронных двигателей, обладающих отрицательным запасом устойчивости. Известны способы прогнозирования выхода из синхронизма синхронных машин (5,6 и 7), основанные на сопоставлении изменений в аварийном режиме ряда режимных параметров синхронной машины (величина и скорость изменения магнитного потока в зазоре, величина наведенного тока в роторе) с заданными значениями. При достижении этих значений осуществляется идентификация последующего выхода из синхронизма синхронной машины. Однако эффективность применения этих способов ограничена в связи с необходимостью предварительного расчета уставок фиксации. Кроме этого возникают определенные трудности определения уставок для широкого диапазона схемно-аварийных ситуаций. Выбор единых уставок широкого круга режимов приводит к неселективности или к запаздыванию в определении неустойчивости синхронных двигателей и, соответственно к запаздыванию действия САОН. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ управления мощностью синхронной машины по 8, принятый за прототип, и заключающийся в сравнении текущего значения скольжения ротора синхронной машины с допустимым скольжением для заданного угла выбега ротора и в изменении мощности синхронной машины, когда текущее значение скольжения превышает допустимое. При использовании способа существенные трудности возникаютc определением предельной кривой Sдоп = f(















учитывая, что




имеем

Выражение (2) позволяет, начиная от момента времени достижения максимума активной мощности, определять в течение дальнейшего переходного процесса в каждый момент времени допустимое значение скольжения ротора машины; при этом в качестве независимого аргумента выступает текущее значение активной мощности. Каждому значению Pt соответствует вполне определенное для рассматриваемой схемно-аварийной ситуации предельное значение cкольжения ротора. Превышение в какой-либо момент времени значения скольжения ротора допустимого для этого момента времени предельного скольжения свидетельствует, что параметры, характеризующие движение синхронной машины, вышли из области параметров устойчивых переходов, и аварийный режим синхронной машины закончится выходом ее из синхронизма. Анализ выражения (2) показывает, что предельное значение скольжения определяется только величиной активных мощностей: Ро доаварийное значение. Рм максимальное значение активной мощности в переходном процессе и Рt текущее значение активной мощности синхронной машины в течение переходного процесса после прохождения максимума активной мощности. В таком представлении выражения для Sдоп. отсутствуют параметры двухмашинного эквивалента. Следовательно, принятое при вводе (2) допущение о неизменности параметров эквивалента на интервале времени от




Cигнал на выходе блока 8 пропорционален допустимому значению скольжения ротора для рассматриваемого момента времени. В сумматоре 9 осуществляется сравнение с допустимым значением скольжения Sдоп. текущего значения St скольжения ротора синхронной машины. При равенстве или превышении текущим значением допустимого значения скольжения на выходе блока 9 появляется сигнал отрицательной полярности. Появление на входе компаратора 5 сигнала отрицательной полярности приводит к его срабатыванию. Сигнал на выходе блока 5 свидетельствует о выходе параметров движения ротора синхронной машины из области устойчивых переходов и о необходимости экстренного изменения мощности синхронной машины. Рассматриваемый способ управления мощностью синхронной машины был использован для оценки эффективности САОН в энергосистеме с большой долей синхронной нагрузки при осуществлении превентивного отключения синхронных двигателей с отрицательным запасом динамической устойчивости. Проведенные расчеты без использования САОН показали, что при тяжелом КЗ на шинах электростанции происходит нарушение устойчивости синхронной и асинхронной нагрузки во всех энергоузлах энергосистемы суммарной мощностью погашения потребителя более 2500 МВт. В соответствии с рассматриваемым способом для каждого энергоузла по расчетным данным значения доаварийной загрузки Ро узла и максимального значения активной мощности в переходном процессе (Рн) были определены зависимости St и Sдоп.
В таблице представлены значения Sдоп. для всех энергоузлов рассматриваемой энергосистемы в момент времени достижения максимума характеристики активной мощности каждым энергоузлом. Из таблицы следует, что в 11 энергоузлах при достижении максимума активной мощности текущее значение скольжения превышает допустимое значение, St > Sдоп., в остальных узлах в момент времени достижения Рм St < Sдоп.
Расчет переходного процесса был повторен, но в узлах, характеризующихся соотношением St > Sдоп. в момент времени достижения максимума характеристики активной мощности было проведено отключение половины мощности синхронной нагрузки в каждом из этих узлов. Результаты проведенного расчета следующего. Использование превентивного отключения части выпадающих синхронных двигателей обеспечивает устойчивость нагрузки остальных энергоузлов системы и устойчивость оставшейся половины нагрузки в аварийных энергоузлах. При этом объем погашенных потребителей составил всего




1011 0,52
1012 0,3
1051 0,52
1063 0,25
1778 0,25
1780 0,23
1799 0,26
Расчет был повторен с отключением половины синхронной нагрузки в момент времени выполнения соотношения St Sдоп. в узлах, в которых раньше выполняется это соотношение: 1012, 1063, 1778, 1780, 1799. Результаты расчета следующие. Превентивное отключение части синхронной нагрузки из "выпадающих" узлов позволило сохранить устойчивость оставшейся части нагрузки в этих узлах и предотвратить нарушение устойчивости в других узлах энергосистемы (узлы 1011 и 1051). Использование рассматриваемого способа управления мощностью синхронной машины позволяет с абсолютной селективностью и надежностью выявить в начальной фазе аварийного процесса синхронные двигатели, провоцирующие развитие аварии в энергосистеме. Отключение этих двигателей позволяет существенно уменьшить ущерб от аварии за счет локализации. Реализация рассматриваемого способа обеспечивает повышение надежности энергоснабжения в энергосистеме с большой долей синхронной нагрузки. О конструктивном выполнении ряда блоков схемы фиг.3
1. Блок производной активной мощности 2 выполняет функции дифференциометра и может быть выполнен в виде простейшей дифференцирующей RC-цепи, либо дифференцирующей RC-цепи с усилителем (см. например, Керного В.В. Бабушкин Ю.М. Математические машины непрерывного действия. Минск. Высшая школа, 1968, с. 140 145). 2. Принципиальная схема блока запоминания 6 и 7 может быть выполнена, например, в виде дифференцирующей RC-цепи с постоянной времени 1 3 с. Напряжение на конденсаторе Vc пропорционально текущему значению входного сигнала на входе блока. К управляющему входу блока запоминания подключено реле, контакты которого при срабатывании реле разрывают цепь заряда емкости и подключают обкладку конденсатора к выходу блока запоминания. Следовательно, при подаче сигнала на управляющий вход блока запоминания на его выходе появляется постоянный сигнал, величина которого соответствует сигналу на входе блока запоминания в момент подачи управляющего сигнала. 3. Вычислительный блок определения допустимого значения скольжения может быть реализован как на основе вычислительной техники дискретного действия, с привлечением микрокомпьютеров, так и с использованием аналоговой вычислительной техники. Набором нелинейных элементов, блоков деления, умножения, квадраторов, корней квадратных можно достаточно просто в соответствии с условием (2) реализовать вычислительный блок 8.
Формула изобретения

где P0 доаварийное значение активной мощности;
Pм значение максимума активной мощности в аварийном процессе;
Pt текущее значение мощности в аварийном процессе;
Ty инерционная механическая постоянная ротора синхронной машины.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4