Инерционное движущее устройство иду-4
Использование: транспортная техника. Сущность изобретения: устройство представляет собой конструкцию, в которой вращающиеся в одной плоскости дебалансные грузы совершают возвратно-поступательное движение и обеспечивают однонаправленное непрерывное действие сил инерции этих грузов. В устройстве использовано геометрическое свойство вписанных одна в другую окружностей с грузами с соотношением их диаметров 1:2 и перекатывающихся одна в другой без скольжения. 4 ил.
Инерционное движущее устройство, содержащее корпус, кратные двум вращающиеся системы в противоположных направлениях, связанные между собой через шестеренчатую передачу, каждая из вращающихся систем состоит из прямоугольной рамки, цапфами установленных в корпусе, в рамке установлены дебалансные грузы на валах, соединенных с планетарной передачей и вращающихся в противоположные направлениях с центрами масс, перемещающихся по криволинейной траектории, отличающееся тем, что во вращающемся в корпусе роторе установлены три системы каждая система состоит из вращающегося диска дебалансного груза системы связаны между собой шестернями планетарной передачи привода систем и вращаются в одной плоскости в одном направлении при этом в каждой системе дебалансные грузы вращаются в противоположную сторону от направления вращения диска центр масс дебалансного груза расположен в точке на периметре окружности его вращения относительно диска вписанной в окружность диска образованной радиусом вращения центра масс дебалансного груза находящегося в крайней точке от центра диска вокруг центра диска с соотношением этих окружностей 2:1 периметр малой окружности с дебалансным грузом перекатывается по внутреннему периметру большей окружности без скольжения в результате центр масс дебалансного груза перемещается возвратно-поступательно вдоль диаметра большей окружности, проходящей через центр диска, и при вращении системы вокруг ротора перемещается по кривой 4-го порядка кардиоиде обеспечивает поступательное движение центра масс дебалансного груза, вызывающее однонаправленное действие сил инерции дебалансного груза.
Изобретение относится к машиностроению, конкретнее к автомобиле - авиастроению и может быть использовано в качестве тяговой силовой установки и реверсивного торможения автомобиля, на летательных аппаратах, транспортных средствах, приводимых в действие мускульной силой для обеспечения движения, а также при создании транспортных средств универсального типа на инерционной подвеске, движущегося по земле и в воздухе. При малых габаритах и простоте конструкции сила инерции по желанию потребителя может быть любой и ограничивается только прочностью материалов, из которого изготовлено устройство. Известно устройство, в котором силы инерции вращающихся дебалансных грузов вызывают направленное тяговое усилие (патент Франции, N 2101562), состоящее из 4-х систем, в каждой системе установлено по одному дебалансному грузу и одной планетарной передаче, общего для всех механизма привода систем. В указанном устройстве результирующие силы центробежных сил инерции (далее ЦСИ) дебалансных грузов, действующих попеременно в одном направлении, а также силы инерции 2-го порядка моментов инерции масс дебалансных грузов, возникающих при их вращении в плоскостях, перпендикулярных осям вращения систем, будут вызывать вибрационные нагрузки на устройство. Кроме того в кинематической схеме устройства диаметры планетарных шестерен не могут быть меньше двух радиусов вращения дебалансных грузов (точнее, длины рамок систем), в этом случае потребуются шестерни больших диаметров и дополнительные большие насосы типа маховиков для уравновешивания каждой шестерни планетарной передачи, повышение прочности и увеличение размеров других деталей, что делает конструкцию устройства громоздкой и значительно снижает эффективность его применения. Цель изобретения использование сил инерции возвратно-поступательного движения дебалансных грузов и обеспечения однонаправленного действия этих сил инерции, и на этой основе создание простой и эффективной конструкции устройства. Цель достигается тем, что в устройстве использовано геометрическое свойство вписанных одна в другую окружностей с соотношением их диаметров 2:1, при перекатывании малой окружности по внутреннему периметру большой окружности без скольжения на малой окружности существует точка, которая движется по диаметру большой окружности возвратно-поступательно. Устройство (фиг. 1 и 2) состоит из корпуса 1, ротора 10, трех систем, планетарной передачи привода систем. Устройство может состоять из 1, 2, 3, 4 систем. В уравновешенном режиме работают только устройства состоящие из 3-и 4-х систем, устройства из 1-й и 2-х систем в уравновешенном режиме могут работать только спаренными. Ротор 10 изготовлен в виде трехзубцовой крестовины заодно с валом привода устройства и установлен во втулке шестерни 9, закрепленной наглухо в корпусе 1. Системы расположены в роторе 10 отрицательно друг друга под углом 120o. Система состоит их усеченного с двух сторон диска 2 (далее диска 2), изготовленного заодно целое с валом привода системы, установленного во втулке шестерни 5 планетарной передачи привода дебалансного груза 3, которая наглухо закреплена в отверстии зубца ротора 10, шестерни 4 с валом, смещенном от центра 9 диска, на валу шестерни 4 установлен дебалансный груз 3, промежуточной шестерни 6 привода дебалансного груза 3 и двух промежуточной шестерни 6 привода дебалансного груза 3 и двух противовесов 7. Конструкции всех систем одинаковы. Планетарная передача привода систем состоит из шестерни 9, наглухо закрепленной в корпусе 1, во втулке которой установлен и вращается ротор 10, трех шестерен 8 привода систем, установленных на шпонках на валах дисков 2. Привод устройства осуществляется от внешнего двигателя через шкив 11 вала ротора 10. Работа устройства. В устройстве каждый дебалансный груз 3 системы вращается в одной плоскости одновременно вокруг трех осей (фиг. 3,а, 4,б, в, г): против часовой стрелки вокруг оси шестерни 4; по часовой стрелке вместе с диском 2 вокруг центра диска 2 (при этом траектория большей окружности диска 2 проходит через центр вращения ротора 10). Эти два вращения обеспечивают возвратно-поступательное движение дебалансного груза 3 в системе: по часовой стрелке вокруг оси ротора 10 вместе с системой. В результате этого вращения дебалансный груз 3 движется по кривой 4-го порядка (фиг. 4,б, К), называемой в высшей математике кардиоиодой. В исходном положении (фиг. 4,б) дебалансный груз 3 (I) находится в крайнем положении от оси вращения ротора 10, угол поворота равен 0, сила инерции P1 максимальна и направлена в сторону от центра ротора 10, так как в этой точке мгновенная скорость движения дебалансного груза 3 равна 0, поскольку груз изменяет направление движения к центру ротора 10. При повороте ротора 10 на некоторый угол дебалансный груз 3 (I) займет положение 3" (I"), пройдя путь по дуге траектории К 3 3", одновременно совершив поступательное движение h вдоль диаметра диска 2 к центру ротора 10. При повороте ротора 1, на угол 90o дебалансный груз 3 (I) займет положение в центре диска 2 системы в точке 0 (фиг. 3,а, фиг. 4,б), в этой точке О (фиг. 3,а, фиг. 4,б), в этой точке ускорение дебалансного груза 3 (I) изменяет свой знак с + на -, сила инерции P1 равна нулю. В диапазоне угла поворота ротора 10 от 90 до 180 o скорость поступательного движения дебалансного груза 3 (I) уменьшается и при достижении угла поворота 180 o будет равна нулю, сила инерции дебалансного груза 3 (I) в этой точке максимальна и направлена от центра ротора 10 к исходному положению дебалансного груза 3 (I) (фиг. 4,г). В диапазоне угла поворота ротора 10 от 180 до 270 o скорость поступательного движения дебалансного груза 3 (I) будет увеличиваться до максимальной величины, сила инерции P1 наоборот уменьшается от максимума до нуля и направлена к центру (фиг. 4, г, положение 3 (III). И, наконец, в диапазоне угла поворота ротора 10 от 270 до 360 o скорость поступательного движения дебалансного груза 3 (I) будет изменяться от максимума до нуля, сила инерции P1 возрастет до максимальной величины и направлена от центра ротора 10. Аналогично осуществляется работа систем с дебалансными грузами 3 (II) и 3 (III). В результате возвратно-поступательное движение дебалансных грузов 3 преобразуется в поступательное движение однонаправленного действия, результирующая сила инерции P всегда направлена в сторону исходного положения дебалансного груза 3 (I) величина которой постоянна и равна 1,5 максимальной величины трех сил P1. В устройстве при движении дебалансных грузов действуют следующие силы: 1. P1 сила инерции 1-го порядка, период изменения этой силы один оборот ротора 10 и направлена в сторону от центра вращения ротора 10. P1=mr






r радиус вращения дебалансного груза 3, м;

0,1 коэффициент, учитывающий неравномерность движения дебалансного груза применительно к движению поршня двигателя внутреннего сгорания. 3. Pц центробежные силы инерции дебалансного груза 3 при его вращении вокруг оси вала шестерни 4. Pц=mr

где: m масса дебалансного груза 3, кг;
r радиус вращения дебалансного груза 3, м;



где: m масса дебалансного груза 3, кг;
r" переменный радиус вращения дебалансного груза 3 вокруг оси диска 2, м;


где: m масса дебалансного груза 3, кг;
R1 переменный радиус вращения дебалансного груза 3 вокруг оси ротора 10, м.


где: J момент инерции центра масс вращения дебалансного груза 3;

m масса дебалансного груза 3, кг;
R1 переменный радиус вращения дебалансного груза 3 относительно центра ротора 10, м;

Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4