Отсек-платформа ракеты для крепления элементов полезного груза
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при проектировании отсеков-платформ для крепления к ней нескольких элементов полезного груза - космических аппаратов. Отсек-платформа ракеты для крепления элементов полезного груза содержит размещенные одна в другой и соединенные между собой внутреннюю и внешнюю силовые оболочки с торцевыми шпангоутами, опорные кронштейны под транспортировочные опоры, стержневые элементы с узлами крепления к шпангоутам оболочек, узлы крепления элементов полезного груза к отсеку и узлы крепления отсека к ракете. Отсек-платформа снабжен переходником, выполненным в виде силовой оболочки с торцевыми шпангоутами и панелью с ребрами жесткости, с посадочными местами под элементы полезного груза и узлами крепления их к панели и панели к отсеку. Панель выполнена с криволинейным внешним контуром, охватывает переходник и жестко скреплена с передними шпангоутами силовых оболочек отсека. Ребра жесткости панели расположены между посадочными местами под элементы полезного груза и узлами крепления ее к шпангоутам силовых оболочек. 12 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при проектировании отсеков-платформ для крепления одного или нескольких орбитальных космических аппаратов, в том числе и малогабаритных космических аппаратов, в дальнейшем именуемых как полезный груз.
Известно устройство для крепления полезного груза к отсеку ракеты, содержащее силовую оболочку с торцевыми шпангоутами, узлы крепления полезного груза и узлы крепления отсека к ракете /Л.И.Балабух и др. "Основы строительной механики ракет", М. Высш. шк. 1969, с. 257 259/. Недостатками известного технического решения являются невозможность закрепления на отсеке платформе нескольких космических аппаратов, невозможность транспортирования ракеты-носителя с отсеком-платформой, к которой пристыкован полезный груз, т.к. в конструкции отсека платформы не предусмотрены элементы, воспринимающие нагрузки при транспортировании. Известно также техническое решение отсек-платформа ракеты, которое содержит несколько элементов полезного груза, силовую оболочку с торцевыми шпангоутами, узлы крепления отсека-платформы к ракете, при этом расположение отдельных элементов полезного груза в зависимости от их числа и ограничений на габаритные размеры может быть одноярусным или многоярусным. Крепление отдельных элементов полезного груза осуществляется на специальной раме - отсеке-платформе. Это техническое решение принято за прототип /Ю.М.Николаев, Ю. С.Соломонов "Инженерное проектирование управляемых баллистических ракет с РДТТ", ВОИЗ МО СССР, М. 1979, с.87, фиг.3.5а, 3.5б/. К недостаткам данного технического решения следует отнести узкий диапазон использования, т.к. не предусмотрены силовые элементы, позволяющие воспринимать нагрузки, возникающие при транспортировании ракеты-носителя с отсеком-платформой, к которому пристыкованы элементы полезного груза. Технической задачей изобретения является расширение области использования отсека-платформы путем использования его на транспортабельной ракете-носителе и путем пристыковки к нему элементов полезного груза различных габаритов, массы и формы. Указанная техническая задача решается за счет того, что отсек-платформа ракеты для крепления элементов полезного груза, содержащей внутреннюю и внешнюю силовые оболочки с торцевыми шпангоутами, размещенные одна в другой и соединенные между собой, опорные кронштейны под транспортировочные опоры, стержневые элементы с узлами крепления к шпангоутам оболочек, узлы крепления элементов полезного груза к отсеку и узлы крепления отсека к ракете, снабжен переходником, выполненным в виде силовой оболочки с торцевыми шпангоутами и панелью с ребрами жесткости, с посадочными местами под элементы полезного груза и узлами крепления их к панели и панели к отсеку, при этом внешняя и внутренняя оболочки отсека жестко скреплены каждая по своему переднему торцу с индивидуальными шпангоутом с зазором между ними, а задние торцы обеих оболочек скреплены между собой посредством общего шпангоута, на котором размещены узлы крепления отсека к ракете, при этом переходник одним своим шпангоутом и с выступанием за контур переднего шпангоута внешней оболочки отсека жестко скреплен с передними шпангоутами внешней и внутренней оболочек отсека и с кронштейном, размещенным с внешней стороны внешней оболочки отсека и жестко скрепленным с ней, а на другом шпангоуте переходника размещены узлы крепления элемента полезного груза, при этом панель выполнена с криволинейным внешним контуром, охватывает переходник и жестко скреплена с передними шпангоутами силовых оболочек отсека, ребра жесткости панели расположены между посадочными местами под элементы полезного груза и узлами крепления ее к шпангоутам силовых оболочек, опорные кронштейны под транспортировочные опоры распределены по периметру внешней оболочки и жестко скреплены с ней с ее передним шпангоутом, стержневые элементы размещены в зазоре между передними шпангоутами силовых оболочек и между их задним шпангоутом и панелью жестко скреплены своими концами с передним шпангоутом внешней оболочки и между концами через кронштейны с передним шпангоутом внутренней оболочки, внешняя оболочка выполнена цилиндрической, а внутренняя конической, оболочка переходника выполнена цилиндрической, панель выполнена съемной в виде полумесяца и с контуром по окружности, панель ориентирована ребрами внутрь полости оболочек отсека, при этом переходник и платформа установлены симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось внешней оболочки, а внешняя и внутренняя оболочки размещены соосно друг другу, продольная ось цилиндрического переходника располагается от продольной оси внешней оболочки на расстоянии "в", а угол "g" между плоскостью торцевого шпангоута переходника с узлами крепления элементов полезного груза, наклоненной в сторону продольной оси внешней оболочки и плоскостью, перпендикулярной продольной оси внешней оболочки, определяется из выражения 0 < g < arctg(b/(2oC5)
D габаритные размеры внешней оболочки 3 в поперечном направлении. Три опорных кронштейна 6 установлены под транспортировочные опоры 7 и равномерно распределены по периметру внешней оболочки 3. В зазоре между силовыми оболочками 2 и 3 установлены три стержня 8, их концы скреплены с передним шпангоутом внешней оболочки 3 по разные стороны каждого опорного кронштейна 6 под транспортировочные опоры 7 и симметрично относительно каждого кронштейна 6. Кронштейн 19 крепления каждого стержня 8 к переднему шпангоуту 4 внутренней оболочки размещен симметрично относительно середины стержня 8, а части узлов крепления 13 панели 10 по числу опорных кронштейнов 6 под транспортировочные опоры 7 совмещены с опорными кронштейнами 6.
Формула изобретения
0 < g < arctg[b/( 2 5)d]
где d диаметр оболочки переходника;
b выбирается из соотношения 0 < b < (D d)/2;
D габаритные размеры внешней оболочки в поперечном направлении. 10. Отсек-платформа по пп. 1 9, отличающийся тем, что установлено три опорных кронштейна под транспортировочные опоры и они равномерно распределены по периметру внешней оболочки. 11. Отсек-платформа по пп. 1 10, отличающийся тем, что в зазоре между силовыми оболочками установлено три стержня, а их концы скреплены с передним шпангоутом внешней оболочки по разные стороны каждого кронштейна под транспортировочные опоры и симметрично относительно каждого кронштейна. 12. Отсек-платформа по пп. 1 11, отличающийся тем, что кронштейн крепления каждого стержня к переднему шпангоуту внутренней оболочки размещен симметрично относительно середины стержня. 13. Отсек-платформа по пп. 1 12, отличающийся тем, что часть узлов крепления панели по числу опорных кронштейнов под транспортировочные опоры совмещены с опорными кронштейнами.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6