Ферменная приводная конструкция
Использование: в космической технике, в строительстве крупногабаритных орбитальных сооружений из ферменных конструкций. Сущность изобретения: конструкция состоит из модулей, каждый из которых образован двумя призматическими ячейками, содержащими продольные, поперечные и диагональные элементы, а также элементы связи с исполнительными частями привода; диагонали в смежных ячейках расположены разнонаправленно, их расходящиеся концы шарнирно связаны с вершинами модулей, а сходящиеся концы объединены шарнирным соединением. При этом элементы связи с приводами выполнены на промежуточных звеньях и на поперечных элементах, что обеспечивает развертывание фермы практически без заклинивания и дает максимальную плотность ее транспортной укладки. Введение в каждый модуль промежуточного звена для шарнирной связи сходящихся концов диагоналей, не связанного с продольно-поперечным набором, обеспечивает меньшее число шарнирных узлов ферменной конструкции. 8 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к строительству в космосе крупногабаритных сооружений, монтируемых из ферменных конструкций.
Известны разработки ферменных конструкций развертываемого и собираемого типа. В настоящее время накоплен некоторый практический опыт в сооружении ферменных крупногабаритных конструкций в условиях космического пространства. Известна крупногабаритная ферменная конструкция собираемого типа, которая была смонтирована на наружной поверхности модуля "Квант" орбитальной станции "МИР" в июле 1991 года во время проведения космического эксперимента "Софора". Сборка фермы, состоящей из стержневых элементов, проводилась вручную двумя космонавтами А. Арцебарским и С. Крикалевым [1] На сооружение фермы длиной 1,5 м потребовалось 4 выхода космонавтов в космос с общим временем 28 ч. Время фактическое оказалось больше, чем планируемое. Эксперимент показал, что ручная сборка имеет существенный недостаток: процесс сборки трудоемок и требует довольно больших физических усилий космонавтов, из чего был сделан вывод, что ручная сборка крупных сооружений потребует длительных экспедиций и больших эргонометрических затрат. Известная приводная ферменная конструкция развертываемого типа представлена конструкцией, испытанной при проведении эксперимента "Рапана" в сентябре 1993 года [2] Конструкция пятиметровой фермы развертывалась проволочным приводом из материала с эффектом памяти формы, смонтированном на стержневых диагоналях. Ручными операциями в эксперименте являлись: подготовительные действия внутри обитаемого отсека, вынос транспортной упаковки конструкции на поверхность отсека, соединение электрокабелей с пультом управления приводом. Развертывание осуществлялось путем нагрева проволочных приводов. Время непосредственного развертывания фермы составило 5 мин, общее время, включающее подготовительные действия, 2 ч. Общим для всех развертываемых конструкций недостатком является то, что невозможно использовать такие ферменные конструкции при их неполном раскрытии. Нельзя также в произвольном порядке производить наращивание ферм дополнительными секциями и монтировать дополнительные модули в разных направлениях. В настоящее время в космической технике перспективными являются ферменные конструкции так называемого "гибридного" типа, которые сбираются из развертываемых модулей, доставляемых на орбиту в виде транспортных упаковок. Ферменные сооружения "гибридного" типа предполагается использовать на международной космической станции "Альфа", создаваемой по российско-американскому проекту. Основным моментом проектирования конструкции "гибридного" типа является создание приводной развертываемой конструкции, которую можно будет легко разворачивать и собирать в условиях космического пространства. Наиболее близким аналогом изобретения является ферменная проводная конструкция [3] которая может использоваться для космического строительства, так как легко приспосабливается к условиям ручной сборки с помощью несложных приводных устройств и имеет довольно высокий коэффициент складываемости. Развертываемая приводная ферменная конструкция собирается из модулей, каждый из которых образован двумя призматическими ячейками треугольного сечения, собранными из продольных, поперечных и диагональных элементов, выполненных в виде стержней. Продольные и поперечные стержни шарнирно связаны между собой. Диагональные стержни в смежных ячейках модуля установлены разнонаправленно. Причем расходящиеся концы диагоналей шарнирно связаны с вершинами модуля, а сходящиеся концы диагоналей шарнирно соединены с ползуном. На общих (средних) для двух ячеек каждого модуля поперечных стержнях имеется добавочный поперечный стержень, являющийся направляющим элементом, по которому в возвратно-поступательном направлении перемещается ползун. Развертывание каждого модуля из сложенного положения в рабочее осуществляется приводом, исполнительные части которого взаимодействуют с ползуном через элементы связи. В результате диагонали, поворачиваясь в шарнирах ползуна при его перемещении вдоль направляющего элемента, передают угловое движение продольным и поперечным стержнем, разворачивая модуль в вертикальное положение. К недостаткам конструкции относится то, что с введением направляющих и ползунов ферменная конструкция становится более сложной и менее технологичной, так как дополнительные детали требуют своего местоположения в конструкции и новых связей, что усложняет и утяжеляет конструкцию, а также накладывает ограничения на плотность укладки конструкции в сложенном состоянии. Кроме того, одновременное вращательное движение стержней в шарнирах и поступательное движение ползуна при развертывании может вызвать заклинивание в поступательно движущихся парах "ползун направляющий элемент". Это связано с тем, что люфты в подвижных узлах, даже самой незначительной величины, при пространственном перемещении стержней конструкции вызывают некоторое искажение геометрической формы. В нормальных земных условиях этими искажениями можно пренебречь. Но в условиях космического полета, когда ферма подвержена динамическим воздействиям со стороны работающего двигателя, а также температурным перепадам, вероятность заклинивания в подвижных парах становится очень высока. Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание фермы, в которой диагонали имели бы меньшее число шарнирных связей с продольно-поперечным набором элементов фермы, и в которой элементы связи с приводами развертывания были бы выполнены таким образом, чтобы обеспечить развертывание фермы практически без явлений заклинивания конструкции и решить задачу обеспечения максимальной плотности транспортной укладки конструкции и ее облегчения. Указанный технический результат достигается тем, что в ферменную приводную конструкцию, состоящую из модулей, каждый из которых образован двумя призматическими ячейками, содержащими продольные и поперечные элементы, шарнирно связанные между собой, диагональные элементы связи с исполнительными частями привода, при этом диагонали в смежных ячейках расположены разнонаправленно, их расходящиеся концы шарнирно связаны с вершинами модулей, а сходящиеся концы объединены шарнирным соединением, введены промежуточные звенья, каждое из которых связано с шарнирным соединением сходящихся концов диагоналей, а элементы связи с исполнительными частями привода имеют вид посадочных гнезд, выполненных на промежуточных звеньях и на общих для двух ячеек каждого модуля поперечных элементов в зонах их шарнирной связи с продольными элементами, причем посадочные гнезда на введенных промежуточных звеньях через ответные элементы взаимодействуют с поступательно перемещающимися частями привода, а посадочные гнезда на общих поперечных элементах взаимодействуют через ответные элементы с неподвижными частями привода. На фиг. 1 показан общий вид ферменной приводной конструкции; на фиг. 2, 3 вид спереди и сбоку на один модуль ферменной конструкции (изображение выносного элемента I); на фиг. 4 транспортная укладка ферменной конструкции; на фиг. 5 вид на сложенное положение одной пары диагоналей (изображение выносного элемента II); на фиг. 6, 7 вид сверху и сбоку на транспортную упаковку с условным изображением привода, развертывающего конструкцию; на фиг. 8 модифицированное исполнение ферменной конструкции и варианты ее возможного трансформирования в пространстве. Изобретение поясняется на примере ферменной приводной конструкции прямоугольного сечения (фиг. 1). Ферма собрана из четырех модулей (фиг. 1, 2, 3), каждый из которых образован двумя призматическими ячейками 1 и 2, имеющими форму параллелепипеда. Ячейки состоят из продольных стержней 2, поперечных стержней 4 и диагональных стержней 5. Поперечные стержни 4 жестко скреплены между собой фитингами 6, образуя жесткие рамы. Продольные и поперечные стержни 3 и 4 соединены между собой шарнирно с помощью осей вращения 7. В каждом модуле (фиг. 1, 2, 3) диагональные стержни 5 установлены разнонаправленно, причем расходящиеся концы пары диагоналей 5 связаны шарнирами 8 с вершинами модуля, а сходящиеся концы диагоналей 5 расположены на введенном промежуточном звене, выполненным, например, в виде трапециевидной планки 9 (фиг. 5). Особенностью конструкции является то, что трапециевидная планка 9 служит только для соединения диагональных стержней 5 и не имеет связи ни с продольными стержнями 3, ни с поперечными стержнями 4, что выражено установочным зазором
Формула изобретения
Ферменная приводная конструкция, состоящая из модулей, каждый из которых образован двумя призматическими ячейками, содержащими продольные и поперечные элементы, шарнирно связанные между собой, диагональные элементы и элементы связи с исполнительными частями привода, при этом диагонали в смежных ячейках расположены разнонаправленно, их расходящиеся концы шарнирно связаны с вершинами модулей, а сходящиеся концы объединены шарнирным соединением, отличающаяся тем, что в нее введены промежуточные звенья, каждое из которых связано с шарнирным соединением сходящихся концов диагоналей, а элементы связи с исполнительными частями привода имеют вид посадочных гнезд, выполненных на промежуточных звеньях и на общих для двух ячеек каждого модуля поперечных элементах в зонах их шарнирной связи с продольными элементами, причем посадочные гнезда на введенных промежуточных звеньях через ответные элементы взаимодействуют с поступательно перемещающимися исполнительными частями привода, а посадочные гнезда на общих поперечных элементах взаимодействуют через ответные элементы с неподвижными исполнительными частями привода.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8