Литейный жаропрочный сплав на основе никеля
Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на никелевой основе, предназначенным для изготовления отливок, например, рабочих и сопловых лопаток газотурбинных двигателей с равноосной и направленной структурой. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: углерод 0,05-0,2, хром 7,0-14,0, кобальт 8,0-15,0, вольфрам 9,0-12,0, молибден 0,7-3,0, ниобий 0,5-4,0, титан 1,0-4,0, алюминий 4,0-6,0, бор 0,0005-0,07; цирконий 0,01-0,10, церий 0,002-0,025, иттрий или скандий 0,0013-0,0085, никель остальное при соблюдении условия: % Ce : % иттрия или скандия = 1,5-3,0. 1 табл.
Предлагаемое изобретение относится к композиции литейного жаропрочного сплава на никелевой основе, предназначенного для изготовления отливок, например рабочих и сопловых лопаток газотурбинных двигателей, с равноосной и направленной структурой, работающих в условиях высоких температур и напряжений.
Возрастающие требования к материалам высоконагруженных авиационных двигателей потребовали разработки литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе, длительно работающих при температурах до 1050oC в качестве лопаток турбины. Это связано с тем, что повышение рабочих температур одно из основных направлений увеличения мощности газотурбинного двигателя. За счет подбора определенного соотношения легирующих компонентов: вольфрама, хрома, ниобия, титана, алюминия и др. удалось получить сплавы с весьма высокими жаропрочными свойствами (пределом длительной прочности и пределом ползучести). Однако с возрастанием рабочих температур в газотурбинном двигателе интенсифицируется процесс теплопередачи от рабочей среды к лопаткам газовой турбины и увеличивается теплонапряженность. Это приводит к тому, что в общем числе повреждений лопаток газовой турбины, вызываемых процессами ползучести, статическими, циклическими, ударными и другими нагрузками, возрастает относительная доля повреждений от термоциклических нагрузок (термической усталости). При этом термоциклические повреждения поверхностных слоев лопаток обычно является причиной возникновения первых очагов разрушения, инициирующих дальнейшее развитие трещин от действия статических и циклических усилий. Таким образом, работоспособность материала лопаток высоконагруженных газотурбинных двигателей определяется требуемым уровнем не только жаропрочных, но и термоусталостных свойств, поскольку в газотурбинных двигателях основная роль принадлежит нестационарным режимам, при которых в лопатках создаются экстремальные напряжения и тепловые состояния, оказывающие определяющее влияние на процесс разрушения. Известен литейный жаропрочный сплав по патенту США N 4459160, кл. 148-3 от 10.07.1984. Сплав имеет следующий химический состав (% мас.): Углерод 0,015-0,05 Хром 8-10 Кобальт 3-7 Вольфрам 9-11 Тантал 2,25-3,2 Титан 1,7-2,6 Алюминий 5,25-2,75 Гафний 0-0,5 Бор 0-0,01Цирконий 0-0,05
Никель Остальное
Как показали дополнительные исследования, данный сплав имеет довольно высокий уровень жаропрочных свойств: при температуре 975oC и напряжении 20 кгс/мм2 время до разрушения составляет 70-110 часов. Однако данный сплав обладает невысокими термоусталостными свойствами. Наиболее близким по составу к предлагаемому сплаву является литейный жаропрочный сплав MAR-M200 по патенту Великобритании N 917818. Сплав имеет следующий химический состав (% мас.):
Углерод 0,02-0,30
Хром 6-17
Кобальт 2-15
Вольфрам 9-14
Молибден до 3
Ниобий 0,25-3
Титан до 5
Алюминий 2-8
Железо до 5
Бор 0,001-0,20
Цирконий 0,001-0,20
Никель Остальное. Анализ свойств сплава, приведенных в примерах описания патента N 917818 показывает, что при температуре 1038oC 100-часовой предел длительной прочности на лучших плавках равен 10,5-12 кгс/мм2. Дополнительная проверка показала, что время до разрушения при 975oC и напряжении 20 кгс/мм2 составляет 80-120 часов, а при 1050oC и напряжении 11 кгс/мм2 100-150 часов. При комнатной температуре предел прочности этого сплава равен 85-105 кгс/мм2, относительное удлинение 2,5-4% Как видно, сплав MAR-М200 имеет довольно высокий уровень жаропрочных свойств, однако, как показали дополнительные исследования, термоусталостные характеристики сплава при циклическом характере теплового и механического воздействия невысокие. Число циклов до разрушения (долговечность) при испытании на термоусталость составило 150-200 циклов (режим термического цикла: Тмакс=1000oC, Тмин=500oC, выдержка

Хром 7,0-14,0
Кобальт 8,0-15,0
Вольфрам 9,0-12,0
Молибден 0,7-0,3
Ниобий 0,5-4,0
Титан 1,0-4,0
Алюминий 4,0-6,0
Бор 0,005-0,07
Цирконий 0,01-0,10
Церий 0,002-0,025
Один элемент из группы, включающей иттрий и скандий 0,0013-0,0085
Никель Остальное
и при соблюдении условия, что отношение концентрации церия в сплаве к концентрации в нем одного элемента из группы, включающей иттрий и скандий, составляет 1,5-3,0. Нами было установлено, что термоусталостные свойства литейного жаропрочного сплава на основе никеля зависят от формы первичных карбидов МС, образующихся в металле в процессе кристаллизации отливки. В случае, если карбиды выделяются в виде неблагоприятной грубой дендритной формы (шрифтовые карбиды), то при этом термоусталостные свойства невысокие. Напротив, если карбиды имеют глобулярную форму, то вышеуказанные характеристики заметно повышаются. Нами было установлено, что при введении в жаропрочные никелевые сплавы редкоземельных металлов (РЗМ), они могут взаимодействовать с углеродом сплава и образовывать при кристаллизации расплава зародыши, на которых как на подложке РЗМ-С образуются карбиды МС, параметры решеток которых наиболее близки к параметрам решетки карбида с РЗМ. Однако не все РЗМ могут образовывать при кристаллизации расплава зародыши в виде карбидов РЗМ. Так, карбиды Ce2C3 образуются при температуре ниже 1000oC, т. е. ниже температуры солидуса сплава, которая равна 1310oC и поэтому, вероятно, не могут являться зародышами для образования карбидов МС. В этом случае образуются карбиды шрифтовой морфологии. Нами было установлено, что в случае введения в данный сплав одного элемента из группы, включающей иттрий и скандий при соблюдении вышеуказанного условия, в металле образуются карбиды глобулярной формы. Карбид YC и карбид ScC образуются при температуре свыше 1500oC, т.е. температуры ликвидуса сплава, равной 1380oC. Образующиеся в расплаве карбиды YC или ScC являются, вероятно, подложкой для зарождения на них при кристаллизации карбидов МС, что облегчает более ранние условия их зарождения и способствует выделению карбидов МС в благоприятной глобулярной форме. За счет создания в металле с иттрием или скандием карбидов МС глобулярной формы повышаются термоусталостные свойства сплава. Это связано, вероятно, с тем, что литые детали с глобулярной формой карбидов МС имеют наиболее удачную структуру с точки зрения сопротивления термическим нагрузкам: структура материала с карбидами глобулярной формы обладает высокой сопротивляемостью начала развития трещин термоусталости, тогда как карбиды игольчатой (шрифтовой) формы, по свей видимости, представляют собой концентраторы напряжений и являются источником зарождения такой термоусталостной трещины. Роль РЗМ церия, иттрия и скандия при этом различная. Церий вводится в сплав для повышения жаропрочных свойств. Являясь поверхностно-активным металлом и располагаясь на границах раздела упрочняющих фаз g-


время до разрушения при температуре 975oC и напряжении 20 кгс/мм2 составляет 90-135 часов, при температуре 975oC и напряжении 23 кгс/мм2 время до разрушения составляет 60-70 часов, при температуре 1050oC и напряжении 11 кгс/мм2 105-160 часов, т.е. как у известного сплава. При комнатной температуре предел прочности сплава составляет 89-105 кгс/мм2, относительное удлинение 4,0-7,5% ударная вязкость 1,5-3,0 кгс м/см2. Жаростойкость по привесу за время 300 часов при 1000oC составляет 7-9 г/м2. Число циклов до разрушения долговечность при испытании на термоусталость равно 620-700 циклов (режим термического цикла: Tмакс=1000oC, Tминим=500oC, выдержка при Тмакс-7 мин, упругопластическая деформация


Жаропрочные свойства предлагаемого сплава в отливках с направленной структурой следующие:
время до разрушения при температуре 975oC и напряжении 20 кгс/мм2 составляет 195-210 часов, при температуре 975oC и напряжении 23 кгс/мм2 125-135 часов, при температуре 1050oC и напряжении 11 кгс/мм2 220-240 часов. Число циклов до разрушения - долговечность при испытании на термоусталость равно 1250-1350 циклов. Дополнительное повышение термоусталостных свойств связано с особенностями характера разрушения сплава, отлитого методом направленной кристаллизации, при которой границы зерен вытянуты в продольном направлении и поэтому трещина развивается всегда по телу зерна. Таким образом, предлагаемый сплав обладает высокой термической усталостью, в 3-4 раза превышающей сплав-прототип по патенту Великобритании N 917818, а по уровню жаропрочности он находится на уровне прототипа. За счет более высокой термической усталости предлагаемого сплава можно в 2-3 раза увеличить ресурс работы двигателей, например рабочих и сопловых лопаток газотурбинных авиационных двигателей.
Формула изобретения
Хром 7,0 14,0
Кобальт 8,0 15,0
Вольфрам 9,0 12,0
Молибден 0,7 3,0
Ниобий 0,5 4,0
Титан 1,0 4,0
Алюминий 4,0 6,0
Бор 0,005 0,07
Цирконий 0,01 0,10
Церий 0,002 0,025
Один элемент из группы, включающей иттрий и скандий 0,0013 0,0085
Никель Остальное
при условии Ce одного элемента из группы, включающей иттрий и скандий 1,5 3,0.
QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ")
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Уральская кузница" (ОАО "Уралкуз")
Договор № РД0035902 зарегистрирован 12.05.2008
Извещение опубликовано: 20.06.2008 БИ: 17/2008
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия
QZ4A - Регистрация изменений (дополнений) лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (ФГУП "ВИАМ")
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): Открытое акционерное общество "Уральская кузница" (ОАО "Уралкуз")
Характер внесенных изменений (дополнений):
Договор расторгнут по взаимному согласию сторон
Дата и номер государственной регистрации договора, в который внесены изменения:
12.05.2008 № РД0035902
Извещение опубликовано: 10.09.2009 БИ: 25/2009
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия