Жаропрочный сплав на основе никеля для литых деталей с направленной и монокристаллической структурой
Изобретение может быть преимущественно использовано для получения лопаток высокотемпературных газовых турбин авиационного, транспортного (автомобильные и судовые двигатели) и энергетического назначения (силовые агрегаты магистральных газопроводов, передвижные электростанции) ГТУ. Задачей изобретения является повышение сопротивления к горячей сульфидной коррозии в условиях циклических нагревов и охлаждения, а также более высокое сопротивление многоцикловой усталости при круговом изгибе в потоке газообразных продуктов сгорания топлива при контакте с солями щелочных металлов. Сплав содержит следующие компоненты, мас. %: алюминий 7,8-9,0, титан 0,6- 1,2, вольфрам 1,8-2,5, молибден 4,5-5,5, хром 4,5-5,5, углерод 0,007-0,02, лантан 0,0015-0,015, кобальт 3,5-4,5, никель - остальное. 6 табл.
Изобретение относится к металлургии, в частности, к составу жаропрочного сплава на основе никеля, предназначенного для получения полуфабрикатов и деталей с направленной и монокристаллической структурой методом точного литья по выплавляемым моделям, преимущественно лопаток высокотемпературных газовых турбин авиационного, транспортного (автомобильные и судовые двигатели) и энергетического назначения (силовые агрегаты магистральных газопроводов, передвижные электростанции) и других ГТУ.
Известен высокотемпературный жаростойкий сплав на основе никеля (патент США, 4126495, кл. C 22 C 19/05, 1978). Сплав содержит алюминий, хром, титан, кобальт, молибден, тантал, вольфрам, ниобий, цирконий, углерод, бериллий, РЭМ в следующих количествах, мас.%: Алюминий - 6,75-10 Хром - 8-12 Титан - 0,8-2,5 Кобальт - 2,0-6,0 Молибден - 2,5-4,0 Тантал - 0,95-4,85 Вольфрам - 0-1,25 Ниобий - 0-0,6 Цирконий - 0-0,8Углерод - 0-1,0
Бериллий - 0-1,0
РЭМ - 0-1,0
Никель - Остальное до 100%
Недостатками сплава являются относительно низкие характеристики стойкости к горячей коррозии при 900oC, а также сопротивление многоцикловой усталости. Причиной таких низких свойств аналога могут быть недостаточная пластичность при 900oC сплавов на основе никеля с высоким содержанием упрочняющей



Алюминий - 8-9.0
Хром - 5-6.0
Титан - 1.0-2.0
Молибден - 2.5-4.5
Вольфрам - 2.0-4.0
Гафний - 0.4-0.6
Углерод - 0.02-0.06
Никель - Остальное до 100%
Сплав-прототип обладает сбалансированным химическим составом, обеспечивающим высокую жаростойкость при температурах 1000-1250oC, термостабильную структуру и высокую жаропрочность за счет высокого содержания






Алюминий - 7,8 - 9
Кобальт - 3,5 - 4,5
Титан - 0,6 - 1,2
Вольфрам - 1,8 - 2,5
Молибден - 4,5 - 5,5
Хром - 4,5 - 5,5
Углерод - 0,007 - 0,02
Лантан - 0,0015 - 0,015
Никель - Остальное
Сплав может содержать в виде примесей серу, фосфор, железо, кремний, свинец, висмут, олово и сурьму соответственно в количествах, меньших или равных мас.%: 0,01; 0,015; 0,5; 0,4; 0,001; 0,0005; 0,003; 0,003. Для анализа свойств сплава-прототипа, а также определения пределов легирования в предлагаемом сплаве, изучены механические и усталостные свойства, а также стойкость против горячей (сульфидной) коррозии ряда композиций, состав которых указан в табл. 1. Сплавы выплавляли в вакуумной индукционной печи в тигле с основной футеровкой. Слитки переплавлялись на прутки диаметром 16 мм методом направленной кристаллизации с последующим контролем макроструктуры. Шлифованные образцы для коррозионных испытаний диаметром 10х25 мм были изготовлены из термообработанных прутков, а стандартные образцы для усталостных и прочностных испытаний подвергались термообработке в готовом виде после механической обработки. Стойкость сплавов к горячей коррозии определялась на трех партиях образцов по методике ускоренных циклических испытаний, чередующих воздействие рабочей температуры 900oC коррозионно-активных сред. Общая продолжительность испытаний по каждому режиму 30 циклов, после чего определялась удельная потеря массы (г/м2

Режим 1. 1 цикл включает: нагрев до 900oC, выдержка 1 ч, охлаждение на воздухе + 22 ч выдержка в камере влажности. Режим 2. 1 цикл включает: нагрев до 900oC, выдержка 1 ч, охлаждение погружением в 3%-ный раствор NaCl, выдержка в камере влажности 22 ч. Режим 3. 1 цикл включает: нанесение солевой корки (смесь NaCl + Na2SO4), нагрев при 900oC, выдержка 1 ч, охлаждение на воздухе, выдержка в камере влажности 22 ч. Механические и усталостные характеристики исследованных композиций определялись по стандартным методикам. Исследовалась макроструктура, глубина изменений зоны на образцах и химический состав окалины после горячей коррозии для некоторых сплавов. Результаты испытаний композиций по табл. 1 представлены в табл. 2, 3. Данные табл. 2, 3 свидетельствуют, что лучшей способностью противостоять горячей (сероводородной) коррозии в указанных выше условиях, а также повышенной выносливостью при 20 и 900oC по сравнению с аналогом обладают сплавы 2, 3, 4 по табл. 1, т.е. имеющие заявляемый состав. Результаты металлографического анализа образцов сплавов после горячей коррозии подтверждают, что наилучшей стойкостью при 900oC обладает заявленный состав. Следует специально отметить, что повышение в предлагаемом сплаве стойкости к горячей коррозии происходит без традиционного для никелевых сплавов увеличения содержания хрома, что практически ликвидирует риск образования в структуре вредных охрупчивающих пластинчатых т.п.у. - фаз Лавеса и др. Повышенную стойкость против горячей (сульфидной) коррозии предлагаемого сплава можно объяснить следующим образом. 1. При выбранном соотношении компонентов матрицей сплава является сложнолегированное интерметаллическое соединение типа Na3Al, в упорядоченной кристаллической решетке которого часть атомов никеля замещена атомами кобальта, хрома, а часть атомов алюминия - атомами титана, хрома, вольфрама, молибдена. Состав этого соединения, по данным фазового анализа, близок к стехиометрическому с наибольшей степенью упорядочения. В упорядоченных сплавах диффузионная подвижность атомов снижена, поэтому образование окисных пленок и измененных поверхностных слоев затруднено, т.е. увеличивается способность материала сопротивляться всем видам коррозии. При этом введение в предлагаемый сплав кобальта вместо 3,5 - 4,5% никеля, очевидно, снижает скорость диффузии ионов серы (в сплавах с большим содержанием кобальта эта характеристика ионов серы уменьшается в десятки раз), а эвтектика Co - Co4S3 имеет более высокую температуру плавления (877oC), чем эвтектика Ni - Ni3S2 (645oC). Поэтому легирование предлагаемого сплава кобальтом повышает в определенной мере стойкость именно к горячей (сульфидной) коррозии. 2. По результатам исследований в окалине после испытаний на горячую коррозию предложенного сплава, легированного микродобавками лантана, значительно повышается концентрация хрома и соответственно снижается содержание никеля (табл. 5). Окисление на сплаве без La приводит к образованию окисной пленки, содержащей повышенное количество закиси никеля (NiO), образующей много дефектов (пор, трещин), и практически вследствие осыпания и рыхлости, не защищающей металл от горячей коррозии. Введение в сплав лантана полностью изменяет состав окисной пленки: количество никеля (в составе закиси NiO) снижается с 28.6 до 10%, а содержание хрома возрастает

1. При введении в состав сплава кобальта он образует в кристаллической решетке Ni3Al твердый раствор замещения, заменяя при этом часть гетероатомных пар Ni - Al на Co - Al и снижая тем самым степень ковалентности связи в гетероатомной паре Me - Al. Кроме того, введение кобальта придает матрице сплава (сложнолегированному интерметаллиду Ni3Al) способность к мартенситному превращению. Действие указанных факторов увеличивает вязкость разрушения предлагаемого сплава и повышает тем самым его усталостную прочность. 2. Известно, что La является модификатором структуры сплавов, т.е. измельчает макроструктуру; размер макрозерна в отливках уменьшается с 10 до 4 - 5 мм. Измельчение макрозерна является одной из причин повышения усталостных свойств предлагаемого сплава при 20 и 900oC (табл. 3). Высокая температура кипения и низкое давление паров лантана приводят к минимальному угару лантана при металлургических операциях - выплавке и переплавке в вакуумно-индукционных печах. Это обеспечивает высокую точность микролегирования сплава лантаном и возможность контроля его служебных свойств. Повышенная стойкость сплава с добавкой лантана против горячей коррозии снижает вероятность появления на поверхности образцов коррозионных дефектов (язв, растрескивания), служащих обычно центрами усталостного разрушения. Таким образом, микролегирование лантаном повышает усталостные характеристики предлагаемого сплава в условиях горячей коррозии как за счет модификации основной структуры, так и за счет повышения сопротивления поверхностных слоев материала усталостному разрушению
Уменьшение содержания легирующих элементов в новом сплаве до уровня, меньшего заявленного (табл. 1, сплав 1), приводит к снижению объемного содержания более коррозионностойкой






Формула изобретения
Алюминий - 7,8 - 9,0
Титан - 0,6 - 1,2
Вольфрам - 1,8 - 2,5
Молибден - 4,5 - 5,5
Хром - 4,5 - 5,5
Углерод - 0,007 - 0,02
Лантан - 0,0015 - 0,015
Кобальт - 3,5 - 4,5
Никель - Остальноео
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3