Самолет с улучшенными характеристиками продольной устойчивости
Изобретение относится к авиации, а именно к области самолетостроения, и предназначено улучшить характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета на больших углах атаки. Самолет с улучшенными характеристиками продольной устойчивости содержит фюзеляж 1 прямоугольного сечения, крыло 2 с двигателями 3, двухкилевое оперение, размещенное на двух балках 4, состоящее из килей 5 и объединенного стабилизатора 6, соединяющего балки 4, трехстоечное шасси с носовым колесом. Самолет снабжен размещенной на конце балки 4 поворотной конструкцией 8, на которой установлены под прямым углом относительно оси балки 4 вертикальное и горизонтальное оперение, симметричной формы в плане и профиля, балки 4 связаны с фюзеляжем 1 посредством силовых элементов 10, установленных перед поворотной относительно оси балки 4 конструкцией 8, стабилизаторы выполнены раздельными и установлены с внешней стороны балки 4 в плоскости крыла 2, верхние части килей 5 и стабилизаторов 6 снабжены устройствами 9 для их взаимной фиксации, а поворот конструкции 8 с установленными на ней килями 5 и стабилизаторами 6 производится на угол 90 o, при этом кили 5 выполняют функции стабилизаторов, а стабилизаторы 6 - функции киля и подфюзеляжного гребня. 2 ил.
Изобретение относится к самолетостроению, а именно к конструктивным разработкам, улучшающим характеристики продольной устойчивости и управляемости самолета на больших и малых углах атаки.
Известен самолет, содержащий фюзеляж прямоугольного сечения, крыло с турбовинтовыми двигателями, двухкилевое оперение, размещенное на двух балках, состоящее из килей и объединенного цельного стабилизатора, соединяющего балки, трехстоечное шасси с носовым колесом (1). Недостатком известного самолета является то, что на больших углах атаки происходит затенение вертикального оперения срывом потока с крыла и балок. Это приводит к уменьшению эффективной площади вертикального оперения и рулей направления и тем самым к ухудшению продольной устойчивости самолета. Известен самолет фирмы НОРД АВИАСЬОН 2501 "НОРАТЛАС", содержащий фюзеляж прямоугольного сечения, крыло с установленными на нем двигателями, двухкилевой оперение, размещенное на двух балках, состоящее из килей, снабженных рулями направлениями, и объединенного стабилизатора, соединяющего балки, снабженного рулями, трехстоечное шасси с носовым колесом (2). Недостатком известного самолета является то, что происходит (при данной компоновке) нарушение устойчивости по перегрузке, главным образом на больших углах атаки, связанной с затенением вертикального оперения от впереди расположенных частей самолета. При этом неустойчивость по перегрузке приводит к самопроизвольному увеличению угла атаки и тем самым к еще большему затенению эффективной рабочей площади киля и руля направления. Подобная тенденция создает предпосылки для непреднамеренной потери скорости, либо выхода самолета на недопустимо большую перегрузку. Попадание вертикального оперения в спутный след от впереди летящего самолета, например, при дозаправке топливом в полете, сопровождается появлением дополнительных сил и моментов, что вызывает возмущенное движение самолета. Спутный след наибольшую опасность представляет на малых скоростях полета, где рулевые поверхности имеют и без того малую эффективность, а полет происходит на больших углах атаки. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет фирмы ФЕРЧАЙЛД С-119 "ФЛАИНГ БОКСКАР", содержащий фюзеляж прямоугольного сечения, крыло с двигателями, двухкилевой оперение, размещенное на двух балках, состоящее из килей и объединенного стабилизатора, соединяющего балки, трехстоечное шасси с носовым колесом (3). Улучшение характеристик продольной устойчивости и управляемости достигается путем размещения вертикального оперения в струе от винтов, установкой на самолете двух килей, установкой подкорпусных аэродинамических гребней. Недостатком самолета, выбранного в качестве прототипа, является то, что эффективность вертикального оперения понижается на больших углах атаки вследствие затенения его крылом и корпусом самолета, в частности хвостовыми балками. В полете со скольжением большая часть вертикального оперения попадает в тень (аэродинамическую) от балок и горизонтального оперения, расположенного ниже основания киля. При таком аэродинамическом затенении киля и особенно руля направления самолет обладает плохими характеристиками продольной устойчивости и управляемости, а также плохими штопорными характеристиками. Даже установка форкилей и аэродинамических гребней на законцовках балок не устраняет в полной мере вышеуказанных недостатков. Попадание вертикального оперения в спутный след от впереди летящего самолета вызывает появление дополнительных сил и моментов, что приводит к возмущенному движению самолета с самопроизвольным увеличением угла атаки. Такое явление наиболее опасно на малых скоростях полета, когда самолет летит на больших углах атаки и где рулевые поверхности имеют малую эффективность. Целью изобретения является улучшение характеристик продольной устойчивости при больших и малых углах атаки. Указанная цель достигается тем, что самолет с улучшенными характеристиками продольной устойчивости, содержащий фюзеляж прямоугольного сечения, крыло с двигателями, двухкилевое оперение, размещенное на двух балках, состоящее из килей и объединенного стабилизатора, соединяющего балки, трехстоечное шасси с носовым колесом, снабжен размещенной на конце балки поворотной относительно оси балки конструкцией, на которой установлены под прямым углом относительно оси балки вертикальное и горизонтальное оперение, симметричной формы и профиля, балки связаны с фюзеляжем посредством силовых элементов, установленных перед поворотной конструкцией, стабилизаторы выполнены раздельными и установлены с внешней стороны балки в плоскости крыла, верхние части килей и стабилизаторов снабжены устройствами для их взаимной фиксации, а поворот конструкции с установленными на ней горизонтальным и вертикальным оперением производится на угол


Формула изобретения
Самолет с улучшенными характеристиками продольной устойчивости, содержащей фюзеляж прямоугольного сечения, крыло с двигателями, двухкилевое оперение, размещенное на двух балках, состоящее из килей и объединенного стабилизатора, соединяющего балки, трехстоечное шасси с носовым колесом, отличающийся тем, что он снабжен размещенной на конце балки поворотной относительно оси балки конструкцией, на которой установлены под прямым углом относительно оси балки вертикальное и горизонтальное оперения симметричной формы в плане и профиле, балки связаны с фюзеляжем посредством силовых элементов, установленных перед поворотной конструкцией, стабилизаторы выполнены раздельно и установлены с внешней стороны балки в плоскости крыла, верхние части килей и стабилизаторов снабжены устройствами для их взаимной фиксации, а поворот конструкции с установленными на ней горизонтальным и вертикальным оперениями производится на угол
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2