Буксируемый носитель для гидронавтов
Использование: судостроение, буксируемые носители гидронавтов. Сущность изобретение: буксируемый носитель для гидронавтов имеет корытообразный корпус с ложем и защитной, открытой сзади кабиной в головной части, предохранительные салазки снизу корпуса, хвостовое оперение, гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя в подводном и надводном положении и узел крепления буксировочной гибкой связи. Корпус в пределах кабины имеет плоское, приподнятое к носовой оконечности днище. Салазки выполнены в виде носового киля и Х-образного хвостового оперения. Управление производится двумя шарнирно закрепленными гидродинамическими решетками. Узел крепления буксировочной гибкой связи размещен спереди носового киля, а консоли гидродинамических элементов управления - на уровне продольной оси носителя. Использование изобретения повышает эффективность управления и безопасность буксировки. 6 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно, к технике подводной и надводной буксировки гидронавтов. Может использоваться также при поисковых и обследовательских водолазных работах и для научных исследований в водной среде.
Известен принятый в качестве ближайшего аналога буксируемый носитель для гидронавтов, содержащий корытообразный корпус с защитной открытой сзади кабиной в головкой части и ложем для гидронавта. В нижней части находятся салазки в виде двух полозьев, предохраняющие корпус носителя от ударов о грунт и поломок. Расширяющаяся к корме стабилизирующая плоскость играет роль хвостового оперения. Буксировочная гибкая связь закреплена на вершине дугообразной скобы, охватывающей носовую часть корпуса и шарнирно закрепленной вблизи его середины. Дуга может принимать любое положение от горизонтального до вертикального в зависимости от глубины погружения и скорости буксировки. Гидродинамическими элементами для управления перемещениями служат два горизонтальных руля, расположенные на стабилизирующей плоскости, с ручным приводом самолетного типа (М.В.Меренов, В.И.Смирнов, В.В.Смолин "Водолазное дело", Л. Судостроение, 1989 с. 113, 114). К недостаткам прототипа следует отнести некоторые особенности, вытекающие из его гидродинамической компоновки. Так углубляющая сила создается дифферентовкой корпуса на нос, вследствие чего голова гидронавта при буксировке под водой располагается глубже уровня его ног, что создает определенный дискомфорт. Боковая гидродинамическая сила создается за счет крена корпуса с хвостовым оперением только при наличии углубляющей силы; боковые перемещения при этом зависят от заглубления носителя, не превышают его величины, и поэтому невозможны при буксировке на поверхности. Наличие буксировочной дуги с шарнирами позади защитной кабины создает опасность зацепов и запутывания снаряжения гидронавта, особенно при выходе из носителя на глубине и в момент аварийной ситуации. Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение вышеуказанных недостатков прототипа и повышение эффективности управления ходом носителя и безопасности при длительной буксировке как в подводном, так и в надводном положении, путем улучшения гидродинамической компоновки буксируемого носителя для гидронавтов. Это достигается тем, что в буксируемом носителе для гидронавтов, содержащем корытообразный корпус с ложем и с защитной открытой сзади кабиной в головной части корпуса, предохранительные салазки снизу корпуса, хвостовое оперение, гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя и узел крепления буксировочной гибкой связи, новым является то, что корпус имеет в пределах кабины плоское днище, приподнятое к носовой оконечности, предохранительные салазки выполнены в виде расположенного под кабиной носового киля и двух разнесенных по сторонам корпуса нижних плавников, образующих совместно с верхними плавниками оперение Х-образной формы, гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя выполнены в виде двух решетчатых крыльев со срединной пустотелой лопастью каждое, установленных шарнирно с возможностью поворота в двух плоскостях на консолях, выступающих по бортам кабины и входящих внутрь срединных пустотелых лопастей. Узел крепления буксировочной гибкой связи размещен спереди носового киля, причем консоли гидродинамических элементов для управления перемещениями расположены на уровне продольной оси носителя, проходящей через его носовую оконечность, а носовой киль, нижние плавники и нижняя часть боковых стенок корпуса позади кабины в проекции на диаметральную плоскость носителя симметризованы относительно этой продольной оси соответственно проекциям кабины, верхних плавников хвостового оперения и верхней части боковых стенок корпуса на ту же плоскость. На фиг.1 представлен буксируемый носитель для гидронавтов, вид сбоку. На фиг.2 вид спереди со снятым правым крылом. На фиг.3 представлена схема действия гидродинамических сил на решетчатое крыло, вид сбоку. На фиг.4 такая же схема вид сверху. На фиг. 5 представлена схема действия гидродинамических сил на носитель при буксировке в подводном положении и его перемещениях по вертикали. На фиг.6 такая же схема при боковых перемещениях. Буксируемый носитель для гидронавтов имеет корытообразный корпус 1 с защитной кабиной 2 в головной части. Внутри корпуса 1 расположено ложе 3 для гидронавта. Открытая сзади кабина 2, которая предназначена для укрытия верхней части тела гидронавта, имеет плоское днище 4, приподнятое к носовой оконечности носителя 0. Верхняя оболочка кабины 2 и днище кабины 4 cнабжены прозрачными окнами 5, обеспечивающими гидронавту широкий сектор обзора (вперед, вверх и вниз). Снизу кабины расположен носовой киль 6, образующий совместно с нижними плавниками 7 в корме корпуса защитные салазки, предохраняющие носитель от повреждений при ударах о грунт. Расположенные в корме и разнесенные по бортам корпуса 1 верхние плавники 8 образуют совместно с нижними плавниками 7 развитое хвостовое оперение Х-образной формы. По левому и правому бортам кабины 2 размещены гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя рашетчатые стреловидные в плане крылья 9. Они состоят из вертикальных 10 и горизонтальных 11 пластин-лопастей, образующих прямоугольную решетку. Срединная горизонтальная лопасть 12 крыла 9 выполнена пустотелой, имеет плоские горизонтальные стенки, скругленный носок и плоский кормовой срез. Крылья 9 насажены на консоли 13, выступающие по бортам кабины 2 так, что консоли 13 входят внутрь пустотелых срединных лопастей 12. На конце каждой консоли 13 размещен двухплоскостной шарнир 14, внутренний вертикальный вал 15 которого своими фланцами жестко скреплен с оболочкой пустотелой лопасти 12 вблизи центра гидродинамического давления С крыла 9. Последнее обстоятельство обеспечивает гидродинамическую сбалансированность каждого крыла 9 на своей консоли 13, что необходимо для уменьшения усилия перекладки крыльев. Шарнир 14 обеспечивает поворот крыла 9 на угол





Формула изобретения
Буксируемый носитель для гидронавтов, содержащий корытообразный корпус с ложем и защитной открытой сзади кабиной в головной части, предохранительные салазки снизу корпуса, хвостовое оперение, гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя и узел крепления буксировочной гибкой связи, отличающийся тем, что корпус в пределах кабины имеет плоское приподнятое к носовой оконечности носителя днище, предохранительные салазки выполнены в виде расположенного под кабиной носового киля и двух разнесенных по сторонам корпуса нижних плавников, образующих совместно с верхними плавниками хвостовое оперение X-образной формы, гидродинамические элементы для управления вертикальными и боковыми перемещениями носителя выполнены в виде двух решетчатых крыльев со срединной пустотелой лопастью каждое, установленных шарнирно с возможностью поворота в двух плоскостях на консолях, выступающих по бортам кабины и входящих внутрь срединных пустотелых лопастей, узел крепления буксировочной гибкой связи размещен спереди носового киля, а консоли гидродинамических элементов для управления перемещениями расположены на уровне продольной оси носителя, проходящей через его носовую оконечность, при этом внешние обводы носового киля, нижних плавников и нижней части боковых стенок корпуса позади кабины в проекции на диаметральную плоскость симметричны относительно этой продольной оси внешним обводам соответственно кабины, верхних плавников хвостового оперения и верхней части боковых стенок корпуса.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6