Буксирная система подводного аппарата
Использование: в морском транспорте при буксировании подводного аппарата вблизи дна. Сущность: буксирная система содержит промежуточный разгруженный кабель-трос, соединенный с гайдропным устройством посредством рамки, внутри которой размещают подводный аппарат. Использование такой конструкции позволяет повысить точность отслеживания рельефа дна в рабочем диапазоне глубин погружения подводного аппарата. 3 ил.
Изобретение относится к морскому транспорту, в частности к техническим средствам исследования и освоения океана, и предназначено для обеспечения требуемого режима буксировки подводного аппарата вблизи дна.
Известна система управления величиной отстояния подводного аппарата от дна, использующая пассивные средства [1] Основным элементом такой системы является гайдропное устройство, прикрепляемое к ходовому концу несущего кабель-троса. В этой же точке закрепляют углубитель и подводный аппарат на оттяжке. Указанная система не позволяет обследователь с достаточной точностью рельеф дна при значительных изменениях диапазона перепада глубин или с необходимой точностью удерживать подводный аппарат, например, снабженный телекамерой, в заданном диапазоне расстояний от дна. Изобретение направлено на решение задачи и получение технического результата, заключающегося в повышении точности отслеживания рельефа дна во всем диапазоне эксплуатационных глубин погружения подводного аппарата путем удержания его в заданном диапазоне расстояний от дна при переменном рельефе. Для этого в буксирной системе подводный аппарат заключен в рамку и шарнирно установлен на ее внутренней оси вращения, которая располагается горизонтально и перпендикулярно к диаметральной плоскости подводного аппарата, а для связи подводного аппарата с кабель-тросом и заглубителем введен между ними промежуточный кабель-трос, снабженный поплавками, и его ходовой конец прикреплен к верхней части упомянутой рамки, а к ее нижней части прикреплено гайдропное устройство. За счет поплавков на промежуточном кабель-тросе последний будет иметь практически нулевую плавучесть и при буксировке будет стремиться занять горизонтальное положение. Благодаря прикреплению к ходовому концу введенного промежуточного кабель-троса через рамку подводного аппарата и гайдропного устройства достигается удержание и отслеживание движения подводного аппарата на заданном расстоянии от дна. Вследствие установки подводного аппарата подвижно на внутренней оси вращения рамки он всегда будет занимать горизонтальное положение независимо от условий буксировки. Кроме того, увеличение длины промежуточного кабель-троса позволяет расширить диапазон отслеживания перепадов глубин. На фиг. 1 изображена схема буксирной системы; на фиг. 2 положение буксирной системы при изменении рельефа дна и различных глубинах; на фиг. 3 зависимости сил, действующих на подводный аппарат со стороны троса и гайдропа. На схеме изображено судно-буксировщик 1 с вытравленным несущим кабель-тросом 2, на конце которого подвешен углубитель 3. Подводный аппарат 4 заключен в рамку 5 и шарнирно установлен на внутренней ее оси вращения 6, которая располагается горизонтально и перпендикулярно к диаметральной плоскости подводного аппарата. Между подводным аппаратом 4 и несущим кабель-тросом 2 с углубителем 3 введен связывающий их промежуточный кабель-трос 7 с поплавками 8, ходовой конец которого прикреплен к верхней части рамки 5. К нижней части рамки 5 прикреплено гайдропное устройство, состоящее из гайдропа (ползуна) 9 и оттяжки 10 гайдропа. Углубитель 3 может быть выполнен либо в виде решетки (гидродинамический вариант), либо в виде груза (статический вариант). Обеспечение удержания подводного аппарата в заданном диапазоне расстояний до дна при переменном рельефе и постоянном заглублении промежуточного звена возможно, если во всем этом диапазоне обеспечивается баланс сил, действующих на подводный аппарат со стороны троса и гайдропа. Предлагаемая схема и система как раз и позволяют добиться такого баланса, причем наличие промежуточного кабель-троса уменьшает силу, действующую на подводный аппарат со стороны буксира, а значит и снижает массу гайдропа. На фиг. 3 изображены зависимости сил, действующих на подводный аппарат со стороны троса и гайдропа. Длина промежуточного троса принята равной 150 м. Плавучесть его нулевая, поэтому ненагруженный трос занимает горизонтальное положение. Если к ходовому концу этого троса, где расположен аппарат, приложена сила Fтр, то он будет перемещаться ко дну на величину

Формула изобретения
БУКСИРНАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОГО АППАРАТА, включающая в себя судно-буксировщик, несущий кабель-трос с углубителем, к которому одним концом присоединен промежуточный кабель-трос, а также подводный аппарат и гайдропное устройство, отличающаяся тем, что она снабжена рамкой с внутренней осью, на которой с возможностью поворота установлен подводный аппарат, диаметральная плоскость которого перпендикулярна этой оси, при этом промежуточный кабель - трос снабжен поплавками и прикреплен другим своим концом к верхней части указанной рамки, а гайдропное устройство прикреплено к нижней части рамки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Подводный поисковый аппарат // 2039678
Изобретение относится к техническим средствам освоения океана, а именно к подводным аппаратам, предназначенным для выполнения поисковых работ и осмотровых работ на дне
Подводный буксир // 2035348
Изобретение относится к подводным буксируемым системам, предназначенным для выполнения исследовательских работ в приповерхностном слое
Подводный буксир // 2025394
Изобретение относится к подводным буксируемым системам, предназначенным для экологического исследования морской воды
Изобретение относится к кораблестроению и предназначено для гашения вибрации тросов и кабель-тросов, работающих в набегающем потоке жидкости и являющихся связующим звеном между буксирующим объектом и буксируемой системой или между неподвижной точкой закрепления буйковой системы и самой системой
Подводный буксируемый аппарат // 1807642
Изобретение относится к морской технике, в частности к подводным аппаратам, несущим приборы для обследования грунта и толщи воды, поиска затонувших устройств, разведки полезных ископаемых, экологических исследований, картографирования грунта и т
Изобретение относится к области водного транспорта, в частности к устройствам для спуска, подъема, буксировки глубоководных аппаратов, предназначенных для гидрологических исследований
Буксирный канат // 1794596
Буксирный канат // 1792808
Заглубитель буксируемого носителя // 1766008
Изобретение относится к транспортировке грузов водным путем и может быть использовано для транспортировки любых грузов
Способ транспортировки груза в водной среде // 2125947
Транспортное устройство для водной среды // 2125948
Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортному устройству для транспортировки, преимущественно, экологически опасного груза водным путем
Способ транспортировки грузов водным путем // 2138420
Изобретение относится к техническим средствам изучения и освоения морей и океанов, в частности к устройствам стабилизации подводных носителей измерительной аппаратуры
Изобретение относится к судостроению, в частности к оборудованию, специально предназначенному для буксировки объектов или судов, находящихся под водой
Изобретение относится к области подводной техники, а более конкретно к подводным необитаемым самоходным или буксируемым аппаратам
Изобретение относится к морской технике и может быть использовано при эксплуатации буксируемых подводных аппаратов, опускаемых платформ и при проведении работ в скважинах нефте- и газодобычи
Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемным устройствам для постановки/выборки буксируемых линий