Двухвальная поршневая машина
Использование: в машиностроении, а именно в поршневых двигателях внутреннего сгорания, насосах и компрессорах. Сущность изобретения: машина содержит оппозитно расположенные цилиндры, поршни, размещенные в цилиндрах и соединенные двумя шатунами с двумя коленчатыми валами. Между собой поршни соединены штоком. Длина шатунов и ход поршней определены следующими зависимостями: l = 2R + a; , где l - длина шатуна, мм, R - радиус окружности кривошипа коленчатого вала, мм, а - расстояние между окружностью кривошипа коленчатого вала и осью штока, мм, S - ход поршня, мм. Машина снабжена ограничителем степени свободы шатунов, имеющим управляющие втулки, надетые на ось, соединяющую головки шатунов со штоком. В полости штока установлены подпружиненные фиксаторы с возможностью взаимодействия с управляющими втулками и головками шатунов. Коленчатые валы выполнены в форме винтовой линии и снабжены втулками. 1 с. и 2 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания, насосах и компрессорах.
Известна поршневая машина, содержащая неподвижный цилиндр, поршень со штоком, шатун, шарнирно связанный со штоком верхней головкой, а нижней с коленчатым валом, снабженным щеками, направляющий механизм для штока, выполненный в виде колец, размещенных с возможностью скольжения на щеках коленчатого вала, ползуна, установленного в горизонтальных направляющих, и равноплечих коромысел, шарнирно установленных и соединенных с головкой шатуна и с ползуном (SU, авторское свидетельство N 1247574, кл. 6 F 02 B 75/26, 1986). Такая конструкция машины обеспечивает небольшой ход поршня, что ведет к снижению мощности. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является двухвальный поршневой двигатель, содержащий корпус с картером, цилиндры, размещенные в них поршни, соединенные с двумя коленчатыми валами, расположенными в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра. На коленчатых валах выполнены вырезы в виде колена с возможностью размещения в них колен соседнего коленчатого вала при нахождении последних в плоскости, перпендикулярной оси цилиндров (SU, авторское свидетельство N 1548471, кл. 6 F 01 B 1/10, 1990). Поршни в таком двигателе также имеют небольшой ход. Задача, положенная в основу описываемого технического решения, заключается в создании двухвальной поршневой машины с увеличенным ходом поршней. Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в двухвальной поршневой машине, содержащей по меньшей мере один цилиндр, размещенный в нем поршень, соединенный двумя шатунами с двумя коленчатыми валами, расположенными в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, поршень снабжен штоком, связанным с шатунами единой осью, на штоке в месте его соединения с шатунами установлен ограничитель степени свободы шатунов, при этом длина шатунов и ход поршня определены следующими зависимостями:



Указанные зависимости позволяют получить значительно увеличенный ход поршня в поршневой машине. Поршневая машина работает следующим образом. Под воздействием рабочей среды происходит перемещение поршней 3, 4 в цилиндрах 1, 2, штока 9 и вращение коленчатых валов 7, 8 в противоположные стороны. При движении штока 9 с поршнем 4 от точки 1 до точки 9 коленчатые валы 7, 8 совершают оборот на 480o (фиг. 3). При воздействии рабочей среды на поршень 3 (или за счет вращения коленчатых валов) происходит перемещение поршней 3, 4 и штока 9 в обратном направлении, от точки 9 до точки 15 (фиг. 4) и поворот коленчатых валов 7, 8 на 240o (фиг. 4, 5). Точки 5 и 12 являются критическими, при прохождении которых возникает неопределенность взаимного движения коленчатых валов 7, 8 и шатунов 5, 6. При приближении штока 9 к точке 9 шатун 5 давит на поверхность 22 управляющей втулки 11, которая отжимает клиновидный фиксатор 18, и в то же время клиновидный фиксатор 19 заходит в отверстие 14 управляющей втулки 11 и фиксирует ее положение. В этот момент клиновидный фиксатор 19 упирается в поверхность головки 13 шатуна 5, 6. При движении штока 9 от точки 9 до точки 15 головка 13 шатуна 5, 6 проворачивается вокруг оси 12, и клиновидный фиксатор 19 под действием пружины заходит в паз 16 головки 13 и своей клиновидной поверхностью давит на шатун 5, 6 в направлении его вращения, препятствуя его вращению в обратную сторону. После прохождения точки 12 шатун 5, 6 наклонной поверхностью углубления 16 выдавливает фиксатор 19 из углубления 16 и при дальнейшем вращении шатуна 5, 6 давит на поверхность 23 управляющей втулки 11. Наклонная поверхность отверстия 14 управляющей втулки 11 выдавливает клиновидный фиксатор 19 из отверстия 14 и при дальнейшем проворачивании головки 13 фиксатор 19 упрется в наружную поверхность управляющей втулки 11. В это время фиксатор 18 попадает в отверстие 15 управляющей втулки 11 и фиксирует ее положение при достижении точки 15. Таким образом, за одно возвратно-поступательное движение поршней коленчатые валы совершают 2 оборота. При a R ход поршня

Формула изобретения
l 2R+a;

где l длина шатуна, мм;
R радиус окружности кривошипа коленчатого вала, мм;
a кратчайшее расстояние между окружностью траектории, которую описывает кривошипная головка шатуна, и осью штока, мм;
S ход поршня, мм. 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что ограничитель степени свободы шатунов выполнен в виде управляющих втулок, надетых на ось, соединяющую шток с шатуном, и охватывающих головки шатунов, и подпружиненных клиновидных фиксаторов, размещенных в пазах штока и установленных с возможностью взаимодействия с управляющими втулками и головками шатунов. 3. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что коленчатые валы выполнены в форме винтовой линии и снабжены втулками, образующая наружной поверхности каждой втулки параллельна оси винтовой линии, при этом шатуны насажены на втулки, а валы смещены относительно друг друга по оси винтовой линии на длину опорной поверхности головки шатуна.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7