Велосипед
Использование: транспортные средства, приводимые в действие мускульной силой человека для перемещения и спортивных занятий. Сущность изобретения: выполнение рамы 1 в виде кривошипа с двумя осями 2, с расположением на каждой из них ходового колеса 3 и педали с захватом для ног 4. Возможно соединение каждого ходового колеса 3 с рамой-кривошипом 1 обгонной муфтой 5, а также расположение каждой оси 2 в раме-кривошипе 1 со свободным вращением и установкой на оси 2 в этом месте ведущего звена 6 передачи 8, жестко связанного с рамой-кривошипом 1, а на других участках оси 2, расположенных за счет ее изгиба параллельно ей на межцентровом расстоянии передачи 8, - педали 4, а также ведомого звена 7 передачи 8 и ходового колеса 3, связанных обгонной муфтой 5. 2 з. п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека, и может быть использовано для его передвижения.
Известные конструкции велосипедов и транспортных средств, приводимых в действие мускульной силой человека (авт. св. СССР NN 1142352, кл. В 62 К 3.02, B 62 M 1/20; 1159826, кл. B 62 K 3/00, 19/48; 1049328, кл. B 62 K 3/00, B 62 M 1/00, 115959, кл. B 62 M 1/20 и др.) содержит раму и закрепленные на ней сиденье, руль, передние и задние вилки, ходовые колеса, передачи, педали, втулки, муфты и другие узлы и детали. Конструкции с таким перечнем изрядно весят и занимают много места. Наиболее близким к изобретению является транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека (авт. св. СССР N 1537599, кл. В 62 М 1/20), также содержащее раму (две платформы), ходовые колеса (связанные коленчатыми валами, имеющими кривошипы), педали с креплениями для ног, отличается тем, что валы трехколенные, а платформы одна внутри другой, причем внутренняя шарнирно связана со средними кривошипами коленчатых валов, а наружная с крайними и снабжена педалями. В этом транспортном средстве рама уже не только связывает и удерживает остальные детали, но и участвует в передаче мускульной силы от педалей к кривошипам, в создании движения. Это совмещение позволило упростить велосипед и создать "повышенную занимательность" передвижения на нем. Задача предлагаемого изобретения создание простой, компактной и легкой конструкции велосипеда за счет совмещения функций разных деталей. Так, например, у прототипа рама служит для расположения и удержания всех остальных деталей велосипеда. Одной из них является кривошип педального привода, который превращает шаговое движение ног ездока, прикладываемое к педалям, во вращательное движение ходовых колес. В аналогах в этом превращении участвуют также звенья передачи, вилки, муфты и другие детали. В предлагаемом изобретении названные функции рамы и кривошипа совмещены в одной детали. Это достигается тем, что рама выполнена в виде кривошипа с двумя осями, на каждой из которых расположены ходовое колесо и педаль. Дополнительно каждое ходовое колесо может быть связано с рамой-кривошипом обгонной муфтой. Дополнительно велосипед может быть снабжен передачей, звенья которой расположены со свободным вращением на оси кривошипа и жестко связаны: ведущее с кривошипом, ведомое с муфтой. Это позволило исключить из конструкции велосипеда руль, раму, сиденье, вилки, что привело к уменьшению габаритов велосипеда до размеров шага ездока и к уменьшению веса велосипеда. На фиг. 1 изображен велосипед, соответствующий первому пункту формулы изобретения; на фиг. 2 велосипед, соответствующий первому и второму пунктам формулы; на фиг. 3 велосипед, соответствующий первому, второму и третьему пунктам формулы; на фиг. 4 цикл положений педалей велосипеда по пп. 1 и 2 формулы изобретения; на фиг. 5 цикл положений педалей велосипеда по п. 3 формулы изобретения. Велосипед (фиг. 1) представляет собой кривошип 1 в виде удлиненного до размеров шага кинематического звена, на концах которого закреплены оси 2. На каждой оси 2 установлены ходовое колесо 3 и педаль с захватом для ног 4. Велосипед (фиг. 2) отличается от велосипеда (фиг. 1) наличием между осью 2 и ходовым колесом 3 обгонной муфты 5, жестко связанной с кривошипом 1. Велосипед (фиг. 3) отличается от велосипеда (фиг. 2) наличием передачи, звенья которой расположены на оси кривошипа. В велосипеде могут быть использованы цепные, зубчатые и другого типа передачи. На фиг. 4 и 5 показаны начало движения левой педали (I), среднее ее положение (II), конец движения левой педали (III), начало движения правой педали (IV), среднее ее положение (V) и конец движения правой педали (VI) до повторения цикла. Кроме того, на этих фигурах показаны варианты другого возможного исполнения велосипеда по пп. 1 3 формулы, которыми подчеркивается, что ось 2 в пп. 1 3 формулы это одна и та же деталь, на которой установлены педаль 4 и ходовое колесо 3. Только в п. 3 эта педаль дополнительно изогнута, что позволило разместить на ней звенья 6 и 7 передачи 8. Все варианты велосипеда могут совершать два движения: катящее и шаговое. На велосипеде (фиг. 1) катящее движение осуществляется ездоком, оттолкнувшись от дороги и расположив ноги ступнями на педалях с захватом для ног 4. При этом колеса 3, вращаясь вокруг осей 2, катятся по дороге, увлекая велосипед со скоростью катящего движения Vк. При шаговом движении велосипеда (фиг. 1) нога ездока, находящаяся сзади (по направлению движения велосипеда), поднимается, а вместе с ней поднимаются педаль с захватом для ног 4, ось 2 и колесо 3, а также поворачивается кривошип 1 вокруг другой "неподвижной" оси 2'с колесом 3' до упора поднятым колесом 3 в дорогу впереди колеса 3'. При этом кривошип 1 совершает полоборота, а велосипед перемещается на шаг (расстояние между осями 2-2'). При следующем шаге поднимается другая нога совместно с колесом 3', поворачивается на полоборота кривошип 1. Так, поочередно поднимая ноги, совершают шаговое движение со скоростью Vш1 расстояние 2-2'/единица времени Скорости катящего и шагового движений складываются, образуя общую скорость велосипеда (фиг. 1) V1 Vк + Vш1. При Vш1 0 велосипед продолжает двигаться со скоростью Vк. При Vк 0 велосипед останавливается. На велосипеде (фиг. 2) катящее движение аналогично катящему движению велосипеда (фиг. 1). При шаговом движении велосипеда (фиг. 2) перемещения ног ездока и деталей велосипеда повторяют перемещения, описанные для шагового движения велосипеда (фиг. 1) только для случая, когда угловая скорость























Формула изобретения
1. Велосипед, содержащий кривошип с двумя осями, ходовые колеса и педали с креплениями для ног, отличающийся тем, что каждое ходовое колесо и педаль установлены на каждой оси кривошипа со свободным вращением по крайней мере в одном направлении. 2. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что каждое ходовое колесо связано с кривошипом посредством обгонной муфты. 3. Велосипед по п.2, отличающийся тем, что он снабжен передачей, звенья которой расположены со свободным вращением на оси кривошипа и жестко связаны ведущее с кривошипом, ведомое с муфтой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5