Транспортное средство
Использование: при строительстве и ремонте дорог. Сущность изобретения: транспортное средство оснащается движителями в виде опор с закрепленными на них импульсными механизмами подъема. При колебательном движении инертной массы 10 импульсного механизма подъема на опоры 1 и 2 периодически воздействуют инерционные силы, вызывающие противофазный прижим этих опор к поверхности движения и отрыв от нее. В полупериоды прижима опоры корпус 5 перемещается механизмом продольного перемещения 7 относительно этой прижатой опоры, а в полупериоды отрыва - оторванная опора пружиной 8 возвращается в исходное относительно корпуса 5 положение. Прижим опор к поверхности движения действия инерционных сил увеличивает сцепной вес транспортного средства и позволяет получить значительную величину тягового усилия при невысоких энергозатратах. 5 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано при строительстве и ремонте лесовозных дорог.
Известно транспортное средство, включающее корпус, установленный на движителях, по крайней мере, два из которых шагового перемещения, содержащие опору, а также механизм продольного перемещения и импульсный механизм подъема, связанные между собой устройством синхронизации. Особенностью этого транспортного средства является то, что инертная масса импульсного механизма подъема каждого из его шаговых движителей установлена на рычаге, связывающем опору с корпусом транспортного средства. Такое соединение указанных элементов известного транспортного средства приводит в процессе его работы к значительным удельным энергозатратам. Цель изобретения снижение энергозатрат. Для этого в транспортном средстве, включающем корпус, установленный на движителях, по крайней мере два из которых шагового перемещения, содержащие опору, а также механизм ее продольного перемещения и импульсный механизм ее подъема, связанные между собой устройством синхронизации, механизм подъема выполнен в виде силового цилиндра, корпус которого неподвижно соединен с опорой, а шток связан с инертной массой, которая, в свою очередь, через упругий элемент, связана с опорой. На фиг. 1 изображена схема транспортного средства с последовательно расположенными опорами; на фиг. 2 вариант выполнения импульсного механизма подъема; на фиг. 3 общий вид одного из шаговых движителей транспортного средства; на фиг. 4 то же, вид сверху; на фиг. 5 варианты графиков изменения усилий прижима и тяги во времени. Транспортное средство включает движители по крайней мере два из которых шагового перемещения. У транспортного средства с двумя шаговыми движителями (фиг. 1) имеются опоры 1 и 2, на которых неподвижно установлены импульсные механизмы подъема 3 и 4. Корпус 5 транспортного средства имеет связи 6 с опорами 1 и 2. Эти связи могут быть выполнены, например, в виде серег (фиг. 1) проушин (фиг. 3 и 4) и т.п. Для продольного перемещения корпуса 5 относительно опор 1 и 2 между каждой из опор и корпусом установлен механизм продольного перемещения, например, гидроцилиндр 7, одна из взаимоподвижных частей которого шарнирно соединена с соответствующей опорой, а другая с корпусом 5. Для перемещения опор относительно корпуса могут быть предусмотрены отдельные дополнительные приводы. Возможен и другой вариант оказанный на чертежах, когда, например, оба эти привода совмещены в одном гидроцилиндре 7, в одну из полостей которого подают рабочую жидкость для перемещения корпуса относительно опоры, а в другой его полости установлена пружина 8 для перемещения опоры относительно корпуса в исходное положение и гашения инерции горизонтального движения опоры и корпуса транспортного средства. Импульсный механизм подъема каждого шагового движителя содержит корпус 9, инертную массу 10, упругий элемент, например, пружину 11, а также исполнительный цилиндр, например, гидроцилиндр 12 (фиг.2). Корпус каждого такого гидроцилиндра 12 неподвижно связан с соответствующей опорой. Эта связь может быть осуществлена, например, через корпус 9 импульсного механизма подъема (фиг. 1 и 3) либо непосредственно (этот вариант на чертежах не показан). Шток этого гидроцилиндра 12 соединен с инертной массой 10, которая, в свою очередь, связана с соответствующей опорой непосредственно, либо через корпус 9 импульсного механизма подъема. Корпус 9 также неподвижно закреплен на соответствующей опоре. Режим работы исполнительного цилиндра целесообразно выбирать из соображений совпадения частоты его перемещений и собственной частоты системы "инертная масса упругий элемент корпус импульсного механизма подъема". Механизм продольного перемещения и импульсный механизм подъема связаны между собой устройством синхронизации (на чертежах не показано). В рассматриваемом примере с устройством синхронизации связан гидроцилиндр 7 механизма продольного перемещения и гидроцилиндр 12 импульсного механизма подъема. Устройство синхронизации управляет этими гидроцилиндрами через соответствующие гидрораспределители (на чертежах не показаны), обеспечивая их включение и выключение с необходимой частотой. Оно может быть выполнено, например, в виде генератора переменного напряжения. Связи 6 корпуса 5 с опорами 1 и 2 могут вторыми концами подсоединяться, например, к корпусу гидроцилиндра 12 (фиг. 1), корпусу 9 (на чертежах этот вариант не показан) либо непосредственно к опоре (фиг. 3 и 4). Количество таких связей 6 определяется условиями обеспечения транспортному средству статической устойчивости. Для обеспечения поперечной устойчивости в конструкциях с последовательным расположением опор 1 и 2 (фиг. 1 и 2), каждая из них должна иметь по крайней мере одну связь с корпусом, исключающую возможность поперечного поворота. В этом случае связи 6 нецелесообразно подсоединять цилиндрическими шарнирами. При параллельном расположении опор 1 и 2 для обеспечения продольной устойчивости, каждая из них должна иметь по крайней мере две связи 6, разнесенные в направлении движения. Связь одной из взаимно подвижных частей гидроцилиндра 7 с соответствующей опорой может быть осуществлена либо через корпус 9 импульсного механизма подъема, либо непосредственно (этот вариант на чертежах не показан). В реальной конструкции между корпусом тягача и опорами должны быть установлены амортизаторы, например, рессоры. Транспортное средство перемещается следующим образом. В рабочие полости гидроцилиндров 7 механизмов продольного перемещения и гидроцилиндров 12 импульсных механизмов подъема от гидронасоса через гидрораспределители по сигналам устройства синхронизации периодически подается рабочая жидкость с необходимой частотой. В частности, при выполнении устройства синхронизации в виде генератора переменного напряжения, в один из полупериодов устройство синхронизации вырабатывает сигнал на подключение гидрораспределителями рабочей полости гидроцилиндра 12 одной из опор к напорной магистрали, а рабочей полости гидроцилиндра 12 другой опоры к сливной магистрали. Одновременно в первый же полупериод тем же сигналом устройство синхронизации подключает через соответствующий гидрораспределитель рабочую полость гидроцилиндра 7 одной из опор к напорной магистрали, а рабочую полость гидроцилиндра 7 другой опоры к сливной магистрали. В полупериод подключения рабочей полости гидроцилиндра 12 импульсного механизма подъема к напорной магистрали поступающая в эту полость жидкость перемещает поршень гидроцилиндра 12, и следовательно, связанные с его штоком инертную массу 10 вниз, сжимая при этом пружину 11. В полупериоды подключения этой полости гидроцилиндра 12 к сливной магистрали разжимается пружина 11, перемещая вверх инертную массу 10, и, следовательно, поршень гидроцилиндра 12, что приводит к вытеснению жидкости из рабочей полости рассматриваемого гидроцилиндра 12. Таким образом обеспечивается колебательное движение инертной массы 10 относительно опоры 1 (или 2). Одновременное подключение рабочей полости гидроцилиндра 12 одной опоры к напорной магистрали, а рабочей полости гидроцилиндра 12 другой опоры к сливной магистрали приводит к противофазности колебаний инертных масс 10 разных опор. В результате указанных колебаний возбуждаются инерционные силы, которые действуют в направлении нормали к плоскости взаимодействия опор с поверхностью движения. Полученные таким образом инерционные силы осуществляют дополнительный прижим опор к этой поверхности. Вследствие противофазности колебаний инертных масс дополнительный прижим опор к поверхности движения осуществляется также противофазно: в один полупериод прижимается опора 1, а в следующий опора 2. В полупериоды прижима опоры 1 рабочая полость гидроцилиндра 7, связанного с этой опорой, устройством синхронизации подключается к напорной магистрали, и в нее поступает жидкость, перемещая поршень гидроцилиндра 7, и следовательно, корпус 5 транспортного средства, связанный со штоком этого гидроцилиндра, относительно опоры 1. Указанное перемещение поршня гидроцилиндра 7 вызывает сжатие пружины 8, установленной в нерабочей его полости. В следующий полупериод устройством синхронизации подключается к напорной магистрали рабочая полость гидроцилиндра 7, связанного с опорой 2, и поступающая в эту полость жидкость перемещает поршень гидроцилиндра 7, связанного с опорой 2, которая прижимается в этот же полупериод к поверхности движения действием инерционных сил. Это приводит к перемещению корпуса 5 транспортного средства относительно прижатой к поверхности движения опоры 2. Одновременно рабочая полость гидроцилиндра 7, связанного с опорой 1, устройством синхронизации подключается к сливной магистрали. Сжатая в предыдущий полупериод пружина 8 разжимается и перемещает поршень гидроцилиндра 7, вытесняя жидкость из его рабочей полости в подключенную устройством синхронизации сливную магистраль. Инерционные силы, приложенные к опоре 1, направлены вверх, отрывая ее от поверхности движения, поэтому движение поршня, связанного с ней гидроцилиндра 7 в описываемый полупериод приводит к возвращению опоры 1 в исходное относительно корпуса 5 положение. Аналогично в противоположный полупериод возвращается в исходное положение относительно корпуса опора 2. Дополнительный прижим опор действием инерционных сил повышает сцепной вес транспортного средства, и следовательно, позволяет увеличить его тяговые показатели. На фиг. 5 графически проиллюстрировано получение зависимости результирующей силы тяги FТ.

Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее корпус, установленный на движителях, по крайней мере два из которых шагового перемещения, содержащие опору, а также механизм ее продольного перемещения и импульсный механизм ее подъема, связанные между собой устройством синхронизации, отличающееся тем, что механизм подъема выполнен в виде силового цилиндра, корпус которого неподвижно соединен с опорой, а шток связан с инертной массой, которая через упругий элемент связана с опорой.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5