Шагающая опора для транспортных средств повышенной проходимости
Сущность изобретения: шагающая опора содержит корпус 1 с побортно установленными на нем двумя передними 2 и двумя задними шагающими движителями 3, выполненными в виде шарнирных четырехзвенников лямбдообразного типа, расположенных в вертикальной плоскости и снабженных башмаками 5, причем башмаки задних шагающих движителей 3 соединены с башмаками передних жесткими стержнями 9, а также силовой привод, состоящий из двигателя 10 и редуктора 11. Новым в шагающей опоре является то, что она имеет ведущую ось, соединенную с силовым приводом и кинематически связанную с кривошипом 6 передних шагающих движителей 2 через упругие элементы кручения, деформируемые в стадии рабочего хода и обеспечивающие фазу ускоренного переноса, а также снабжена обгонными муфтами 14, жестко связанными с корпусом 1, подвижные части которых кинематически связаны с кривошипами 6 передних шагающих движителей 2. Положительный эффект: снижение энергоемкости и упрощение управления. 3 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и может быть использовано в многоопорных самоходных дождевальных и поливальных машинах, работающих как позиционно, так и в непрерывном движении.
Известны опоры для электрофицированных дождевальных и поливальных машин, работающих как позиционно, так и в непрерывном движении, выполненные в виде корпуса, с установленным на нем силовым приводом, и движителей в виде колес. (Многоопорные дождевальные машины. /Под ред. С.Х. Гусейн-Заде. М. Колос. 1984.-191 с.). Такие опоры обладают низкой проходимостью вследствие того, что колесная опора оставляет глубокую колею, при этом возникает бульдозерный эффект, а отсутствие межбортового симметричного дифференциала приводит к повышению буксования ведущих колес вследствие движения колес по неровностям пахоты, что в целом приводит к повышенным энергозатратам. Наиболее близким по техническому уровню и достигаемому результату является устройство в виде шагающей опоры по а.с.N523830 (М.кл.257/02, B62 57/02, A01 25/09, 1976 г.). Шагающая опора содержит балки с опорными стойками и башмаками, механизмы перемещения их относительно друг друга, при этом опорные стойки выполнены в виде шарнирных четырехзвенников с приводом в виде гидроцилиндров, управляемых распределителем, снабженным двуплечим рычагом для взаимодействия с толкателями, установленными на балках. Указанная шагающая опора решает техническую задачу, связанную с уменьшением запоминаемости растений, в результате чего представляет собой опору узкоспециализированного применения, в которой разделены рабочий ход, адаптация и перенос. Это приводит к повышенным энергозатратам вследствие наличия двух самостоятельных приводов, один из которых (привод адаптации) гидравлический, т.е. обладает повышенной энергоемкостью, а тяговый привод включает в себя реверсивный двигатель, что сильно усложняет управление шагающей опорой, не обеспечивает равномерность и непрерывность режима движения и приводит к повышению энергозатрат за счет наличия циклов разгона и торможения на периоде рабочего хода, тогда как наиболее благоприятным, с энергетической точки зрения, является случай равномерного вращения вала силовой установки. Выполнение опорных стоек в виде шарнирных четырехзвенников пантографного типа требуют обязательного наличия индивидуального для каждой опорной стойки привода адаптации, и, кроме того, шарнирные четырехзвенники пантографного типа не являются обратимыми механизмами и не могут быть использованы в качестве пассивных движителей, что также приводит к усложнению управления, росту энергозатрат и снижает их применимость. Данная шагающая опора имеет невысокий технический уровень, что обусловлено наличием нескольких силовых приводов и приводов адаптации в шагающей опоре, а также рабочим циклом, не обеспечивающим равномерность и непрерывность режима движения, вследствие чего усложняется конструкция шагающей опоры и требуются дополнительные энергозатраты на разгон и торможение шагающих движителей в каждом рабочем цикле, что приводит к увеличению энергоемкости, усложнению управления и снижает их применимость. В результате этого снижается эффект из-за жесткой связи ведущих полуосей и кривошипов шагающих движителей, что не позволяет обеспечить оптимальный закон движения опорных точек шагающих движителей по траектории, качественно изменить динамику шагающей опоры и упростить управление. В этой связи важнейшей задачей является создание новой кинематической схемы механизма шагания для транспортных средств повышенной проходимости, базирующейся на новой взаимосвязи ведущей оси и кривошипов ведущих движителей, связанных посредством упругих элементов кручения, и на связи кривошипов шагающих движителей с корпусом, исключающей их обратный ход, что исключает неустойчивость шагающей опоры, обеспечивает новый рабочий цикл с меньшей энергоемкостью и существенно упрощает управление. Техническим результатом заявленной конструкции шагающей опоры является создание нового рабочего цикла с рекуперацией энергии, накопленной подвижными частями шагающих движителей в фазе рабочего хода на ускоренный перенос шагающего движителя в фазе переноса, за счет введения упругой связи между ведущей осью и кривошипами шагающих движителей, и рекуперацией энергии упругих элементов неработающего борта на шагающие движители, осуществляющие фазу рабочего хода, за счет ввода обгонных муфт, жестко связанных с корпусом, и жесткой связи ведущих кривошипов с подвижными частями обгонных муфт, что позволяет исключить неустойчивость шагающей опоры, повысить коэффициент режима каждой пары шагающих движителей, уменьшить энергоемкость силового привода и существенно упростить управление. Это позволяет использовать новую конструкцию шагающей опоры для универсального применения на многоопорных самоходных транспортных средствах, повысить их проходимость, упростить конструкцию, облегчить управление и снизить энергоемкость привода. Указанный технический результат достигается тем, что в шагающей опоре для транспортных средств повышенной проходимости, содержащей корпус c побортно установленными на нем двумя передними и двумя задними шагающими движителями, выполненными в виде шарнирных четырехзвенников лямбдообразного типа, расположенных в вертикальной плоскости и снабженных башмаками, причем башмаки задних шагающих движителей соединены с башмаками передних жесткой связью, а также силовой привод, ведущая ось, соединенная с силовым приводом, кинематически связана с кривошипами передних шагающих движителей через упругие элементы кручения, деформируемые в стадии рабочего хода и обеспечивающие фазу ускоренного переноса, а также тем, что шагающая опора снабжена обгонными муфтами, жестко связанными с корпусом, подвижные части которых кинематически связаны с кривошипами передних шагающих движителей. Новая связь ведущей оси с кривошипами ведущих шагающих движителей через упругие элементы кручения позволяет осуществить фазу ускоренного переноса, а введение дополнительных обгонных муфт, жестко связанных с корпусом и кинематически связанных с кривошипами шагающих движителей, позволяет осуществить рекуперацию энергии упругих элементов кручения. Предложенная новая кинематическая схема механизма шагания позволяет получить новый закон движения опорных точек шагающих движителей по траектории и новый рабочий цикл, включающий фазу ускоренного переноса и рекуперацию энергии упругих элементов кручения неработающего борта шагающей опоры на шагающие движители, осуществляющие рабочий ход. Предложенная новая конструкция привода шагающей опоры позволяет сократить фазу переноса, повысить устойчивость машины, увеличить коэффициент режима каждой пары шагающих движителей за счет фазы ускоренного переноса, что обеспечивает снижение энергоемкости, существенно упрощает управление и позволяет расширить область применения шагающей опоры. Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентам и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявителем не обнаружен аналог, характеризующийся признаками, идентичными всем существенным признакам заявленного изобретения, а определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволил выявить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном объекте, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "новизна" по действующему законодательству. Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию изобретательского уровня заявитель провел дополнительный поиск известных решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявленного изобретения, результаты которого показывают, что заявленное изобретение не следует для специалиста явным образом из известного уровня техники. Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "изобретательский уровень". На фиг. 1 представлен общий вид шагающей опоры; на фиг.2 кинематическая схема привода шагающих движителей, на фиг.3 траектория каждой опорной точки. Шагающая опора (фиг. 1) содержит несущий корпус 1, на котором побортно установлены два передних 2 и два задних шагающих движителя 3, выполненные в виде шарнирных четырехзвенников лямбдообразного типа, расположенных в вертикальной плоскости. Каждый шагающий движитель содержит криволинейную опору 4, снабженную башмаком 5 и шарнирно соединенную с кривошипом 6 и качающимся рычагом 7, второй конец которого шарнирно соединен с кронштейном 8, установленным на корпусе 1. Башмаки 5 правого переднего шагающего движителя 2 и правого заднего шагающего движителя 3, а также левого переднего 2 и левого заднего 3 шагающих движителей соединены между собой жесткими стержнями 9. На корпусе 1 также установлен силовой привод, состоящий из двигателя 10 (фиг. 2) и редуктора 11, и ведущая ось 12, кинематически связанная с редуктором 11, и связанная с кривошипами 6 передних ведущих шагающих движителей 2. Кривошипы 6 ведомых задних шагающих движителей 3 шарнирно закреплены на корпусе 1. Привод ведомых задних шагающих движителей 3 осуществляется посредством жесткой связи башмаков 5 передних и задних шагающих движителей. Кривошипы 6 (фиг.1, 2) передних ведущих шагающих движителей 2 связаны с ведущей осью 12 посредством упругих элементов кручения 13, выполненных, например, в виде пружин кручения. Кроме того, кривошипы 6 передних ведущих шагающих движителей 2 снабжены обгонными муфтами 14, ступицы 15 которых жестко связаны с кривошипами 6 передних шагающих движителей, а обоймы 16 жестко установлены на корпусе 1. Обоймы 16 обгонных муфт 14 ориентированы относительно корпуса 1 таким образом, что допускают вращение кривошипов 6 передних шагающих движителей только в одном направлении, соответствующем движению шагающей опоры вперед. Опорные точки шагающих движителей 2 и 3 описывают траекторию, идентичную траектории (фиг.3), где участок АБ соответствует фазе опоры на грунт, а БВА фазе переноса. Точка В на траектории расположена так, что длина дуги ВА равна длине опорного участка АБ. Кривошипы 6 передних ведущих шагающих движителей 2 ориентированы относительно друг друга таким образом, что в ненагруженном состоянии (шагающая опора не установлена на грунт) угол между ними составляет 180o. Шагающая опора работает следующим образом. После установки шагающей опоры на грунт, например, башмаками 5 (фиг. 1, 2) шагающих движителей 2 и 3 левого борта, и запуска двигателя 10 крутящий момент будет передаваться через редуктор 11 на ведущую ось 12. Поскольку шагающие движители 2 и 3 левого борта находятся в фазе опоры на грунт, то кривошипы 6 в начальное время будут находиться в покое, а ведущая ось 12 будет закручивать пружину кручения 13 левого борта. В это время кривошипы 6 правого борта будут осуществлять вращение с угловой скоростью рабочего хода. После закручивания упругого элемента кручения на угол
Формула изобретения
Шагающая опора для транспортных средств повышенной проходимости, содержащая корпус с побортно установленными на нем двумя передними и двумя задними шагающими движителями, а также силовой привод, отличающаяся тем, что шагающие движители, выполненные в виде шарнирных четырехзвенников лямбдообразного типа, расположенных в вертикальной плоскости, содержат криволинейные опоры, снабженные башмаками и шарнирно связанные с кривошипами, а также с качающимися рычагами, свободные концы которых шарнирно соединены с корпусом, причем башмаки задних шагающих движителей соединены с башмаками передних жесткой связью, имеет ведущую ось, соединенную с силовым приводом и кинематически связанную с кривошипами передних шагающих движителей через упругие элементы кручения, деформируемые в стадии рабочего хода и обеспечивающие фазу ускоренного переноса, а также снабжена обгонными муфтами, жестко связанными с корпусом, подвижные части которых кинематически связаны с кривошипами передних шагающих движителей.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3