Способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: способ работы роторного двигателя заключается в использовании продолжительного расширения в замкнутом объеме, в результате чего снижается образование оксидов азота. Применение избытка воздуха в пределах 2 позволяет иметь температуру сгорания до 2000 К, которая лежит ниже температуры активного образования оксидов азота. Устройство, реализующее способ работы двигателя, содержит корпус 1 с профилированной рабочей поверхностью, цилиндрический ротор 2, установленный на центральном валу 3 и снабженный качающимися поршнями 4, в которых расположены камеры сгорания 5 с подпружиненными обратными клапанами 6, разделяющими подпоршневой объем и камеру сгорания 5. Вал 8, ротор 2 и поршни 4 имеют каналы 16, а корпус 1 снабжен каналами 17 для охлаждающей жидкости. Поршень 4 имеет цилиндрическую выемку 19, камера сгорания 5, камера сжатия 7 и камеры расширения 12 снабжены датчиками температуры 20, а канал 16, канал 3 и канал 16 поршня 4 имеют регуляторы расхода охлаждающего агента 21. 2 с. и 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно к роторным двигателям типа а.с. СССР N 1017803 кл. F 02 B 53/00, 1983 и может быть использовано в качестве энергетической установки во всех видах транспорта, а также в стационарных силовых установках.
Известные способы работы двигателей внутреннего сгорания, работающие по принципу дизеля внутреннего смесеобразования или карбюрации внешнего смесеобразования не обеспечивают полного сгорания топлива, получения совершенной топливо-воздушной смеси, а также равномерного распределения топлива по цилиндрам у карбюраторных и по камере сгорания у дизелей, что делает оба способа экологически вредными и экономически невыгодными. Общим для обоих способов является несовместимость улучшения одновременно экономической, мощности и экологической характеристик. Известен роторный двигатель а.с СССР N 1457337, кл. F 02 B 55/00 1989, который состоит из двух корпусов, в каждом из которых вращаются цилиндрические роторы, эксцентрично к полости корпуса, валы которых соединены между собой шестеренками с равным передаточным числом. В каждом роторе имеется прямоугольный паз. В нем помещена свободно перемещающаяся прямоугольная пластина. При вращении пластина прилегает к корпусу и делит внутреннюю полость на 2 объема. Один из роторов нагнетает топливо-воздушную смесь в камеру сгорания собственного двигателя, где получают рабочее тело. Оно давит на пластину, заставляя вращаться рабочий ротор. Обратной стороной пластины одновременно очищается рабочая полость от отработавших газов. При работе двигателя пластина испытывает значительное давление на излом, может деформироваться и вывести двигатель из строя. Скольжение в роторе будет происходить при большом трении и приведет к быстрому износу ротора и пластины. КПД и экологичность та же, что и у поршневых двигателей. Известен роторно-поршневой двигатель Ванкеля (Р.П.Д.), работающий по способу внешнего смесеобразования. В Р. П.Д. впуск рабочего тела, сжатие, расширение и выпуск осуществляют при сложном планетарном движении ротора, в объеме, образованном двумя дугами окружностей ротора и корпуса. Ротор установлен на эксцентриковом валу мощности. При вращении эксцентрикового вала ротора совершает сложное движение, обуславливающее скольжение вершин ротора по двух и более эпитрохоидной поверхности корпуса. В каждой вершине установлены уплотняющие радиальные пластины. Так как радиальные пластины при движении по эпитрохоиде испытывают положительные и отрицательные ускорения, то на некоторых они стремятся оторваться от поверхности скольжения. Нарушение уплотнения в какой-либо полости может вызвать прорыв горячих газов и воспламенение свежего заряда в соседней полости. Из-за непрерывного изменения наклона плоскости относительно эпитрохоидной поверхности трущуюся поверхность уплотняющих пластин делают цилиндрической, следовательно, контакт поверхности пластины с эпитрохоидной поверхностью происходит по линии, что обуславливает большие контактные удельные нагрузки. Поэтому поверхности уплотнения и корпуса быстро изнашиваются и моторесурс роторно-поршневого двигателя меньше моторесурса обычного поршневого двигателя. При износе уплотнений выходит из строя весь двигатель. Выпускные газы Р. П.Д. содержат большее количество токсических составляющих, чем газы поршневых бензиновых двигателей. Удельный расход топлива в роторно-поршневых двигателях несколько выше, чем у современных поршневых двигателей и составляет примерно 310-370 г/кВт/ч. Характеристика прототипа. Известен роторный двигатель а.с. N 10178034, кл. F 02 B 53/00, в котором термодинамический цикл: наполнение (наддув), сжатие, сгорание, расширение (рабочий ход), осуществляют в замкнутых объемах последовательно соединяемых друг с другом и отсекаемых один от другого в процессе осуществления цикла. Двигатель состоит из корпуса с профилированной рабочей поверхностью, торцовых крышек, цилиндрического ротора, установленного на центральном валу и снабженного качающими поршнями, контактирующими с профилирующей рабочей поверхностью корпуса и образующими надпоршневые и подпоршневые объемы, системы газообмена, выполненной в виде впускных и выпускных окон и свечи зажигания, каждый поршень снабжен камерой сгорания и перепускным каналом с обратным клапаном, сообщающим камеру сгорания с подпоршневым объемом, а впускные окна и отверстия под свечи зажигания выполнены в торцевой крышке с возможностью сообщения окон с подпоршневыми объемами, а свечей с камерой сгорания. Двигатель работает таким образом, что при одном полном качании поршня происходит полный термодинамический цикл, причем все поршни работают одновременно и синхронно, а количество рабочих циклов равно квадрату числа поршней. Способ образования топливовоздушной смеси внешний. Основными недостатками данного способа и двигателя являются наличие перепускных клапанов от обратного клапана в камеру сгорания и воспламенение смеси от свечи зажигания. Перепускные каналы создают сложную конфигурацию камеры сгорания и повышенную площадь теплоотдачи в стенки. Воспламенение от свечи создает диффузное распространение пламени, а сложная конфигурация камеры сгорания при этом не дает полного сгорания смеси со всеми вытекающими недостатками так же как у карбюраторного ДВС. Оба эти положения снижают экономичность двигателя и не понижают наличие токсических веществ в выхлопных газах. Недостатком является также наличие способа воспламенения от свечи зажигания, требующее электрооборудования и точной регулировки его работы. При большой частоте вращения возможны пропуски воспламенения смеси, что приведет к потерям топлива. Техническим результатом данного изобретения является увеличение КПД и снижение уровня токсических веществ в выпускных газах, увеличение ресурса. Данный результат достигается тем, что в известном способе внешнего смесеобразования и последующего сжатия в подвижной камере сжатия, а затем сгорания создают топливовоздушную смесь близкую к совершенной. Это достигается тем, что топливо вводят в винтовихревой поток воздуха посредством распыливающего карбюратора или распыливающей форсунки строго дозировано по составу смеси непосредственно перед впуском в камеру сжатия, а также многократного ее перемешивания и нагрева в процессе сжатия и перепуска из камеры сжатия в камеру сгорания. Смесь впускают в камеру сжатия через смеситель, создающий турбулентный поток. Сжатие производят в камере сжатия (в подпоршневом объеме). В этом процессе сжатия происходит нагрев и испарение капель топлива. Температуру стенок камеры поддерживают выше точки испарения и ниже точки воспламенения посредством терморегуляции. Процесс сжатия способствует перемешивают и прогреву смеси. В процессе перепуска перемешивание происходит в трех случаях: a) в процессе вытеснения смеси из камеры сжатия в камеру сгорания при обтекании перепускного клапана; б) в камеру сгорания смесь подается под давлением сжатия тангенциально к стенкам, завихряется и перемешивается на встречных и пересекающихся потоках; в) завихрение производят в среде отработавших газов при давлении и температуре выпуска, это создает трение между газовыми слоями, их дальнейшее перемешивание и активацию топлива. Такое перемешивание позволяет использовать коэффициент избытка воздуха больше единицы


Формула изобретения
1. Способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания, включающий термодинамический цикл с всасыванием, сжатием, воспламенением, сгоранием, расширением и выпуском, протекающими в замкнутых изменяемых и периодически последовательно соединяемых и разъединяемых объемах, отличающийся тем, что совершенную топливно-воздушную смесь получают путем многократного перемешивания и подогрева ее в процессе впуска и сжатия, а также в процессе перепуска из камеры сжатия в камеру сгорания путем закручивания разнонаправленных встречных и пересекающихся потоков, воспламенение осуществляют путем одновременного нагрева от тепла оставшихся в камере сгорания отработавших газов и стенок камеры сгорания, а полное сгорание производят в камере сгорания при постоянном объеме и при разнонаправленном вращении потоков, а расширение выполняют завихряющимися потоками с последующим разрушением вихрей и переходом их кинетической энергии в потенциальную и продолженным, выпуск выполняют неполным и часть отработавших газов сжимают, дросселируют при сжатии и перепускают в рабочий объем двигателя. 2. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с газообменными каналами, полостью, имеющей цилиндрическую рабочую поверхность, и торцевыми крышками с впускными и выпускными отверстиями, цилиндрический ротор, установленный на валу, имеющий секторные выемки и установленные в них и сопряженные с ними качающиеся поршни, оси качания которых параллельны оси вращения ротора и в каждом из которых выполнена камера сгорания с газораспределительными каналами, причем каждый поршень выполнен с возможностью постоянного контакта с рабочей поверхностью и полного открытия и перекрытия выпускного канала камеры сгорания и периодического сообщения с надпоршневым объемом и выпускным каналом, а впускной канал имеет обратный клапан и выполнен с возможностью периодического сообщения с подпоршневым объемом и впускным каналом корпуса, отличающийся тем, что впускное отверстие торцевой крышки снабжено завихряющим устройством, расположенным в плоскости, параллельной плоскости вращения ротора на боковой крышке корпуса, камера сгорания выполнена в виде двух сочлененных симметричных тел вращения, каждое из которых имеет выходное отверстие на цилиндрической поверхности поршня и дополнительную систему регулирования температуры в ней, обратный клапан расположен по плоскости симметрии тел вращения и подпружинен с возможностью открытия его в камеру сгорания, входной канал после обратного клапана выполнен раздваивающимся и симметричным указанной плоскости симметрии, а каждая его часть выполнена тангенциальной к поверхности соответствующего тела вращения, при этом выходной канал каждого тела вращения выполнен в виде сопла Лаваля, а плоскость симметрии камеры сгорания перпендикулярна к оси вращения ротора, причем каждый поршень на внешней его стороне имеет цилиндрическую выемку. 3. Двигатель по п. 2, отличающийся тем, что система регулирования температуры камеры сгорания выполнена в виде системы регулируемых каналов охлаждения, окружающих тела вращения. 4. Двигатель по пп. 2 и З, отличающийся тем, что система регулирования температуры имеет регулятор расхода охлаждающего агента, связанный с датчиком температуры поверхности камеры сгорания, установленный в одном из каналов системы регулируемых каналов охлаждения, а входной и выходной каналы охлаждения камеры сгорания через каналы ротора и статора связаны с системой охлаждения двигателя, имеющей средства принудительной циркуляции охлаждающего агента.РИСУНКИ
Рисунок 1