Использование: для реконструкции и строительства подкрановых сооружений преимущественно тяжелого режима работы, например, конверторные и мартеновские металлургические цеха. Сущность изобретения: подкрановая конструкция содержит трехглавый рельс, соединенный с подкрановой балкой. Трехглавый рельс состоит из центральной главы, боковых глав, шейки, подошвы. Подкрановая балка содержит стенку, верхний пояс, состоящий из двух гнутых накладок лоткообразной формы. Лоткообразные накладки соединены друг с другом высокопрочными болтами через стенку подкрановой балки. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к реконструкции и строительству подкрановых сооружений преимущественно тяжелого режима работы, например, конверторные и мартеновские металлургические цеха.
Известна металлическая подкрановая конструкция, содержащая подкрановую балку и рельс, закрепленный на ней посредством двухсторонних гнутых амортизаторов. Верхний пояс выполнен замкнутым контуром в виде горизонтального листа и двух гнутых накладок V-образной формы с взаимно-перпендикулярными концевыми участками, прикрепленными высокопрочными болтами соответственно к поясу и стенке балки, причем последняя разделяет замкнутый контур на два отсека и контактирует торцом с верхним поясом балки снизу (I, а.с. 1791340). Это решение примем за прототип. Недостаток прототипа большая трудоемкость выполнения подкрановой конструкции и передача горизонтальных сил ТIос от колес кранов с эксцентриситетом равным высоте рельса (h
p), в результате чего возникает сосредоточенный локальный крутящий момент MLос
кр TLoc

h
p снижающий долговечность подкрановой конструкции.
Цель предполагаемого изобретения повышение долговечности подкрановой конструкции и снижение трудоемкости ее изготовления и обслуживания.
Поставленная цель достигается тем, что на подкрановой балке установлен трехглавый рельс, содержащий центральную, ориентированную вверх главу и две боковых по краям подошвы рельса, причем боковые главы охватывают верхний пояс подкрановой балки с двух сторон, а подошва рельса соединена с ним высокопрочными болтами.
Сопоставление с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается тем, что рельс выполнен трехглавым, причем боковые главы охватывают верхний пояс подкрановой балки с двух сторон и четко фиксируют рельс на балке. Крепление рельса упрощено, так как рельсовые клеммы не ставятся.
Таким образом, заявленное устройство соответствует критерию изобретения "новизна".
Сравнение с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 показано сечение металлической подкрановой конструкции, состоящей из трехглавого рельса 1, соединенного с подкрановой балкой 2. Треглавый рельс 1 содержит центральную главу 3, боковые 4, шейку 5, подошву 6.
Подкрановая балка 2 содержит стенку 7, верхний пояс, состоящий из двух гнутых накладок 8 лоткообразной формы (U), имеющих взаимно-перпендикулярные концевые участки, и нижний пояс 12, соединенный со стенкой 7. Лоткообразные накладки (U) 8 верхнего пояса соединены друг с другом высокопрочными болтами 9 через стенку 7.
Стенка балки возвышается над лоткообразными накладками 8 на 1/2 ее толщины.
При сборке металлической подкрановой конструкции рационально трехглавый рельс 1 надвигать на подкрановую балку 2 продольно с торца до совмещения овальных отверстий (овал ориентирован вдоль) в подошве рельса и в лоткообразных накладках.
После совмещения отверстий устанавливают высокопрочные болты 9 и производят гарантированную их затяжку электро- или пневмогайковертами.
Опорные ребра выполнены также как у прототипа.
На фиг. 2 показан треглавый рельс, составленный из трех выпускаемых в настоящее время рельсов: центрального 3 и двух боковых 4. Рельсы объединены в единое целое посредством гнутых швеллерных элементов 10, примыкающих одной полкой к шейке центрального рельса, а второй полкой к подошве бокового. В стенке 11 швеллерного элемента образованы овальные отверстия, ориентированные большим размером вдоль и преднапряженные для соединения с верхним поясом подкрановой балки. Составной рельс объемлет верхний пояс подкрановой балки выступающими вниз подошвами боковых рельсов и четко фиксируется на подкрановой балке без эксцентриситета.
Подкрановая конструкция работает следующим образом.
Вертикальная сила от колеса крана Р Iос воздействует на центральную главу рельса 3 без эксцентриситета и далее на торец стенки 7 балки соосной с шейкой 5 рельса. В стенке балки возникают напряжения только при центральном сжатии. Длина распределения локальных напряжений зависит от момента инерции рельса на изгиб. Величина напряжений мала, так как в зоне контакта стенка имеет толщину в три раза большую, а концентрация напряжений отсутствует, так как шва нет (2, с.136).
Горизонтальное воздействие колеса крана Т Iос передается на правую или левую главу рельса без эксцентриситета. Крутящий момент (M Iос
кр T Ioc

h
p 0) отсутствует.
Изгиб в горизонтальной плоскости воспринимает подошва 6 рельса с главами 4 по краям, работающая совместно с верхним поясом балки. В необходимом случае дополнительно устанавливают тормозную балку соединенную с рельсом 1 высокопрочными болтами 9. Локальное кручение верхнего пояса отсутствует (М Iос
кр 0).
Разработанную подкрановую конструкцию следует использовать при реконструкции подкрановых путей.
Замена обычного подкранового рельса трехглавым обеспечивает резкое снижение локальных напряжений и соответствующее повышение долговечности, а также повышение несущей способности усиляемой подкрановой балки в два и более раз, так как металл трехглавого рельса работает в составе сечения подкрановой балки и за счет этого резко снижаются изгибные напряжения.
Наиболее эффективный метод монтажа трехглавого рельса на подкрановую балку подвижной с торца балки поступательным перемещением вдоль подкрановых путей способом описанным в а.с. 358246, ас.с. 1146353 (2,3).
Формула изобретения
1. Подкрановая конструкция, содержащая рельс, закрепленный на подкрановой балке, включающей стенку, опорные ребра пояса, верхний из которых выполнен замкнутым контуром в виде горизонтального листа и двух гнутых накладок лоткообразной формы с взаимно перпендикулярными концевыми участками, прикрепленными высокопрочными фрикционными болтами соответственно к поясу и стенке балки, причем последняя разделяет замкнутый контур на два отсека и контактирует торцом с верхним поясом, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, рельс выполнен трехглавым, при этом боковые главы охватывают верхний пояс подкрановой балки с двух сторон, а рельс соединен с балкой высокопрочными фрикционными болтами.
2. Конструкция по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью изготовления трехглавого рельса из готовых элементов, она выполнена из центрального рельса, ориентированного главой вверх, и двух боковых, ориентированных главами наружу, причем к шейке центрального рельса примыкают с двух сторон симметрично гнутые швеллеры, ориентированные полками вверх и соединенные ими друг с другом через шейку центрального, а внешние полки швеллеров соединены с подошвами боковых рельсов, контактирующих с боковыми гранями верхнего пояса балки, а последний соединен со стенками швеллеров.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2