Электромеханический привод с тормозным устройством
Изобретение относится к электромеханическим следящим системам, предназначено для слежения за изменением входного сигнала и может быть использовано в системах автоматического управления и регулирования. Привод содержит двигатель 1, связанный валом 2 с исполнительным органом 3. На валу 2 закреплен диск 4, размещенный в герметичном электропроводящем корпусе 5, закрепленном на основании и заполненном электровязкой жидкостью 6. В корпусе 5 установлен электрический ввод, в котором закреплен электрод 7. Система управления приводом включает задатчик 8 и датчик 9 частоты вращения, измеритель рассогласования 10, первый усилитель 11, интегратор 12 и второй усилитель 13, последовательно соединенные компаратор 14 и управляемый им ключ 15, служащий для сброса интегратора. 3 ил.
Изобретение относится к электромеханическим следящим системам, предназначено для слежения за изменением входного сигнала и может быть использовано в системах автоматического управления и регулирования.
Известно устройство для торможения электромашинных следящих систем (например, А. С. N 601659, МКИ G 05 B 11/01, БИ 13, 1978), содержащая последовательно соединенные первый блок выпрямителей, блок концевых выключателей и регулятор тока, последовательно соединенные второй блок концевых выключателей, блок выпрямителей и регулятор тока, управляющие входы регуляторов тока соединены с соответствующими входами блоков управления. Недостатком данного устройства является невозможность генерации значительных тормозных моментов, превышающих по величине момент привода, что обеспечивает только удержание активного момента в следящей системе на заданном уровне. Известно устройство для автоматического позиционного управления (А.С. N 798689 МКИ G 05 B 11/01, БИ 3, 1981 г.), содержащее последовательно соединенные блок сравнения, усилитель, первую электрическую машину, объект управления, вторую электрическую машину, и датчик обратной связи. Данное устройство позволяет увеличивать тормозной момент на валу объекта за счет использования обеих электрических машин режиме торможения, но имеет большое энергопотребление, габариты, массу и удвоенные по величине постоянны времени, что в свою очередь обуславливает невысокую точность динамических режимах. Наиболее близким по технической сущности является устройство позиционирования по А. С. N 452 803, МКИ G 045 B 11/01, БИ 45, 1974 г. содержащее в качестве основных элементов силовой привод с тахогенератором и тормозной блок, связанные с рабочим органом. Введение тормозного блока позволяет уменьшить время перемещения рабочего органа при ограничении динамических нагрузок в системе. Недостатком данного устройства является невозможность функционирования в непрерывном режиме отслеживания изменения входного сигнала, и как, следствие, низкая точность отслеживания изменения входного сигнала в динамических (а не старт-стопных) режимах. Изобретение направлено на повышение точности в динамических режимах. Указанные недостатки устраняются тем, что в электромеханическом приводе с тормозным устройством, содержащем двигатель постоянного тока, вал, которого связан с исполнительным органом, системы управления двигателем, включающую задатчик и датчик частоты вращения, выходы которых соединены с входами измерителя рассогласования, выход которого подключен к последовательно соединенным первому усилителю и двигателю, соединен также с датчиком частоты вращения, введены последовательно соединенные интегратор и второй усилитель, а также компаратор, вход которого подсоединен к выходу измерителя рассогласования и входу интегратора. Тормозное устройство выполнено в виде герметичного электропроводящего корпуса, который заполнен электровязкой жидкостью и установлен на основании между исполнительным органом и двигателем, в полости которого заключена часть вала с жестко закрепленным на нем диском, в нижней части корпуса выполнено отверстие, в котором установлен изолированным от корпуса электрод, подключенный к выходу второго усилителя, выход компаратора подключен к входу обнуления интегратора. При реализации заявляемого технического решения повышается точность отслеживания задающего воздействия. В изобретении вязкость жидкости изменяют пропорционально ошибке отработки задающего сигнала, что позволяет улучшить динамику предлагаемого привода и уменьшить время перерегулирования. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана структурная схема электропривода, на фиг.2 реакция привода на скачкообразное воздействие: а) прототипа, б) заявленного привода; на фиг.3 характеристики тормозного момента от величины ошибки. Привод содержит двигатель постоянного тока 1, связанный валом 2 с исполнительным органом 3. На валу 2 закреплен диск 4, размещенный в герметичной электропроводящей емкости (корпусе) 5, закрепленной на основании и заполненной реологической жидкостью 6. В емкости 5 закреплен изолированно электрод 7. Система управления приводом включает задатчик 8 и датчик 9 частоты вращения, измеритель рассогласования 10, первый усилитель 11, интегратор 12, второй усилитель 13, последовательно соединенные компаратор 14 и управляемый им ключ 15, служащий для сброса интегратора. Устройство работает следующим образом. В исходном состоянии ключ 15 замкнут, выходной сигнал интегратора равен нулю. Выходной сигнал датчика 9 частоты вращения сравнивается с выходными сигналом задатчика 8. В случае, если ошибка
Формула изобретения
Электромеханический привод с тормозным устройством, содержащий двигатель постоянного тока, вал которого связан с исполнительным органом, систему управления двигателем, включающую задатчик и датчик частоты вращения, выходы которых соединены с входами измерителя рассогласования, выход которого подключен к последовательно соединенным первому усилителю и двигателю постоянного тока, выход которого соединен с датчиком частоты вращения, отличающийся тем, что введены последовательно соединенные интегратор и второй усилитель, а также компаратор, вход которого подсоединен к выходу измерителя рассогласования и входу интегратора, причем тормозное устройство выполнено в виде герметичного электропроводящего корпуса, который заполнен электровязкой жидкостью и установлен на основании между исполнительным органом и двигателем постоянного тока, в полости корпуса заключена часть вала с жестко закрепленным на нем диском, в нижней части корпуса выполнено отверстие, в котором установлен заизолированный от корпуса электрод, подключенный к выходу второго усилителя, выход компаратора подключен к входу обнуления интегратора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3