Способ автоматического управления в системе с люфтом и следящая система для его осуществления
Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов в системе с люфтом. Задачей изобретения является повышение точности компенсации люфта и улучшение динамических характеристик следящей системы. Отличительной особенностью способа является то, что при суммировании сигнала ошибки с импульсным сигналом коррекции в момент наличия люфта сигнал коррекции формируют путем вычитания текущего значения люфта из сигнала, равного полузоне люфта и имеющего знак, совпадающий со знаком сигнала ошибки. Следящая система с люфтом для осуществления способа содержит измеритель рассогласования сигнала задания и сигнала единичной главной обратной связи, регулятор, сумматоры, двигатель с датчиком угла, нелинейное звено типа "люфт" и объект управления с датчиком угла, нелинейное корректирующее звено типа "насыщение". 2 с.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области систем автоматического управления, в частности к технике формирования управляющих сигналов, и может найти применение в следящих системах автоматического управления и регулирования с люфтом в механической передаче.
Известен способ компенсации люфта в механической передаче, заключающийся в суммировании сигнала управления с сигналом коррекции, который формируют путем преобразования сигнала, пропорционального текущему значению люфта, в сигнал с тем же знаком и с постоянной амплитудой, равной полузоне люфта [1]. Недостатком данного способа является то, что точность компенсации люфта существенно зависит от точности установки коэффициента пропорциональности между текущим значением люфта и сигналом коррекции. Кроме того, этот способ коррекции, обеспечивая устойчивую работу разомкнутой системы, приводит обычно к значительному ухудшению точностных и динамических характеристик скорректированной следящей системы. Известен способ автоматического управления, реализованный в следящей системе с люфтом, который выбран в качестве прототипа для заявляемого способа. Данный способ заключается в суммировании усиленного регулятором сигнала ошибки с сигналом коррекции, который формируют путем преобразования сигнала, пропорционального текущему значению люфта, в сигнал с тем же знаком и с постоянной амплитудой, равной полузоне люфта, и дифференцирования полученного сигнала [2]. Несмотря на то, что данный способ управления по формированию сигнала коррекции более удачен, чем предшествующий, однако он имеет те же недостатки: низкие значения точностных и динамических характеристик, так как и здесь точность компенсации люфта существенно зависит от точности установки коэффициента пропорциональности между текущим значением люфта и непродифференцированным сигналом, а также от точности установки коэффициентов дифференциатора. К тому же данное решение конструктивно трудно осуществить, так как передаточная функция дифференциатора должна быть обратной передаточной функцией двигателя. Известно устройство для компенсации люфта, содержащее последовательно соединенные задатчик управляющего сигнала, первый сумматор, элемент типа "люфт", выход которого соединен с вычитающим входом второго сумматора, суммирующий вход которого соединен с выходом задатчика управляющего сигнала, выход второго сумматора через релейный элемент соединен с суммирующим входом первого сумматора [3]. Недостатком данного устройства является значительное ухудшение точностных и динамических характеристик скорректированной следящей системы из-за постоянного воздействия сигнала коррекции. Известна следящая система с люфтом, которая взята в качестве прототипа для заявляемого устройства компенсации люфта в механической передаче. Данная следящая система с люфтом содержит последовательно соединенные измеритель рассогласования сигнала задания и сигнала единичной обратной связи, регулятор, первый сумматор, двигатель с датчиком угла, нелинейное звено типа "зона нечувствительности" - модель люфта и объект управления с датчиком угла, причем выходы датчиков угла двигателя и объекта управления связаны с входами второго сумматора, выход которого через последовательно соединенные нелинейный элемент типа "насыщение" и дифференциатор подключены к входу первого сумматора, при этом система охвачена отрицательной единичной обратной связью [2]. Однако данное устройство не обеспечивает требуемой точности и динамических характеристик следящей системы с люфтом из-за погрешности установки коэффициента пропорциональности между текущим значением люфта и непродифференцированным сигналом и погрешностей установки коэффициентов дифференциатора. К тому же данное решение конструктивно трудно осуществить, так как передаточная функция дифференциатора должна быть обратной передаточной функцией двигателя. Задача изобретения - повышение точности компенсации люфта и улучшение динамических характеристик следящей системы путем более точного определения импульсного сигнала коррекции по длительности и форме в момент наличия люфта в механической передаче. Данная задача решается тем, что в способе автоматического управления в системе с люфтом, при котором сигнал ошибки суммируют с импульсным сигналом коррекции в момент наличия люфта, сигнал коррекции формируют путем вычитания текущего значения люфта из сигнала, равного полузоне люфта и имеющего знак, совпадающий со знаком сигнала ошибки. Данный способ может быть использован в любой следящей системе с люфтом для управления двигателем различного типа. Предлагаемый способ реализуется в следящей системе с люфтом, содержащей измеритель рассогласования сигнала задания и сигнала единичной главной обратной связи, регулятор, первый сумматор, последовательно соединенные двигатель с датчиком угла, нелинейное звено типа "люфт" и объект управления с датчиком угла, выход которого соединен с вычитающим входом измерителя рассогласования, второй сумматор, один вход которого связан с выходом датчика угла двигателя, а второй вычитающий вход связан с выходом датчика угла объекта управления, нелинейное корректирующее звено типа "насыщение". В следящую систему дополнительно введен третий сумматор, первый вычитающий вход которого соединен с выходом второго сумматора, второй вход соединен с выходом нелинейного корректирующего звена, выполненного в виде релейного элемента, вход которого соединен с выходом измерителя рассогласования, соединенного также с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с выходом третьего сумматора, а выход первого сумматора соединен через регулятор с двигателем. На фиг. 1 представлена структурная схема, реализующая способ автоматического управления в системе с люфтом; на фиг. 2 - пример структурной схемы следящей системы с люфтом; на фиг. 3 - характеристика нелинейного элемента с кусочно-линейной характеристикой, с помощью которого реализуется пример нелинейного звена типа "люфт"; на фиг. 4 - характеристика нелинейного звена типа "люфт"; на фиг. 5 приведены временные диаграммы работы следящей системы с люфтом, где: а - диаграмма кривой задающего воздействия














Система работает следующим образом. Пусть начальное состояние следящей системы характеризуется точкой 1 (фиг. 4 и 5) при t - t1 и


























В момент времени t2 сигнал задающего воздействия
















где v - номер участка рабочей характеристики нелинейного элемента с кусочно-линейной характеристикой (фиг. 3). Согласно структурной схеме (фиг. 2) математическая модель разомкнутой системы без учета статической нагрузки имеет вид

p - оператор дифференцирования. Введем обозначения:
a11= 1/Tи; B1= Kи


запишем уравнения (1) с учетом (3)

Основываясь на результатах работ Красовского А.А., запишем оптимальный закон управления uy, переводящий объект из начального состояния





при следующих ограничениях на управляющий сигнал

Здесь V - функция Ляпунова для неуправляемого uy(t) = 0 объекта 4. Для систем с одним управляющим воздействием оптимальный закон управления имеет вид
uy= -sign[B1(Av01+A11


где функция Ляпунова - положительно определенная квадратичная форма

удовлетворяет следующему дифференциальному уравнению

Раскрывая производные и приводя подобные члены в (7) по координатам системы, получим систему алгебраических уравнений

Из уравнений (8) найдем коэффициенты функции Ляпунова для двух случаев: вне зоны люфта (люфт замкнут, v = 1 или v = 3) при a11





Вне зоны люфта при v = 1 или v = 3

В зоне люфта при v = 2
A11л = 1/(2(a11); A12л = 1/(2(a11); A01л = 0. (10)
Из анализа соотношений (9 - 10) следует, что коэффициенты, входящие в алгоритм оптимального управления, стремятся либо к нулю, либо к бесконечности. Однако при релейном управлении важны не абсолютные значения этих коэффициентов, а знак выражения (5). На этом основании упростим выражение закона управления за счет вынесения за знак sign постоянного множителя B2A2, то есть потребуем единичной обратной связи по ближайшей к выходу системы координате



uy= -sign




где K11 = 1;

Вводя ступенчатое задающее воздействие, запишем оптимальный закон управления с учетом (12)

К сожалению, метод Красовского А.А. не учитывает условий перехода системы с одного участка рабочей характеристики нелинейного элемента с кусочно-линейной характеристикой (фиг. 3) на другой (из зоны работы вне люфта при v = 1 или v = 3 в зону люфта при v = 2), поэтому формулы закона управления вне люфта (13, 15) и в зоне люфта (14) оказываются не согласованы между собой. При движении системы "вверх" от точки 1 до точки 2 (фиг. 4) на интервале времени t4 - t5 (фиг. 5) люфт замкнут,






























Аналогично, при движении системы "вверх" в зоне люфта (v = 2) на интервале времени t5 - t6 оптимальное управление будет
uy= sign[



Можно несколько иначе сформулировать оптимальный закон управления: при входе системы в зону люфта в момент реверса (точка 2, фиг. 5) и движении "вниз", из задания (







Упростим оптимальное управление (16):
uy= sign[



где

фиг. 4, где на участке от точки 5 через точки 6, 1 до точки 2 система движется "вверх", а на участке от точки 2 через точки 3, 4 до точки 5 - "вниз". Рассмотрим первое условие (18):

















Существенным недостатком полученного оптимального управления (17) является отсутствие главной обратной связи по выходной координате






где

Физический смысл разработанного способа управления в системе с люфтом заключается во введении форсирующего корректирующего воздействия на регулятор 3 и двигатель 4; как только появляется рассогласование между сигналом, равным текущему значению люфта и сигналом, равным полузоне люфта и имеющим знак, совпадающий со знаком сигнала ошибки, на регулятор 3 и двигатель 4 поступает форсирующее корректирующее воздействие

1. Авторское свидетельство N 531127, кл. G 05 B 05/01. // Житков В.Б., Лакота Н.А. и др. Способ компенсации люфта в механической передаче. Заявлено 24.07.76 (21) 2046992/24, опубл. 05.10.76. БИ N 37. 2. Авторское свидетельство N 521550, кл. G 05 B 11/01.//Житков В.Б., Лакота Н.А и др. Следящая система с люфтом. Заявлено 24.07.74 (21) 2046992/24, опубл. 05.10.76. БИ N 26. 3. Авторское свидетельство N 1104463 A, кл. G 05 B 05/01.// Герасимов В. А. , Кувшинов Г.Е., Малеев И.Г. Устройство для компенсации люфта. Заявлено 12.10.84 (21) 2833176/18-24, опубл. 23.07.84. БИ N 27.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5