Устройство для моделирования системы двигатель - насос - трубопровод
Изобретение относится к области моделирования и может быть использовано при электродинамическом моделировании комплекса взаимосвязанных динамических режимов работы насосов систем машинного орошения (водоподъемные насосные установки). Техническим результатом изобретения является сокращение энергозатрат. Заявляемое изобретение отличается от прототипа наличием переключателей вариантов режимов пуска системы двигатель-насос-трубопровод, регуляторов типа ПИ, пропорциональных регуляторов и линий задержек. Заявляемая электродинамическая модель дает возможность смоделировать процессы в указанной системе в зависимости от их конструктивной компоновки и режимов пуска. 3 ил.
Изобретение относится к области моделирования и может быть использовано при электродинамическом моделировании комплекса взаимосвязанных динамических режимов работы насосов систем машинного орошения (водоподъемные насосные установки).
Известны разработки и выполнены ряд схем физического моделирования первичных двигателей-гидравлических турбин энергосистем, где для построения моделей -аналогов турбин используют различные системы электропривода, причем чаще всего двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, момент которого регулируется путем воздействия на возбуждение питающего двигатель-генератора или вольтодобавочной машины. Основным недостатком этих моделей является невозможность получения нелинейной, в частности квадратичной зависимости изменения момента от скорости вращения. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является выбранная в качестве прототипа электрическая схема автоматической системы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока. Электродвигатель независимого возбуждения управляется тиристорным преобразователем, собранным по трехфазной мостовой схеме. На валу двигателя находится тахогенератор. Задающее напряжение подается на управляющую обмотку суммирующего магнитного усилителя. Сигнал с выходной обмотки магнитного усилителя поступает на фазоимпульсный преобразователь. Фаза его выходных импульсов пропорциональна напряжению на входе. Выходные импульсы поступают на управляющие электроды тиристоров, осуществляя их открытие в требуемые моменты времени. В схеме выполнены обратные связи по току якоря, напряжению на якоре (внутренние обратные связи) и частоте вращения двигателя (главная обратная связь). Сигналы обратной связи по току, напряжению и скорости подаются в остальные обмотки магнитного усилителя. Основным недостатком прототипа является значительные энергозатраты. Целью изобретения является сокращение энергозатрат. Указанная цель достигается тем, что в устройство для моделирования системы двигатель-насос-трубопровод, содержащее приводной двигатель, тахогенератор, установленный на валу приводного двигателя, усилитель, тиристорный преобразователь, блок управления тиристорным преобразователем, отличающиеся тем, что в него введены подключенный входом к выходу тиристорного преобразователя питающий трансформатор, выходом соединенный с питающей сетью, с которой соединен вход приводного двигателя, подключенный к выходу тахогенератора блок нелинейно-степенного преобразования, генератор постоянного тока независимого возбуждения, установленный на валу приводного двигателя, и подключенный к входу тиристорного преобразователя, обмотка управления усилителя, первый переключатель вариантов режимов пуска, первый ПИ-регулятор, первый автоматический переключатель регуляторов, второй переключатель вариантов режимов пуска, первая линия задержки, первый пропорциональный регулятор, второй ПИ-регулятор, второй автоматический переключатель регуляторов, третий переключатель вариантов режимов пуска, третий ПИ-регулятор, третий автоматический переключатель регуляторов, четвертый переключатель вариантов режимов пуска, вторая линия задержки, второй пропорциональный регулятор, четвертый ПИ-регулятор, четвертый автоматический переключатель регуляторов, пятый переключатель вариантов режимов пуска, третья линия задержки, третий пропорциональный регулятор, пятый ПИ-регулятор, пятый автоматический переключатель регуляторов и элемент сравнения, причем входы первого, второго, третьего, четвертого и пятого переключателей вариантов режимов пуска соединены между собой параллельно и соединены с выходом элемента сравнения, выход тахогенератора соединен с одним из входов элемента сравнения, вход первого ПИ-регулятора соединен с выходом первого переключателя вариантов режимов пуска, а его выход соединен с одним из входов первого автоматического переключателя регуляторов, входы первого пропорционального регулятора и первой линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом второго переключателя вариантов режимов пуска, выход первой линии задержки соединен с входом второго ПИ-регулятора, выходы первого пропорционального регулятора и второго ПИ-регулятора являются одним из входов второго автоматического переключателя регуляторов, вход третьего ПИ-регулятора соединен с выходом третьего переключателя вариантов режимов пуска, а выход его с одним из входов третьего автоматического переключателя регуляторов, входы второго пропорционального регулятора и второй линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом четвертого переключателя вариантов режимов пуска, выход второй линии задержки соединен с входом четвертого ПИ-регулятора, выходы второго пропорционального регулятора и четвертого ПИ-регулятора являются одними из входов четвертого автоматического переключателя регуляторов, входы третьего пропорционального регулятора и третьей линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом пятого переключателя вариантов режимов пуска, выход третьей линии задержки соединен с входом пятого ПИ-регулятора, выходы третьего пропорционального регулятора и пятого ПИ-регулятора являются одними из входов пятого автоматического переключателя регуляторов, выход блока нелинейно-степенного преобразования соединен с другими входами первого, второго, третьего, четвертого и пятого автоматических переключателей регуляторов, а их выходы соединены параллельно между собой и со входом обмотки управления усилителя, выполненного в виде электромашинного усилителя, причем обмотка управления усилителя, обмотка возбуждения генератора постоянного тока соединены между собой последовательно, а выход тахогенератора соединен с входом блока управления тиристорного преобразователя. На фиг. 1 представлена функциональная схема описываемой модели двигатель-насос-трубопровод; на фиг. 2- механическая характеристика насоса при пуске на закрытую регулируемую задвижку без учета гидравлического удара; на фиг. 3 механическая характеристика насоса при пуске на закрытую регулируемую задвижку с учетом гидравлического удара. Устройство для моделирования системы двигатель-насос-трубопровод, содержащее приводной двигатель 1, тахогенератор 2, установленный на валу приводного двигателя 1, усилитель 3, тиристорный преобразователь 4, блок управления тиристорным преобразователем 5, отличающееся тем, что в него введены подключенный входом к выходу тиристорного преобразователя 4 питающий трансформатор 6, выходом соединенный с питающей сетью, с которой соединен вход приводного двигателя 1, подключенный к выходу тахогенератора 2 блок нелинейно-степенного преобразования 7, генератор постоянного тока 8 независимого возбуждения 9, установленный на валу приводного двигателя и подключенный к входу тиристорного преобразователя 4, обмотка управления усилителя 10, первый переключатель вариантов режимов пуска 11, первый ПИ-регулятор 12, первый автоматический переключатель регуляторов 13, второй переключатель вариантов режимов пуска 14, первая линия задержки 15, первый пропорциональный регулятор 16, второй ПИ-регулятор 17, второй автоматический переключатель регуляторов 18, третий переключатель вариантов режимов пуска 19, третий ПИ-регулятор 20, третий автоматический переключатель регуляторов 21, четвертый переключатель вариантов режимов пуска 22, вторая линия задержки 23, второй пропорциональный регулятор 24, четвертый ПИ-регулятор 25, четвертый автоматический переключатель регуляторов 26, пятый переключатель вариантов режимов пуска 27, третья линия задержки 28, третий пропорциональный регулятор 29, пятый ПИ-регулятор 30, пятый автоматический переключатель регуляторов 31, и элемент сравнения 32, причем входы первого 11, второго 14, третьего 19, четвертого 22 и пятого 27 переключателей вариантов режимов пуска соединены между собой параллельно и соединены с выходом элемента сравнения 32, выход тахогенератора 2 соединен с одним из входов элемента сравнения 32, вход первого ПИ-регулятора 12 соединен с выходом первого переключателя вариантов режимов пуска 11, а его выход соединен с одним из входов первого автоматического переключателя регуляторов 13, входы первого пропорционального регулятора 16 и первой линии задержки 15 соединены между собой параллельно и соединены с выходом второго переключателя вариантов режимов пуска 14, выход первой линии задержки 15 соединен с входом второго ПИ-регулятора 17, выходы первого пропорционального регулятора 16 и второго ПИ-регулятора 17 являются одними из входов второго автоматического переключателя регуляторов 18, вход третьего ПИ-регулятора 20 соединен с выходом третьего переключателя вариантов режимов пуска 19, а его выход с одним из входов третьего автоматического переключателя регуляторов 21, входы второго пропорционального регулятора 24 и второй линии задержки 23 соединены между собой параллельно и соединены с выходом четвертого переключателя вариантов режимов пуска 22, выход второго линии задержки 23 соединен с входом четвертого ПИ-регулятора 25, выходы второго пропорционального регулятора 24 и четвертого ПИ-регулятора 25 являются одними из входов четвертого автоматического переключателя регуляторов 26, входы третьего пропорционального регулятора 29 и третьей линии задержки 28 соединены между собой параллельно и соединены с выходом пятого переключателя вариантов режимов пуска 27, выход третьей линии задержки 28 соединен с входом пятого ПИ-регулятора 30, выходы третьего пропорционального регулятора 29 и пятого ПИ-регулятора 30 являются одними из входов пятого автоматических переключателей регуляторов 31, выход блока нелинейно-степенного преобразования 7 соединен с другими входами первого 13, второго 18, третьего 21, четвертого 26 и пятого 31 автоматических переключателей регуляторов, а их выходы соединены параллельно между собой и со входом обмотки управления усилителя 10, выполненного в виде электромашинного усилителя, причем обмотка управления усилителя 10, обмотка возбуждения 9 генератора, постоянного тока 8 соединены между собой последовательно, а выход тахогенератора 2 соединен с входом блока управления 5 тиристорного преобразователя 4. Существенным признаком заявляемого изобретения является наличие переключателей вариантов режимов пуска системы, автоматических регуляторов и регуляторов типа И и ПИ, и сопоставительный анализ показал, что эти отличия отсутствуют в аналоге и прототипе. Таким образом, заявляемое изобретение соответствует критерию изобретения "новизна". Устройство для моделирования системы двигатель-насос-трубопровод работает следующим образом. Приводной двигатель 1 приводит во вращение генератор постоянного тока 8 независимого возбуждения 8 и тахогенератор 2. Генератор постоянного тока 8 возбуждается от усилителя 3, который в свою очередь, управляется обмоткой управления 10, получая сигналы управления с выхода первого 13, второго 18, третьего 21, четвертого 26 и пятого 31 автоматических переключателей регуляторов. Одновременно с одним из выходов тахогенератора 2 сигнал поступает на один из входов элемента сравнения 32 и на вход блока управления 5 тиристорного преобразователя 4. На другой вход элемента сравнения 32 подается сигнал от стабильного источника питания, пропорциональный статическому напору. Заявляемое изобретение позволяет смоделировать пуск системы двигатель-насос-трубопровод на закрытую регулируемую задвижку с учетом и без учета гидравлического удара. При этом возможны следующие случаи: Случай 1. Модель пуска системы двигатель-насос-трубопровод при закрытой регулируемой задвижке с подключением насоса на индивидуальный напорный трубопровод с относительно небольшой длиной, достаточной для пренебрежения гидравлическим ударом, с противодавлением. Насос сочленен с приводным электродвигателем переменного тока, запускаемый прямым включением в сеть с постоянной частотой питающего напряжения и за время полного разгона. При этом регулируемая задвижка открывается после полного разгона электродвигателя-насоса до установившейся скорости, в частности номинального значения. Определим характер изменения момента сопротивления насоса при пуске для рассматриваемого случая. Момент сопротивления насоса Мc будет определяться из составляющих


Формула изобретения
Устройство для моделирования системы двигатель насос трубопровод, содержащее приводной двигатель, тахогенератор, установленный на валу приводного двигателя, усилитель, тиристорный преобразователь, блок управления тиристорным преобразователем, отличающееся тем, что в него введены подключенный входом к выходу тиристорного преобразователя питающий трансформатор, выходом соединенный с питающей сетью, с которой соединен вход приводного двигателя, подключенный к выходу тахогенератора блок нелинейно-степенного преобразователя, генератор постоянного тока независимого возбуждения, установленный на валу приводного двигателя и подключенный к входу тиристорного преобразователя, обмотка управления усилителя, первый переключатель вариантов режимов пуска, первый пи-регулятор, первый автоматический переключатель регуляторов, второй переключатель вариантов режимов пуска, первая линия задержки, первый пропорциональный регулятор, второй пи-регулятор, второй автоматический переключатель регуляторов, третий переключатель вариантов режимов пуска, третий пи-регулятор, третий автоматический переключатель регуляторов, четвертый переключатель вариантов режимов пуска, вторая линия задержки, второй пропорциональный регулятор, четвертый пи-регулятор, четвертый автоматический переключатель регуляторов, пятый переключатель вариантов режимов пуска, третья линия задержки, третий пропорциональный регулятор, пятый пи-регулятор, пятый автоматический переключатель регуляторов и элемент сравнения, причем входы первого, второго, третьего, четвертого и пятого переключателей вариантов режимов пуска соединены между собой параллельно и соединены с выходом элемента сравнения, выход тахогенератора соединен с одним из входов элемента сравнения, вход первого пи-регулятора соединен с выходом первого переключателя вариантов режимов пуска, а его выход соединен с одним из входов первого автоматического переключателя регуляторов, входы первого пропорционального регулятора и первой линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом второго переключателя вариантов режимов пуска, выход первой линии задержки соединен с входом второго пи-регулятора, выходы первого пропорционального регулятора и второго пи-регулятора являются одними из входов второго автоматического переключателя регуляторов, вход третьего пи-регулятора соединен с выходом третьего переключателя вариантов режимов пуска, а его выход с одним из входов третьего автоматического переключателя регуляторов, входы второго пропорционального регулятора и второй линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом четвертого переключателя вариантов режимов пуска, выход второй линии задержки соединен с входом четвертого регулятора, выходы второго пропорционального регулятора и четвертого пи-регулятора являются одними из входов четвертого автоматического переключателя регуляторов, входы третьего пропорционального регулятора и третьей линии задержки соединены между собой параллельно и соединены с выходом пятого переключателя вариантов режимов пуска, выход третьей линии задержки соединен с входом пятого пи-регулятора, выходы третьего пропорционального регулятора и пятого пи-регулятора являются одними из входов пятого автоматического переключателя регуляторов, выход блока нелинейно-степенного преобразования соединен с другими входами первого, второго, третьего, четвертого и пятого автоматических переключателей регуляторов, а их выходы соединены параллельно между собой и с входом обмотки управления усилителя, выполненного в виде электромашинного усилителя, причем обмотка управления усилителя, обмотка возбуждения генератора постоянного тока соединены между собой последовательно, а выход тахогенератора соединен с входом блока управления тиристорного преобразователя.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3