Способ изменения момента искрообразования двигателя внутреннего сгорания
Использование: изобретение относится к электрооборудованию автомобиля, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением топливно-воздушной смеси (ТВС) в камерах сгорания поршневых двигателей, и может быть использовано в системах подавления детонационного режима сгорания ТВС. Изобретение позволит изменять момент зажигания по выбранному закону управления, что улучшит мощностные и экономические показатели ДВС. Сущность изобретения: согласно способу, преобразуют последовательность импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала двигателя, в последовательность импульсов треугольной формы, сравнивают сигнал треугольной формы с опорным уровнем, фиксируют текущий момент зажигания при равенстве опорного уровня и среза импульса треугольной формы, причем множество изменений текущего момента зажигания подчинено закону управления моментом зажигания, где закон управления может быть выражен математической формулой, содержащей первую и вторую составляющие, где для формирования первой составляющей выражают первую константу и определяют отношение градиентов фронта и среза сигнала треугольной формы, причем градиент фронта сигнала регулируют в зависимости от требуемого текущего момента зажигания, а для формирования второй составляющей определяют опорный уровень, градиент среза сигнала, значение частоты вращения коленчатого вала и вычисляют вторую константу, причем определяют детонационную стойкость ДВС и в зависимости от детонационной стойкости ДВС изменяют текущий момент зажигания. 3 ил.
Изобретение относится к электрооборудованию автомобиля, в частности к системам зажигания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с принудительным воспламенением топливно-воздушной смеси (ТВС) в камерах сгорания поршневых двигателей.
Известен способ изменения момента искрообразования ДВС (1), согласно которому оперативно, с рабочего места водителя изменяют угол опережения зажигания (УОЗ) от 0 до 16,8 град. ПКВ относительно начального угла, определяемого механическим октан-корректором (ОК). Угол задержки момента искрообразования определяют по формуле:

G градиент фронта сигнала треугольной формы;
g градиент среза сигнала треугольной формы;
Uоп уровень опорного напряжения, В;
C1 константа, зависящая от периода импульса входного сигнала, град. ПКВ;
C2 константа, зависящая от параметров преобразователя треугольной формы импульса, град. ПКВ

n ЧВКВ, 1/мин ПКВ. Как следует из (2), изменение момента зажигания подчинено закону управления, сочетающего формирование первой и второй составляющих, причем при неизменных параметрах преобразователя треугольной формы импульса значения Lкорр зависят только от периода входных импульсов, т.е. ЧВКВ, т.к. остальные значения постоянны. Lкорр.прот. Р1 Р2n, (3)
где Lкорр.прот. угол коррекции прототипа (изменение момента зажигания), град. ПКВ;
Р1 const первая составляющая;
P2 const вторая составляющая. Алгоритм по (3) реализован в прототипе (3) и представляет собой "жестко" заданный закон изменения момента зажигания в функции ЧВКВ (чем выше n, тем меньше значение Lкорр.прот. см. фиг. 2 диаграмму "Lкорр.прот. "). Теоретически из (2) следует, что для получения вариантного закона управления можно изменять следующие параметры: Uоп, g и G. Рассмотрим три случая. I. G const, g const, Uоп var
Lкорр.I P1 P3 Uоп n, (4)
где Р3 const величина второй составляющей для варианта I. Когда Uоп 0, ф. (4) примет вид
Lкорр.10 P1, (5)
т. е. независимо от изменения ЧВКВ момент зажигания будет постоянным (см. "Lкорр.Iо", пунктирная линия). При других значениях Uоп закон управления Lкорр.I пример вид аналогичный (3) с той разницей, что, изменяя величину Uоп, можно варьировать величиной nвыкл.кор. ЧВКВ выключения коррекции и значениями Lкорр.I на определенной ЧВКВ. Недостатком этого способа является нелинейная зависимость Lкорр.I f(Uоп), т. е. малому приращению Uоп соответствует значительное изменение Lкорр.I, и для устранения этого недостатка в конкретном устройстве потребуются специальные дорогостоящие и прецизионные средства компенсации (диаграмма "Lкорр.I f(Uоп)). II. G const, Uоп const, g var,

где Р4 величина первой составляющей для варианта II,
P5 величина второй составляющей для варианта II. Из (6) следует, что закон управления Lкорр.II при каком-то фиксированном значении g примет вид, аналогичный (3), однако при изменении параметра g от нуля до gmax изменение Lкорр.II будет подчинено закону обратно пропорциональной зависимости, что является значительным недостатком данного способа (диаграмма "LкоррII", где пунктиром обозначено изменение LкоррII f(g)). III. Uоп const, g const, G var
Lкорр.III P6 G P2n, (7)
где P6 величина первой составляющей для варианта III. Из (7) следует, что данный закон управления является оптимальным, т.к. устраняет отмеченные выше недостатки случаев I, II. В данном случае зависимость Lкорр.III f(G) является линейной, т.е. приращению G соответствует пропорциональное приращение Lкорр.III, кроме того, достижение максимального значения Lкорр.III возможно при плавном увеличении G от нуля до Gmax, что принципиально невозможно в случаях I и II и имеет большое значение для равномерной работы ДВС, т. к. не создает рывков тягового момента двигателя (диаграмма "Lкорр.III", где пунктиром обозначено изменение Lкорр.III f(G)). Таким образом, вводя в первую составляющую переменный параметр G, изменяют закон управления моментом искрообразования, а меняя градиент фронта сигнала треугольной формы, регулируют УОЗ в зависимости от требуемого текущего момента искрообразования, например, при детонационных режимах сгорания ТВС, где требуется уменьшение текущего УОЗ. Способ подразумевает выполнение следующих операций:
считывание последовательности импульсов входного сигнала, синхронизированных с положением коленчатого вала;
преобразование последовательности импульсов входного сигнала в последовательность импульсов треугольной формы;
считывание опорного уровня напряжения;
сравнение сигнала треугольной формы с опорным уровнем;
формирование первой и второй составляющих закона управления;
считывание текущего градиента фронта сигнала треугольной формы;
фиксация момента искрообразования при равенстве опорного уровня напряжения и среза импульса треугольной формы. На фиг. 3 показан пример реализации способа изменения момента искрообразования ДВС. Устройство может содержать: резистор 1, обеспечивающий рабочий ток через механические контакты ПР; входной инвертор, выполненный на транзисторе 2 с корректорной нагрузкой резистором 3; интегратор ДА1, выполненный на токоразностном усилителе 4 с внешним конденсатором 5 и резисторами 6 и 7 соответственно по неинвертирующему и инвертирующему входам; компаратор ДА2, выполненный на токоразностном усилителе 8 с внешними резисторами 9 по неинвертирующему и 10 по инвертирующему входу, причем номинал резистора 10 определяет уровень опорного напряжения Uоп; выходной каскад, выполненный на мощном транзисторе 11 с резисторами 12 и 13, где коллектор транзистора является выходом устройства в целом и связан с первичной обмоткой 14 КЗ, другая клемма которой соединена с источником питания устройства в целом +Епит.; вторичная обмотка 15 КЗ связана со свечами зажигания (Св.З) ДВС; другая клемма резистора 6 связана с переменным резистором 16, изменяя величину которого можно задавать закон управления, варьируя градиентом фронта интегратора 4, как показано на фиг. 1 (см. эпюру "И" значения G1.G3, которым соответствуют эпюры "К1. К3" и моменты искрообразования, задержанные на величины Lкорр.1. Lкорр.3 соответственно, где Lкорр.1 > Lкорр.2 > Lкорр.3). При данной реализации способа формирования момента зажигания выражения (2) и (7) примут вид:

где iз ток заряда конденсатора С5, мкА; ip ток разряда конденсатора С5, мкА; L(УЗСК+УРСК) угловой период импульса входного сигнала, град. ПКВ; С5 номинал конденсатора С5, мкФ.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3