Высокоскоростной летательный аппарат и способ управления его тягой
Авторы патента:
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к сверхзвуковым или гиперзвуковым летательным аппаратам с воздушно-реактивными двигателями. Высокоскоростной летательный аппарат содержит воздушно-реактивную силовую установку с шарнирными двигательными модулями. Способ управления тягой заключается в изменении расхода воздуха через газовоздушный тракт путем взаимного перемещения и поворота парных двигательных модулей относительно друг друга в плоскостях, соответствующих плоскостям изменения местных углов атаки воздухозаборников. 2 н.з.п.ф-лы, 3 з.п. ф-лы., 6 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к сверхзвуковым или гиперзвуковым летательным аппаратам с воздушно-реактивными двигателями.
В проектах высокоскоростных сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА) с воздушно-реактивными двигателями (ВРД) обычным является использование воздухозаборников, имеющих несимметричный участок внешнего сжатия. Известной, например, является конфигурация гиперзвукового прямоточного двигателя (ГПВРД) с плоским двигательным трактом, включающим плоские несимметричные воздухозаборник и сопло. Для такого двигателя при большой сверхзвуковой скорости с увеличением угла атаки набегающего потока сначала происходит увеличение расхода струи, захватываемой воздухозаборником, и соответственно увеличение тяги двигателя, а затем, начиная с некоторого угла атаки, несмотря на дальнейшее увеличение расхода, тяга падает вследствие повышения потерь полного давления в скачках уплотнения внешнего и внутреннего сжатия. Аналогичное явление будет иметь место и для ГПВРД с неплоским (трехмерным) воздухозаборником, если он имеет протяженный участок с внешним сжатием в продольной плоскости, в которой должно быть обеспечено изменение углов атаки местного потока, набегающего на воздухозаборник. Конечно, с изменением угла атаки двигателя происходит и изменение направления действия результирующей тяги. Известен проект гиперзвукового ЛА, у которого силовая установка выполнена в виде размещенной под крылом мотогондолы с двумя двигательными трактами, имеющими плоские несимметричные воздухозаборники [1] Существенным является то, что эти воздухозаборники имеют общий вертикальный клин сжатия и мотогондолу можно рассматривать как состоящую из двух соединенных неподвижно одинаковых двигательных модулей, несимметричные плоские воздухозаборники которых развернуты в противоположные стороны в плоскости, параллельной аэродинамической поверхности, под которой установлена мотогондола. Кроме того, здесь поток, набегающий на собственно воздухозаборники, формируется расположенной перед ними аэродинамической поверхностью, так что его направление и местный угол атаки однозначно определяются фиксированным положением мотогондолы в системе ЛА. Возможности управления тягой известного гиперзвукового ЛА являются обычными для высокоскоростных летательных аппаратов. Задачей предлагаемого изобретения является расширение возможностей управления тягой двигателя и соответственно летательного аппарата и, тем самым, повышение его маневренности при больших сверхзвуковых скоростях полета. Решение поставленной задачи достигается тем, что, например, для ЛА с мотогондолой, установленной на аэродинамической поверхности и включающей парные двигательные модули, снабженные несимметричными воздухозаборниками, эти модули выполнены подвижными относительно друг друга и аэродинамической поверхности, причем с поворотом таким образом, что при фиксированном направлении потока, сформировавшегося перед воздухозаборниками при обтекании аэродинамической поверхности, местный угол атаки воздухозаборников изменяется и, тем самым, реализуется ется указанный эффект изменения расхода и тяги с изменением угла атаки каждого из подвижных двигательных модулей. Это обеспечивает новые возможности управления тягой ЛА. Сущность предлагаемого устройства высокоскоростных ЛА, например, как у известного гиперзвукового ЛА, снабженного установленной под крылом или нижней аэродинамической поверхностью корпуса мотогондолой с парными двигательными модулями, несимметричные плоские воздухозаборники которых имеют вертикальные клинья сжатия и развернуты в противоположные стороны в плоскости, параллельной аэродинамической поверхности, заключается в том, что для управления тягой двигательные модули, в отличие от известного ЛА, выполнены подвижными, причем с поворотом относительно друг друга каждого из модулей в плоскостях, близких к аэродинамической поверхности и обеспечивающих изменение угла атаки местного потока, обтекающего несимметричные воздухозаборники. При этом, например, для увеличения тяги двигательные модули раздвигают с поворотом относительно друг друга. Указанное устройство могут иметь ЛА не обязательно с мотогондолой из двух модулей, как у известного гиперзвукового ЛА, расположенными под крылом. Мотогондолы с парными подвижными двигательными модулями могут иметь различное расположение в системе ЛА под или над аэродинамической поверхностью. Способ управления перемещением подвижных двигательных модулей, и стало быть их тягой, заключается в следующем. Во-первых, парные модули, подвижные, но имеющие фиксированную геометрию двигательного тракта, перемещают одновременно с поворотом в противоположные стороны на один и тот же угол. При этом будет изменяться величина и направление тяги каждого из модулей, но величина результирующей тяги парных модулей будет изменяться без изменения ее направления. Во-вторых, эти модули перемещают согласованно, но с поворотом на различные углы. При этом будет изменяться как величина результирующей тяги парных модулей, так и ее направление. Кроме того, предлагаемое устройство ЛА обеспечивает реализацию заявляемого способа управления его тягой с дополнительными возможностями, обеспечиваемыми тем, что при раздвижении модулей одновременно изменяют геометрию двигательного тракта каждого из модулей известным образом, например, изменяют геометрию сопла с помощью подвижной стенки (створки), так, чтобы площадь его выходного сечения возрастала. Это обеспечивает дополнительный эффект увеличения тяги. Таким образом, отличительной особенностью предлагаемого устройства и связанного с ним способа управления тягой летательных аппаратов, например, при больших сверхзвуковых скоростях, является то, что двигательные модули выполнены подвижными, причем с поворотом относительно друг друга каждого из модулей в плоскостях, обеспечивающих изменение угла атаки воздухозаборника и соответственно изменения расхода и тяги каждого из подвижных двигательных модулей. Указанные признаки, отличающие заявляемое техническое решение от известных, не выявлены в других технических решениях при изучении данной области техники и, следовательно, являются новыми и имеют изобретательский уровень. На фиг. 1-6 показано предлагаемое устройство, например, гиперзвукового ЛА, снабженного установленной под крылом мотогондолой с двумя подвижными модулями ГПВРД, несимметричные плоские воздухозаборники которых имеют вертикальные клинья сжатия и развернуты в противоположные стороны относительно плоскости симметрии аппарата. На фиг.1 и 2 даны виды аппарата сбоку и снизу. На фиг.2 пунктирными линиями показаны контуры 1 I и 2 двигательных трактов и плоскость раздела 3 двигательных модулей, совпадающая с плоскостью симметрии. На фиг. 3 и 4 показана схема устройства аппарата, когда при изменении положения каждого из модулей сопло двигателя имеет фиксированную геометрию с постоянной площадью выходного сечения. На фиг.3 изображен вид на мотогондолу снизу, сплошной линией показано исходное положение 4 модулей и штриховой линией с двумя пунктирами положение 5 при повороте на угол
Формула изобретения
1. Высокоскоростной летательный аппарат, содержащий воздушно-реактивную силовую установку с парными двигательными модулями, несимметричные участки внешнего сжатия воздухозаборников которых развернуты в противоположные стороны, отличающийся тем, что модули выполнены подвижными и с возможностью парного поворота относительно друг друга в плоскостях, соответствующих плоскостям изменения местных углов атаки воздухозаборников. 2. Способ управления тягой высокоскоростного летательного аппарата с воздушно-реактивной силовой установкой, включающий изменение расхода воздуха через газовоздушный тракт, отличающийся тем, что изменение расхода воздуха производят путем взаимного перемещения и поворота парных двигательных модулей относительно друг друга в плоскостях, соответствующих плоскостям изменения местных углов атаки воздухозаборников. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что парные двигательные модули перемещают одновременно с поворотом в противоположные стороны на один и тот же угол. 4. Способ по п.2, отличающийся тем, что парные двигательные модули перемещают согласованно с поворотом на различные углы. 5. Способ по пп.2 4, отличающийся тем, что согласованно с изменением положении модулей изменяют геометрию сопла, в том числе площадь его выходного сечения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Похожие патенты:
Гиперзвуковой летательный аппарат // 2059537
Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к гиперзвуковым летательным аппаратам
Устройство управления летательным аппаратом // 2055780
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для создания управляющей реактивной силы за счет разности тяг относительно центра масс ракет, в особенности ракет-носителей , собранных в пакет
Патент 182528 // 182528
Воздушно-реактивный двигатель // 68037
Изобретение относится к авиации
Изобретение относится к системам управления самолетов
Изобретение относится к системам управления самолетов
Скоростной летательный аппарат // 2125521
Скоростной летательный аппарат // 2125522
Способ взлета самолета // 2128127
Изобретение относится к авиации
Система управления самолетом // 2192366
Изобретение относится к области авиационного транспорта
Изобретение относится к летательным аппаратам, транспортируемым другими летательными аппаратами
Несущий блок летательного аппарата // 2354581
Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к конструкции несущего блока летательного аппарата