Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания
Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус, включающий центральную часть 1 и торцевые крышки 2 и 3, эксцентриковый вал 4 с установленным на нем ротором-поршнем 5, на каждой вершине которого под острым углом к плоскости движения ротора-поршня выполнен радиальный паз 6, расширяющийся от середины ротора-поршня к его торцам. В пазу 6 размещена кулиса 7, в пазу которой установлена уплотнительная пластина 8 и пружина 9, образующая цилиндрической контактной пластины направлена под острым углом к плоскости движения ротора поршня (угол ), на внешней поверхности кулисы выполнены ребpa, входящие в продольные углубления радиального паза 6, а в середине радиального паза выполнены сегментные углубления, в которых установлены сегментные сухарики 10, имеющие выступ, входящий в кольцевую проточку сегментного углубления, в радиальном пазу 6 размещены пружины. Кулиса 7 и уплотнительная пластина 8 связаны штифтом 12, на торцевой поверхности ротора-поршня выполнен кольцевой паз с радиальными проточками по числу вершин, в котором установлено упругодеформируемое кольцо 13 с выступами 14, с внутренней стороны которых выполнены разрезы 15. Вместо кольца в кольцевой паз могут быть установлены дугообразные, по числу вершин, элементы, между концами которых установлены уплотнительные сухарики 16. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с контактной системой уплотнения.
Известны роторно-поршневые двигатели, содержащие корпус, ротор-поршень с радиальными пазами в вершинах, установленный в рабочей полости корпуса, радиальные уплотнения, выполненные в виде пластин с цилиндрической контактной поверхностью и размещенные в радиальных пазах ротора-поршня, и торцевые уплотнительные элементы, огибающая поверхность которых выполнена совпадающей с поверхностью рабочей полости корпуса. (Патент США N 4860705, М.кл. F 02 B 53/00, 1989 г.). Предложенный двигатель отличается от известных тем, что образующая цилиндрической контактной поверхности пластины радиального уплотнения направлена под острым углом к плоскости движения ротора-поршня, паз в каждой вершине ротора-поршня выполнен расширяющимся от середины ротора-поршня к его торцам, радиальные уплотнения снабжены сегментными сухариками и кулисами постоянного поперечного сечения с продольными ребрами, размещенными на внешней поверхности кулисы и параллельно ее оси, и осевым пазом, каждая пластина и соответствующая ей кулиса кинематически связаны между собой штифтом, установленным с возможностью радиального перемещения пластины относительно кулисы, в середине каждого радиального паза изготовлены сегментные углубления, в последних установлены сегментные сухарики, сопряженные с внешней поверхностью кулисы и углублений ротора-поршня, на торцевой поверхности ротора-поршня выполнен кольцевой паз с радиальными проточками, каждый торцевой уплотнительный элемент выполнен разрезным, упругодеформируемым и сопряженным с поверхностями кольцевого паза проточек и внешней поверхностью кулисы; уплотнительный элемент может быть выполненным из нескольких, по числу вершин, частей, между концами которых установлены уплотнительные сухарики, сопряженные с этими концами и поверхностями проточек и кулисы. На фиг. 1 показана конструктивная схема двигателя; на фиг.2 разрез А-А фиг.1; на фиг.3 разрез В-В фиг.1; на фиг.4 положение кулисы и уплотнительной пластины после длительной эксплуатации двигателя (разрез А-А фиг.1). Двигатель содержит корпус, включающий центральную часть 1 и торцевые крышки 2 и 3; эксцентриковый вал 4, с установленным на нем ротором-поршнем 5, на каждой вершине которого под острым углом к плоскости движения ротора-поршня выполнен радиальный паз 6, расширяющийся от середины ротора-поршня к его торцам. В пазу 6 размещена кулиса 7, в пазу которой установлена уплотнительная пластина 8 и пружина 9; образующая цилиндрической контактной поверхности пластины направлена под острым углом к плоскости движения ротора-поршня (угол
Формула изобретения
1. Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус, ротор-поршень с радиальными пазами в вершинах, установленный в рабочей полости корпуса, радиальные уплотнения, выполненные в виде пластин с цилиндрической контактной поверхностью и размещенные в радиальных пазах ротора-поршня, и торцевые уплотнительные элементы, огибающая поверхность которых выполнена совпадающей с поверхностью рабочей полости корпуса, отличающийся тем, что образующая цилиндрической контактной поверхности пластины радиального уплотнения направлена под острым углом к плоскости движения ротора-поршня, паз в каждой вершине ротора-поршня выполнен расширяющимся от середины ротора-поршня к его торцам, радиальные уплотнения снабжены сегментами сухариками и кулисами постоянного поперечного сечения с продольными ребрами, размещенными на внешней поверхности кулисы и параллельно ее оси, и осевым пазом, каждая пластина и соответствующая ей кулиса кинематически связаны между собой штифтом, установленным с возможностью радиального перемещения пластины относительно кулисы, в середине каждого радиального паза изготовлены сегментные углубления, в последних установлены сегментные сухарики, сопряженные с внешней поверхностью углублений ротора и кулисы, на торцевой поверхности ротора-поршня выполнен кольцевой паз с радиальными проточками, каждый торцевой уплотнительный элемент выполнен разрезным, упругодеформированным и сопряженным с поверхностями кольцевого паза, проточек и внешней поверхностью кулисы. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что по концам торцевых уплотнительных элементов установлены уплотнительные сухарики, сопряженные с этими концами и поверхностями проточек и кулисы.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4