Способ измерения скорости газового потока
Использование: в приборостроении при создании измерителей истинной скорости для авиации, а также в метеорологии. Сущность изобретения: способ осуществляется при поперечном обтекании кругового цилиндра, непрерывно вращаемого вокруг своей продольной оси, размещением на поверхности цилиндра элемента, чувствительного к скорости газового потока, по сигналу с чувствительного элемента последовательно регистрируются две точки на поверхности цилиндра, в которых местная скорость равна нулю, поддерживается постоянный угловой интервал между этими точками путем регулирования угловой скорости вращения цилиндра, при этом по величине угловой скорости привода вращения судят о величине измеряемой скорости газового потока. 4 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении при создании измерителей истинной скорости для авиации, а также в метеорологии.
Известен эффект возникновения подъемной силы при вращении кругового цилиндра в поперечном потоке жидкости или газа, так называемый эффект Магнуса. Этот эффект нашел достаточно широкое применение в измерительной технике. Известно устройство [1] для измерения скорости потока, в котором подъемная сила, возникающая на каждом из двух вращающихся цилиндров, установленных на поворотной раме, преобразуется в крутящий момент и воспринимается упругим элементом, жестко связанным с поворотной рамой и корпусом измерителя. По величине углового отклонения рамы от первоначального положения судят о величине измеряемой скорости. Известное устройство обладает рядом недостатков. Во-первых, наличие упругого элемента, обладающего недостатками, свойственными всем упругим элементам в принципе, снижает точность измерения скорости потока с целом. Во-вторых, рама, на которой расположены вращающиеся цилиндры, должна быть обязательно поворотной, это усложняет конструкцию и соответственно снижает надежность. В-третьих, известное утсройство при установке на летательный аппарат (ЛА) измеряет приборную скорость, параметр важный для пилотирования. Но на борту ЛА необходимо иметь измеритель и истинной скорости, показания которого нужны для воздушной навигации, прицеливании при стрельбе и бомбометании и некоторых других задач. Наиболее близким по технической сущности и совпадающий по основному признаку с заявленным изобретением является расходомер, основанный на эффекте Магнуса [2] В измерительной камере расходомера перпендикулярно ее продольной оси расположен горизонтальный цилиндр, вращаемый с постоянной угловой скоростью. Поток жидкости (газа) обтекает цилиндр по двум зазорам между цилиндром и стенками камеры, давление в которых оказывается разным. Величина разности давлений, измеряемая в диаметрально-противолежащих точках поперечного сечения камеры, прямо пропорциональна массовому расходу, т. е. величина абсолютной погрешности во всем диапазоне измерения одинакова. Цель изобретения повышение точности измерения скорости. Цель достигается тем, что при обтекании кругового цилиндра, вращаемого вокруг его продольной оси, радиус цилиндра и минимальную скорость его вращения выбирают из условия, при котором циркуляция скорости не превышает величины 4








































V



Практическую реализацию предложенного способа проиллюстрируем возможным вариантом устройства для измерения скорости потока. Устройство имеет круговой цилиндр 1 с расположенным на его поверхности термоанемометром 2, приводимый во вращение приводом 3, токосъемник 4, преобразователь сопротивление напряжение 5, дифференциатор 6, компаратор 7, триггер 8, преобразователь 9 последовательного счета, устройство 10 сравнения, регулятор 11 оборотов, датчик 12 угловой скорости вращения. Устройство работает следующим образом. Круговой цилиндр 1 с расположенным на его поверхности термоанемометром 2 приводится во вращение приводом 3, и обдувается газовым потоком, скорость которого измеряется. Поскольку сопротивление термоанемометра будет зависеть от скорости омывающего его потока V, а эпюра скорости по сечению цилиндра дана на фиг. 2, то сопротивление термоанемометра будет изменяться, причем характер изменения представлен на фиг. 4а. Сигнал термоанемометра через токосъемник 4 поступает на преобразователь сопротивление напряжение 5, на выходе которого будет напряжение, вид изменения которого представлен на фиг. 4б. Дифференциатор 6, получая на вход сигнал с преобразователя 5, создает выходное напряжение, пропорциональное скорости изменения входного. На выходе дифференциатора 6 будет сигнал, вид которого представлен на фиг. 4в. На первый вход компаратора 7 поступает сигнал с дифференциатора 6, а на второй вход опорное напряжение Uоп, значение которого равно 0, т. е. Uоп 0. Таким образом, на выходе компаратора 7 будет присутствовать сигнал в те же моменты времени, когда выходной сигнал дифференциатора 6 положителен. Вид выходного сигнала с компаратора 7 представлен на фиг. 4г. Выходной сигнал с компаратора 7 поступает на вход триггера 8. Триггеры с динамическим управлением в зависимости от схемы исполнения реагируют на перепад напряжения от нуля к единице (активный фронт), либо от единицы к нулю (активный срез управляющего импульса), т. е. сигналы, поступающие на динамический вход, воспринимаются только в те моменты времени, когда их состояние изменяется определенным образом. Триггер 8, получая на вход сигнал с компаратора 7 (вид сигнала см. фиг. 4г), по фронту первого импульса выставляет на выходе сигнал, а по фронту второго импульса его снимает. Таким образом, выходной сигнал триггера 8 представляет собой последовательность прямоугольных импульсов, изображенную на фиг. 4д. Выходной сигнал с термоанемометра 2 (фиг. 4а) представляет собой последовательность чередующихся пар полупериодов, причем первый полупериод имеет большую длительность, чем второй. Такая форма выходного сигнала термоанемометра легко объяснима, если обратиться к фиг. 2, на которой представлена эпюра скорости при поперечном обтекании вращаемого цилиндра. В точке А скорость равна нулю, причем при движении в направлении, указанном на фиг. 2 стрелкой от т. А к т. В, скорость сначала возрастает, а затем убывает и в т. В опять равна нулю. При движении от т. В скорость опять сначала возрастает, а затем убывает и в т. А равна нулю. Поскольку термоанемометр реагирует на величину воздушной скорости, то и изменение выходного сигнала термоанемометра аналогично изменению величины скорости. Таким образом, длительность малого полупериода выходного сигнала термоанемометра соответствует времени прохождения им дуги между т. В и т. А, ограниченной углом











С другой стороны, величина






Таким образом, устройство 10 сравнения, получая на вход сигналы



Численное значение величины










Таким образом, при работе устройства происходит стабилизация (поддержание постоянного значения) величины угла




Формула изобретения


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4