Способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления
Использование: в технологических процессах с измерением скорости потока и объемного расхода различных жидких и газовых сред в энергетике, химической и газовой промышленности, а также в авиации для измерения скорости полета летательного аппарата. Сущность изобретения: для получения информации о скорости в широком диапазоне с одинаковой точностью предлагается способ измерения и устройство для его осуществления, в котором управляют скоростью течения контрольной струйки, отводимой параллельно потоку, и осуществляют измерение ее скорости при нулевом перепаде давления между выводом этой струйки из потока и вводом ее обратно в поток, по которой судят о скорости потока. Устройство содержит измерительный канал, соединенный с дифференциальной напорной трубкой, и нагреватель, механически связанный с двигателем, нуль-орган выполнен в виде датчика перепада давления, параллельно включенного нагнетателю. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к измерению скорости потока как в трубопроводах, так и в открытых руслах и свободной атмосфере.
Изобретение можно использовать в технологических процессах с измерением скорости потока и объемного расхода различных жидких и газовых сред, например, в энергетике, химической и газовой промышленности. Известен способ измерения объемного расхода и устройство, реализующее этот способ [3], включающий управление насосом с помощью двигателя, измерение перепада давления до и после насоса в контролируемой трубе, уменьшение перепада давления до нуля с помощью насоса и определение искомого расхода по его оборотам. Недостатком этого способа является измерение не скорости, а расхода, из которого далее необходимо вычислять скорость потока, а также необходимость расположения насоса в потоке, занимая все сечение, при больших расходах и больших диаметрах трубопровода требуется насос большой мощности. Это приводит к повышенному расходу энергии, большой массе и габаритам регулируемого объемного насоса. Наиболее близким к предлагаемому способом и устройством для его осуществления является известный способ и устройство [4]. В этом устройстве измеряется скорость потока силовым компенсационным способом, при котором динамическое давление потока компенсируется противодавлением, создаваемым центробежным насосом, который приводится в движение электродвигателем. Нуль-органом, определяющим отсутствие течения, является термоанемометр, усиленный сигнал которого управляет скоростью вращения двигателя, по которой судят о скорости измеряемого потока. Устройство-прототип содержит измерительный канал, в котором расположен нагнетатель (центробежный насос) и датчик наличия потока (термоанемометр). Измерительный канал соединен с дифференциальной напорной трубкой. Недостатками этого способа являются следующие: 1. Необходимость создания противодавления. Кроме того, противодавление должно создаваться только насосом подобно центробежному по принципу действия. 2. Пропорциональность характеристики выдержать сложно из-за требований равенства статических давлений в измеряемом потоке и на входе в насос, а также необходимо выдерживать равенство температур измеряемого потока и потока на входе в насос, что вообще трудно выполнимо (В.А. Ференец. Полупроводниковые струйные анемометры. М. : Энергия, 1972. с.98). Для уменьшения влияния указанных параметров требуется значительное усложнение схемы измерения. 3. Зависимость показаний прибора от плотности потока при измерении температуры среды. 4. Так как известный способ основан на принципе силовой компенсации, то при этом присутствует явление сжатия газа, при котором изменяется плотность, вносится дополнительная погрешность и сужается диапазон скоростей для газа (ГОСТ 8.361-79, п. 1.3). 5. Увеличение погрешности измерения от загрузки измерительного сечения средством измерения (ГОСТ 8.439-81, п. 6.2). 6. За счет поперечного градиента скорости при торможении потока возникает дополнительная погрешность за счет увеличения скорости по оси трубки напора (ГОСТ 8.439-81, п. 6.2). 7. Возможные выделения абсорбированного газа из жидкости при прохождении через нагнетатель, а также расширение газа после сжатия, что увеличит погрешность при двухфазных средах. 8. Дополнительные конструктивные усложнения, так как возникает необходимость герметизировать противодавление, которое может быть значительным при больших скоростях жидкости. Единый изобретательский замысел, объединяющий предлагаемые способ измерения скорости потока и устройство, реализующее этот способ, направлен при решении задачи на уменьшение противодавления в измерительном канале и погрешности измерения, упрощения конструкции, когда предлагаемый способ измерения не может быть осуществлен ни в одном из известных устройств. Необходимый результат может быть достигнут при реализации нового способа в новом, существенно отличающемся от известных устройстве, предложенном авторами. У группы предлагаемых изобретений одна цель и на ее достижение направлен единый изобретательский замысел. Целью группы предлагаемых изобретений является уменьшение погрешности и расширение диапазона измерений. Поставленная цель в предлагаемом способе измерения скорости потока, включающем управление скоростью течения контрольной струйки, отводимой параллельно потоку, и измерение скорости контрольной струйки, достигается тем, что выделяют из потока струйку, проводят струйку через измерительный канал, измеряют ее скорость течения при нулевом перепаде давления между выводом струйки из потока и вводом ее обратно в поток и по скорости контрольной струйки судят о скорости потока. Поставленная цель в реализующем предлагаемый способ устройстве достигается новым конструктивным и схемным выполнением измерительного элемента. В предлагаемом устройстве-измерителе скорости потока, содержащем измерительный канал с расположенным в нем нагнетателем, механически связанным с двигателем, соединенный с приемником напора и входом дифференциальной трубки нуль-орган, выход которого соединен с управляющим входом двигателя, цель достигается тем, что нуль-орган первым входом связан с приемником напора и одним концом измерительного канала, вторым входом - с входом дифференциальной трубки и другим концом измерительного канала. В предлагаемом техническом решении приемник полного давления и вход статического давления у традиционной дифференциальной трубки служат средством соответственно вывода из потока и обратного ввода в поток контрольной струйки. Существенные отличительные признаки позволяют для достижения цели устранить противодавление в измерительном канале, обеспечить скорость течения в измерительном канале, одинаковую с измеряемой, уменьшить загрузку измерительного сечения средством измерения, уменьшить влияние поперечного градиента скорости при торможении потока. Благодаря совокупности отличительных признаков у предлагаемого способа и устройства появляются новые свойства: возможность работы с любым объемным типом нагнетателя без ограничения, возможность измерения скоростей потока с повышенной точностью в геометрическом сечении любого профиля, расширение диапазона измеряемых скоростей. Перечисленные свойства обуславливают положительный эффект, сформулированный в цели предложения. Авторам неизвестны технические решения, содержащие такую же совокупность отличительных признаков и проявляющие при этом те же свойства, что и предлагаемые технические решения. Сущность предлагаемого способа заключается в следующем. В традиционной постановке задачи измерить скорость потока способом силовой компенсации без противодавления невозможно. В случае измерения скорости потока косвенным способом путем измерения расхода и далее вычисления из него скорости также невозможно из-за большой загрузки сечения измерительным элементом и большой затраты мощности при измерении в трубопроводах большого диаметра, а в прямоугольных сечениях и в открытых руслах и потоках ее измерить невозможно. Эта задача решается при создании таких условий, когда возможно отказаться от способа силовой компенсации и от противодавления в измерительном канале. Для создания таких условий предлагается организовать измерительный участок, на котором выделяется из потока контрольная струйка среды и далее измеряется ее скорость при перепаде давления, равном нулю. При этом измерительный участок становится каналом, как бы не имеющим активного сопротивления, скорости на входе в канал и на выходе из него равны между собой и равны скорости потока в месте измерения, с помощью которого из общего потока извлекается контрольная струйка среды, далее с ней производят манипулирование с целью измерения ее параметров течения (скорости течения и перепада давления) и обратно возвращают в общий поток. Энергию, отобранную из общего потока для действия с контрольной струйкой, компенсируют за счет другого источника энергии. Все измерения проводятся в равновесном состоянии. Физически обеспечить режим существования контрольной струйки, которой присущи все свойства измеряемого потока, можно путем введения в поток дифференциальной напорной трубки, соединенной своими приемником и входом с измерительным каналом, в котором расположен нагнетатель и параллельно ему подключен нуль-орган, например датчик перепада давления. При этом измеряемый основной поток и контрольная струйка через приемник напора, измерительный канал и далее вход дифференциальной трубки образуют единое сечение потока. Течение в измерительном канале создается за счет динамического напора измеряемого потока и перепада давления, создаваемого нагнетателем объемного типа. Из уравнения Бернулли динамическое давление измеряемого потока равно P =















Формула изобретения
1. Способ измерения скорости потока, включающий управление скоростью течения контрольной струйки, отводимой параллельно потоку, и измерению скорости контрольной струйки, отличающийся тем, что измерение скорости контрольной струйки осуществляют при нулевом перепаде давления между выводом этой струйки из потока и вводом ее обратно в поток и по скорости течения контрольной струйки судят о скорости потока. 2. Устройство измерения скорости потока, содержащее измерительный канал с расположенным в нем нагнетателем, механически связанным с двигателем, соединенный с приемником напора и входом дифференциальной трубки, нуль-орган, выход которого соединен с управляющим входом двигателя, первый вход нуль-органа связан с приемником напора и одним концом измерительного канала, отличающееся тем, что приемник напора и выход дифференциальной трубки расположены на одной продольной оси, второй вход нуль-орган связан с входом дифференциальной трубки и другим концом измерительного канала. 3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что нагнетатель имеет сечение протока меньше сечения измерительного канала.РИСУНКИ
Рисунок 1