Способ поэтапной отработки глубоких карьеров
Сущность изобретения: способ включает формирование временного целика в границах промежуточного контура и регулирующего целика в границах конечного контура карьера, причем длина последнего составляет не менее 1/6 периметра конечного контура, проведение спиральных транспортных берм на конечном контуре, на контуре временного целика и на контуре регулирующего целика, а также формирование рабочих уступов в рабочей зоне, поэтапную отработку горизонтальными слоями от центра к периферии, временное погашение рабочих уступов. При отработке первого этапа формируют в торцах регулирующего целика транспортные площадки, соединяющие транспортную берму на конечном контуре с транспортной бермой на контуре регулирующего целика. Расконсервируют временно нерабочий борт временного целика при переходе на следующий этап разработки, а регулирующего целика - после отработки временного целика. 5 ил.
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при откнpытой разработке крутопадающих месторождений.
Известен способ поэтапной отработки карьеров, включающий задание ряда промежуточных контуров карьера, расположение рабочих уступов под углом к простиранию временного борта, временное погашение рабочих уступов по промежуточному контуру и последующую расконсервацию временного борта. Недостатки этого способа большие затраты на реконструкцию транспортных коммуникаций из-за несоглассованности положения промежуточных контуров с развитием рабочей зоны, а также непродолжительный срок консервации вскрышных работ. Это связано с необходимостью ведения горных работ по всей длине временно нерабочего борта, что приводит к снижению скорости разноса последнего, а следовательно, предопределяет более раннее возобновление работ по его расконсервации. Вследствие этого период консервации вскрышных работ, заключенных во временно нерабочем борту карьера, относительно непродолжительный, что резко сужает область возможного перераспределения вскрышных работ и снижает эффективность отработки месторождения в целом. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ поэтапной отработки глубоких карьеров, включающий задание ряда промежуточных контуров карьера, расположение рабочих уступов под углом к простиранию временного борта, временное погашение рабочих уступов по промежуточному контуру и последующую расконсервацию временного борта, промежуточные контуры карьера располагают по многоходовой спирали, а поэтапную отработку производят от центра к периферии спирали. Цель изобретения повышение эффективности отработки за счет регулирования перераспределения объема вскрышных работ и снижения затрат на реконструкцию транспортных коммуникаций. Поставленная цель достигается тем, что в способе отработки, включающем задание расположения временного целика в границе промежуточных контуров, проведение спиральных транспортных берм на конечном и промежуточных контурах карьера, формирование рабочих уступов, поэтапную отработку горизонтальными слоями от центра к периферии, временное погашение рабочих уступов и последующую расконсервацию временно нерабочего борта, в границах конечного контура протяженностью не менее 1/6 его периметра задают расположение регулирующего целика, на внутреннем контуре регулирующего целика, совпадающем с границей промежуточных контуров, проводят спиральную транспортную берму. В торцах регулирующего целика формируют транспортные площадки, которые соединяют транспортные бермы конечного контура и регулирующего целика. Проводят расконсервацию временно нерабочего борта временного целика и регулирующего целика при переходе на последующий этап разработки и при отработке промежуточного контура. Сущность изобретения заключается в создании условий для увеличения скорости разноса временно нерабочих бортов (целиков) карьера. Известно, что пределы регулирования вскрышных работ при поэтапном способе отработки ограничены и взаимоувязаны со скоростью углубочных (добычных) работ в нижней зоне карьера и скоростью разноса временно нерабочего борта (целика) карьера. При традиционной комплексной механизации горных работ скорость разноса временно нерабочего борта может быть увеличена при условии уменьшения его длины. В заявленном способе поэтапной отработки предлагается с целью уменьшения длины полосы разноса временно нерабочего борта вести разработку двумя отдельными изолированными участками. Для этого в плане карьера выделяют временный целик и регулирующий целик длиной не менее 1/6 конечного периметра карьера, в плоскости стыковки временного и регулирующего целика формируют транспортные площадки, которые соединяют транспортные бермы на конечном контуре с участками транспортных берм, сооруженных на предыдущем этапе на регулирующем целике. Разнос временно нерабочего борта в зоне временного целика начинают при переходе к следующему этапу, а разнос временно нерабочего борта регулирующего целика при окончании последнего этапа отработки. Такое производство горных работ позволяет увеличить скорость разноса временно нерабочего борта как в зоне временного, так в зоне регулирующего целика, и следовательно, обеспечивает увеличение срока консервации вскрышных работ на более длительный период. На фиг. 1 показаны границы этапов отработки карьера (разрез А-А на фиг. 2); на фиг.2 план карьера при отработке первого этапа; на фиг.3 то же, второго этапа; на фиг.4 схема транспортных коммуникаций карьера в границах этапов отработки. Карьер содержит конечный контур 1, промежуточный контур 2, ограниченный временным целиком 3 и регулирующим целиком 4. Внешние торцовые границы 5 регулирующего целика 4 составляют не менее 1/6 периметра конечного контура 1 карьера, а внутренняя граница совпадает с границей промежуточного контура 2. Имеются спиральная транспортная берма 6, 7, 8 на конечном контуре 1, на контуре временного целика 3 и на контуре регулирующего целика 4, временно нерабочий борт 9, рабочие уступы 10, рабочие площадки 11, транспортные площадки 12, соединяющие транспортные бермы 6, 8 на конечном контуре 1 и в границах регулирующего целика 4, нерабочий борт 13. Способ осуществляется следующим образом. По глубине карьера создают расположение промежуточных контуров 2. На борту карьера в границах конечного контура 1 выделяют временный целик 3 и задают расположение регулирующего целика 4. Внешние границы 5 регулирующего целика 4 составляют не более 1/6 периметра конечного контура 1 карьера и совпадают с торцевой границей временного целика 3, внутренняя граница регулирующего целика 4 совпадает с границей промежуточных контуров 2. Карьерное поле разделяют на этапы отработки. Этапы отрабатывают горизонтальными слоями от центра к периферии. Рабочие горизонты на этапах разработки вскрывают по традиционной технологии, включающей проведение въездной траншеи на нижележащий горизонт, формирование и расширение котлована до требуемых размеров, формирование рабочих площадок 11 и рабочих уступов 10. Высота рабочих уступов 10 определяется рабочими параметрами погрузочного оборудования, а устойчивый угол наклона, обеспечивающий безопасность работ, определяется с учетом физико-механических свойств пород массива по нормативной документации технологического проектирования. Временно нерабочий борт 9 временного целика 3 и регулирующего целика 4 формируют путем страгивания рабочих уступов 10 с предварительным гладким взрыванием. При отработке второго и третьего этапов в торцах регулирующего целика 4 формируют транспортные площадки 12, которые соединяют транспортную берму 6 на конечном контуре 1 и транспортную берму 8 на контуре регулирующего целика 4. Величину разворота транспортных площадок 12 в зоне перехода с конечного контура 1 на контур регулирующего целика 4 определяют по формуле: В ( 4 Rn




Формула изобретения
Способ поэтапной отработки глубоких карьеров, включающий формирование временных целиков в границах этапов, проведение транспортных берм на конечном и промежуточном контурах карьера, формирование рабочих уступов, поэтапную отработку карьера с временным погашением рабочих уступов и последующей расконсервацией временно нерабочего борта, отличающийся тем, что транспортные бермы выполняют спиральными, целик третьего этапа формируют протяженностью не менее 1/6 протяженности конечного контура и в его торцах создают транспортные площадки, которыми соединяют транспортные бермы конечного контура и целика третьего этапа.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5