Способ диагностирования пневмогидравлического тормозного привода транспортного средства
Использование: способ диагностирования позволяет определять как общее техническое состояние привода, так и возможные в нем неисправности. Сущность изобретения: предлагаемый способ заключается в измерении двух параметров: времени нарастания давления воздуха до 95% от его асимптотического значения и величины перемещения поршней в пневмогидравлическом усилителе. С целью сокращения времени, повышения точности и упрощения процесса диагностирования измерение параметров производится в двух контактных точках, при установленном темпе включения тормозного крана, без разгерметизации гидравлической части привода. Для реализации способа разработано диагностическое устройство, включающее автомат торможения и электронный прибор с датчиками давления и перемещения. 2 ил.
Изобретение относится к технике диагностирования тормозных систем транспортных средств. Актуальность разработки данного способа обусловлена возрастающими требованиями к состоянию тормозных систем транспортных средств.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ диагностирования пневматического тормозного привода транспортного средства, заключающийся в измерении величин давления и времени срабатывания в характерных точках тормозного привода. Однако способ не позволяет достаточно точно оценить состояние пневмогидравлического тормозного привода (ПГП) транспортного средства. Кроме того, применение этого способа вносит большие погрешности, поскольку не учитывается время приведения в действие органа управления тормозным приводом. Известен способ диагностирования тормозного гидропривода автомобиля, основанный на введении в заполненный рабочей жидкостью гидропривод дополнительного количества рабочей жидкости под контролируемым давлением. При помощи этого способа определяют наличие воздуха в гидроприводе, подтекание рабочей жидкости из гидропривода, прочность гидропривода. Однако способ требует разгерметизации гидропривода, не позволяет оценить время срабатывания привода. Цель изобретения повышение точности, сокращение времени и упрощение процесса диагностирования ПГП транспортного средства. Указанная цель достигается тем, что в качестве диагностических параметров принимаются время нарастания давления воздуха и величина перемещения поршней в пневмогидроусилителе (ПГУ) привода, время нарастания давления воздуха до 95% от его асимптотического значения в ПГУ соответствует времени срабатывания привода и характеризует состояние всего ПГП. Величина перемещения поршней ПГУ за данное время дополнительно позволяет оценить состояние гидравлической части привода. Указанная цель достигается применением автомата торможения, обеспечивающего приведение в действие органа управления приводом за время, равное 0,2 с; за счет разработки диагностического устройства, позволяющего измерять установленные параметры с использованием двух контрольных точек в контуре привода; отсутствием необходимости разгерметизации гидравлической части привода. Способ опробывался в лабораторных условиях на экспериментальной установке и в условиях эксплуатации на автомобиле Урал-4320 с использование диагностического устройства. Выявлено, что предлагаемый способ позволяет определять не только общее техническое состояние привода: "Исправен" или "Неисправен", но и распознавать возникшие неисправности или неисправные элементы привода. Процесс диагностирования заключается в следующем. Пневмосистема автомобиля заполняется воздухом до определенного давления. Приводится в действие орган управления приводом с установленным темпом включения. Измеряются диагностические параметры. Отклонение результатов измерений от нормативных значений свидетельствует о неисправном состоянии привода. При распозновании неисправностей учитывается характер изменения результатов измерений. П р и м е р. При наличии воздуха в гидравлической части привода происходит увеличение значений параметров в 1,5-2 раза. Заклинивание поршня в рабочем тормозном цилиндре, засорение компенсационного отверстия в гидравлическом цилиндре ПГУ сопровождается незначительным уменьшением времени нарастания давления воздуха, но величина перемещения поршней в ПГУ уменьшается соответственно на 5-6% и на 15-20% При сужении проходного сечения (смятии) трубопровода в пневматической части привода время нарастания давления воздуха в ПГУ увеличивается в 2 раза, но при этом значение другого параметра практически не отличается от нормативного. Негерметичное состояние гидропривода определяется по максимальной величине перемещения поршней в ПГУ при выдержке привода под рабочим давлением в течение 5
Формула изобретения
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ТОРМОЗНОГО ПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, заключающийся в измерении величин давления и времени срабатывания в характерных точках и определении технического состояния привода путем сравнения отклонения значений измеренных параметров от их нормативных величин, отличающийся тем, что дополнительно измеряют время нарастания давления воздуха перед поршневым пространством в пневмогидроусилителе и величину перемещения его поршней за данное время для распознавания вероятных повреждений в элементах привода путем сравнения их с эталонными выборками, полученными при моделировании характерных повреждений и отказов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2