Двигатель внутреннего сгорания
Сущность изобретения: двигатель содержит гильзу 1 цилиндра с рабочей поверхностью 2 и поршень 3, установленный в гильзе. Поршень имеет днище и боковую поверхность, включающую жаровый пояс 10, зону канавок 11, 12, 13 для поршневых колец и направляющий пояс 14. На жаровой 10 и направляющий 14 пояса поршня в виде участков 15 и 16 нанесен слой антифрикционного покрытия, между которыми расположен участок 17 боковой поверхности поршня без покрытия. Высота h1 участка покрытия 15 на жаровом поясе от днища поршня составляет 0,3 - 0,5 от высоты этого пояса, а высота h2 участка покрытия 16 на направляющем поясе 14 от нижней его кромки составляет 0,2 - 0,4 высоты этого пояса. Антифрикционное покрытие 19 может быть нанесено на рабочую поверхность 2 гильзы 1. Участки покрытия на жаровом и направляющем поясах поршня, максимально разнесенные вдоль его боковой поверхности, обеспечивают точное базирование и высокую устойчивость поршня при его движении в цилиндре вдоль рабочей поверхности гильзы, устраняют его перекосы, стуки и повышенные износы. Одновременно достигается выравнивание по высоте температуры и термической напряженности поршня и гильзы. 2 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к деталям двигателей с поверхностным покрытием.
Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с гильзой, камеру сгорания и поршень с поверхностным покрытием на его боковой поверхности, установленный в гильзе и имеющий днище, жаровый пояс, канавки для установки поршневых колец и направляющий пояс. Поверхностное покрытие из термостойкого материала нанесено на жаровой пояс поршня (патент ФРГ N 3304320, кл. F 02 D 3/10, опубл. 1984). Известный двигатель из-за неудовлетворительного базирования поршня при его движении вдоль рабочей поверхности гильзы и перекосов площади его контактирования с ней имеет повышенные износы деталей цилиндро-поршневой группы и недостаточный ресурс и надежность в работе. Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с гильзой, камеру сгорания и поршень с антифрикционным покрытием на его боковой поверхности, установленный в гильзе и имеющий днище, жаровой пояс, канавки для установки поршневых колец и направляющий пояс. Упомянутое покрытие из никеля нанесено на всю высоту направляющего пояса поршня (заявка ФРГ N 3937616, кл. F 02 F 3/10, опубл. 1990). Известны двигатели внутреннего сгорания, в которых поверхность направляющего пояса поршня для лучшей прирабатываемости покрывают тонким слоем олова или свинца. Автомобильные двигатели под ред. Ховаха М. С. М. Машиностроение, 1977, с. 437). В известных двигателях при их работе имеют место неудовлетворительное базирование поршня при его движении внутри гильзы и перекосы площади его контактирования с ней, а также неравномерное распределение температуры по высоте поршня и гильзы и неравномерные термические нагрузки деталей двигателя. Следствием этого является недостаточная надежность его в работе. Известен ДВС, содержащий цилиндр с гильзой, камеру сгорания и установленный в гильзе поршень, имеющий днище и боковую поверхность, включающую жаровый пояс, канавки для установки поршневых колец и направляющий пояс, причем жаровый и направляющий пояса боковой поверхности поршня имеют участки с антифрикционным покрытием. Поскольку в известном двигателе не определены оптимальные зоны расположения участков с покрытием на жаровом и направляющих поясах боковой поверхности поршня, то тем самым не используются резервы для наиболее эффективного использования упомянутой поверхности для опоры поршня в гильзе и выравнивания по высоте температуры деталей цилиндропоршневой группы. Задачей изобретения является повышение надежности работы двигателя за счет более полного устранения перекосов поршня в гильзе и выравнивания по высоте термической напряженности деталей цилиндропоршневой группы. Это достигается тем, что в ДВС, содержащем цилиндр с гильзой, камеру сгорания и установленный в гильзе поршень, имеющий днище и боковую поверхность, включающую жаровый пояс, канавки для установки поршневых колец и направляющий пояс, причем жаровый и направляющий пояса боковой поверхности поршня имеют участки с антифрикционным покрытием, высота участка покрытия на жаровом поясе от днища составляет 0,3-0,5 высоты этого пояса, а высота участка покрытия на направляющем поясе от нижней его кромки составляет 0,2-0,4 высоты этого пояса. Антифрикционное покрытие нанесено на рабочую поверхность гильзы. В качестве материала для упомянутого покрытия использован кристаллический композиционный пористый материал, состоящий из твердых включений фазы





Формула изобретения
1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий цилиндр с гильзой, камеру сгорания и установленный в гильзе поршень, имеющий днище и боковую поверхность, включающую жаровой пояс, канавки для установки поршневых колец и направляющий пояс, причем жаровый и направляющий пояса боковой поверхности поршня имеют участки с антифрикционным покрытием, отличающийся тем, что высота участка покрытия на жаровом поясе от днища составляет 0,3 - 0,5 высоты этого пояса, а высота участка покрытия на направляющем поясе от нижней его кромки составляет 0,2 - 0,4 высоты этого пояса. 2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что антифрикционное покрытие нанесено на рабочую поверхность гильзы. 3. Двигатель по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве материала для упомянутого покрытия использован кристаллический композиционный пористый материал, состоящий из твердых включений фазы


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 12.12.2005
Извещение опубликовано: 20.02.2007 БИ: 05/2007