Способ очистки дизельных фракций от серы
Сущность изобретения: дизельную фракцию, содержащую серу, контактируют с катализатором, содержащим, мас.%: оксид галлия - 1,0; оксид кремния 65,9; оксид натрия 0,1; оксид алюминия 33,0. Контактирование проводят в присутствии циркулирующего С1 - C4 углеводородсодержащего газа, при 300 - 400oС, 0,05 - 1,00 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 - 3 ч и массовом соотношении С1 - С4 углеводородсодержащего газа к сырью, равном 200 - 500 нм3/м3. 1 табл.
Изобретение относится к каталитической химии, в частности к каталитической сероочистке дизельных фракций, может быть использовано в нефтепереработке и нефтехимии.
Известен способ сероочистки Карачаганского газового конденсата (фр. 58-214оС) без подачи водорода с использованием катализатора ИК-30 на основе ZnZSM-5 семейства пентасилов [1] Процесс при Т 300-400оС, Р 1 МПа, Vc2 ч-1 обеспечивает снижение содержания серы во фр. НК-214оС с 0,27 до 0,087 мас. Недостатком способа является низкая обессеривающая активность применяемого катализатора и низкий срок его службы при сероочистке дизельных фракций 200-360оС. Известен способ каталитической сероочистки дизельной фракции 200 (240)-350оС путем гидроочистки на алюмокобальт (никель) молибденовом катализаторе [2] Процесс гидроочистки проводят при температуре 350-400оС, объемной скорости подачи сырья (Vc) 2-5 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (КВСГ) 300-600 нм3/м3 сырья, давлении 2-4,0 МПа. При этом содержание серы в дизельном топливе снижается с 1,0-1,3 до 0,04-0,16% Недостатком известного способа сероочистки дизельных фракций путем каталитической гидроочистки является значительный расход водорода: до 0,6% Н2 от перерабатываемого сырья. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является способ сероочистки дизельных фракций 200-350оС процессом автогидроочистки. В данном способе обессеривание нефтяных фракций происходит за счет водорода, выделяющегося из углеводородов исходного сырья. Процесс автогидроочистки дизельных фракций проводят на алюмокобальтмолибденовом катализаторе (АКМ) при Т 400-430оС; Vc 0,5-1 ч-1; КВСГ 600-900 нм3/м3 сырья при содержании водорода 55-70 об. Процесс позволяет при избыточном давлении 1,0-1,5 МПа снижать содержание серы в дизельном топливе с 1,3 до 0,2 мас. Недостатком указанного способа является то, что процесс автогидроочистки не может быть использован в тех нефтехимических производств, например в районах Сибири, Крайнего Севера и др. где отсутствует производство водорода или большой его дефицит. Другими недостатками являются малый цикл работы катализатора до проведения окислительной регенерации 200-240 ч, содержание кокса на катализаторе 18-20% Целью изобретения является безводородное обессеривание (сероочистка) дизельной фракции, получение дизельного топлива и сырья для пиролиза. Это достигается путем контактирования дизельных фракций с катализатором, содержащим, мас. оксид галлия 1; оксид кремния 65,9; оксид натрия 0,1; оксид алюминия 33,0. Процесс проводят в присутствии циркулирующего газа, при температуре 300-400оС, давлении 0,05-1,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-3 ч-1 и соотношении (С1-С4) углеводородсодержащего газа к сырью, равном 200-500 нм3/м3 сырья. Предлагаемый способ при указанных условиях и составе катализатора позволяет снижать содержание серы в дизельной фр. 200-360оС с 1,6 до 0,1 мас. с получением дизельного топлива зимнего с температурой застывания минус 25-45оС, выходом 85-95% бензин (фр. НК-180оС) сырье для пиролиза 3,5-15% газ С1-С4 1,5-10% содержащий до 55% Н2, при циркуляции которого обеспечивается гидрогенолиз сернистых соединений и межрегенерационный цикл работы катализатора 500-1000 ч. Катализатор для изобретения готовят следующим образом: сначала получают псевдобемит Al(OH)3 путем осаждения из растворов сульфата алюминия и алюмината натрия при 30-100оС, рН 8,6-9,5 ед, осадок Al(OH)3 подвергают гидротермальной обработке в присутствии 56%-ной HNO3 при 120-140оС в течение 24 ч, суспензию фильтруют, осадок отмывают от ионов Na+ и SO42. Далее полученную лепешку псевдобемита добавляют к кристаллическому галосиликату. Ga вводят в целитоподобный силикат при синтезе из растворов кремнезема, щелочи NaOH в присутствии органического катиона аммония, например ТБА (третбутиламина) с последующей кристаллизацией при 160-200оС. Полученный Ga-силикат подвергают декатионированию (ионному обмену) катионов натрия на катионы аммония, после чего продукт с содержанием Na2O не более 0,2 мас. прокаливают при 600оС в течение 8 ч, измельчают в порошок и дозируют в лепешку Al(OH)3 с влажностью 70-85% при соотношении Ga-Si:Al2O3 равном 7: 3. Композицию перемешивают, упаривают до ППП (потери после прокаливания при 550оС) 50-60% формуют в экструдаты в виде цилиндров диаметром 3 мм, длиной 5 мм, сушат при 160оС 4 ч, прокаливают при 550оС в токе воздуха 4 ч. Отличительными признаками изобретения являются обессеривание сернистой дизельной фракции без подачи в процесс извне водорода. Обессеривание дизельной фр. 200-360оС происходит за счет водорода, образующегося при протекании реакций дегидрирования нафтеновых и дегидроциклизации н-парафиновых углеводородов, глубокого перераспределения водорода при крекинге углеводородов. Водород не только расходуется на реакцию гидрогенолиза сернистых соединений, но также накапливается в газах С1, С4, которые при циркуляции в процессе поддерживают активность катализатора; вместо циркулирующих водородсодержащего газа (до 80% в процессах гидроочистки) в предлагаемом способе используется газ состава С1-С4, что способствует более глубокому перераспределению водорода и гидрогенолизу сернистых соединений за счет снижения парциального давления углеводородов сырья в системе; использование нового катализатора состава, мас. GaO 1; SiO2 65,9; Na2O 0,1;

Формула изобретения
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ ОТ СЕРЫ путем контактирования с катализатором при повышенной температуре, отличающийся тем, что используют катализатор, содержащий, мас.%: Оксид галлия - 1,0 Оксид кремния - 65,9 Оксид натрия - 0,1Оксид алюминия - 33,0
и процесс проводят в присутствии циркулирующего С1-С4-углеводородсодержащего газа при температуре 300 - 400oС, давлении 0,005 - 1,00 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 - 3 ч-1 и отношении С1-С4-углеводородсодержащего газа к сырью, равном 200 - 500 нм3/м3 сырья.
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Способ переработки остаточных нефтепродуктов // 2005766
Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при переработке остаточных нефтепродуктов
Способ переработки остаточных нефтепродуктов // 1830075
Способ получения нефтяных масел // 1719423
Способ получения метана // 1707013
Способ переработки тяжелых нефтяных остатков // 2112012
Изобретение относится к способам гидрогенизационной переработки тяжелых нефтяных остатков для получения компонентов моторных топлив и сырья для каталитических процессов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности
Изобретение относится к области нефтепереработки и может быть использовано при переработке остаточных нефтепродуктов
Способ гидроконверсии // 2173696
Изобретение относится к области переработки нефтяного сырья с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов
Способ переработки тяжелых нефтяных остатков // 2208625
Способ переработки нефти // 2255959
Изобретение относится к облагораживанию нефтяного сырья как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и на нефтепромыслах и к увеличению глубины его переработки с получением дистиллятных фракций, используемых при производстве топлив и смазочных масел
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу гидрогенизационной переработки нефтяного сырья
Способ крекинга углеводородов // 2300552
Изобретение относится к технологии углубленной переработки углеводородного, в том числе и нефтяного сырья для получения дистиллятных фракций, пригодных для использования в качестве моторных топлив