Водометный движитель судна на подводных крыльях
Использование: судостроение, а именно водометные движители судов на подводных крыльях. Сущность изобретения: водометный движитель, имеет осевое рабочее колесо, разгонный водовод и охватывающий его водовод полного хода, выполненный с расширяющимся скачкообразно соплом. Диаметр рабочего колеса, расположенного за скачкообразным расширением, увеличен на 3 - 6 % по сравнению с подводящим водоводом полного хода. Водовод малого хода имеет водозаборник в днище корпуса судна, а водозаборник полного хода расположен в стойке подводного крыла. Использование изобретения предотвращает перетекание воды между концами лопастей и поверхностью сопла и тем самым обеспечивает повышение КПД движителя. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям для судов на подводных крыльях.
Известен принятый в качестве ближайшего аналога водометный движитель, содержащий приводной вал, осевое рабочее колесо с цилиндрическим соплом, состоящим из центральной части кольцевого сечения и охватывающей ее периферийной части кольцевого сечения, каждая из которых соединена водоводами с отдельным водозаборником. В известном водомете имеются потери энергии из-за концевых потерь в рабочем колесе, обусловленные наличием щели между поверхностью цилиндрического сопла и концами лопастей, которые приводят к понижению КПД движителя. Предложенное изобретение решает техническую задачу повышения пропульсивного коэффициента и уменьшения габаритов и массы конструкции движителя. Это достигается тем, что в предложенном движителе водоводы, расположенные перед соплом, образованы двумя соосными круговыми коническими поверхностями разных диаметров, вершины конусов направлены в сторону носа судна, а их общая ось отклонена от линии вала рабочего колеса к основной плоскости и к стойке подводного крыла на углы, выбираемые с учетом конструктивных особенностей компоновки системы двигатель движитель стойка кормового подводного крыла, внутренняя полость малого конуса образует разгонный водовод, имеющий водозаборник на днище корпуса судна, полость между коническими поверхностями, ограниченная с носовой части стенкой в виде винтовой поверхности, образует водовод полного хода с кольцевым выходным сечением, выходящее сечение наружного конуса переходит в цилиндрическое сопло, которое в предложенном движителе в районе установки рабочего колеса (перед носовыми кромками его лопастей) скачкообразно расширено, при этом диаметр рабочего колеса на 3-6% больше диаметра подводящего водовода. На фиг. 1 изображен продольный разрез водометного движителя для судна на подводных крыльях; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 1. Водометный движитель содержит рабочее колесо 1, увеличенное по диаметру на 3-6% по отношению к подводящему водоводу и расположенное за скачкообразным расширением сопла 2. Водопроточные каналы перед соплом 2 образованы двумя соосными коническими поверхностями 3 и 4. Вершины конических поверхностей 3 и 4 направлены в сторону носа судна, а их ось 5 отклонена от линии 6 вала рабочего колеса 1 к ОП и стойке 7 подводного крыла 8 на углы

Формула изобретения
1. ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, содержащий приводной вал, осевое рабочее колесо с цилиндрическим соплом, состоящим из центральной части кругового сечения и охватывающей ее периферийной части кольцевого сечения, каждая из которых соединена водоводами с отдельным водозаборником, отличающийся тем, что рабочее колесо установлено у среза сопла, а водоводы перед соплом образованы двумя соосными коническими поверхностями, вершины которых направлены в нос судна, а их продольная ось отклонена от линии вала рабочего колеса к основной плоскости судна и к стойке подводного крыла. 2. Движитель по п.1, отличающийся тем, что диаметр сопла перед носовыми кромками лопастей рабочего колеса скачкообразно увеличены на 3 - 6%.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3