Система управления уборкой механизации крыла летательного аппарата

 

Изобретение относится к авиации и может быть использовано на летательных аппаратах, имеющих механизацию крыла. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности полета путем обеспечения автоматического управления взлетной механизацией крыла. Сущность изобретения заключается в том, что в систему управления уборкой механизации крыла летательного аппарата дополнительно введен расположенный между выходом блока 9 вычисления скорости сваливания летательного аппарата и первым входом блока 13 сравнения, блок 11 вычисления безопасной скорости взлета, соединенной вторым входом с вторым выходом задатчика 3 минимального значения вертикальной скорости, причем выход блока 11 вычисления безопасной скорости взлета дополнительно соединен с входом индикатора 12. 1 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть использовано на летательных аппаратах, имеющих механизацию крыла.

Наиболее близким техническим решением является система управления уборкой механизации крыла летательного аппарата, содержащая последовательно соединенные датчик вертикальной скорости, блок вычитания, второй вход которого связан с задатчиком минимального значения вертикальной скорости, концевой выключатель шасси, усилитель, ключевой элемент и сервопривод, при этом второй вход ключевого элемента соединен с выходом измерителя скорости полета через второй вход блока сравнения. Кроме того, система содержит датчик положения механизации крыла, соединенный с первым входом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата, второй вход которого связан с выходом задатчика взлетной массы летательного аппарата и индикатор.

Недостаток известной системы заключается в том, что она обеспечивает автоматическую уборку механизации крыла только при нормальном взлете, когда в наборе высоты выдерживают скорость V2n (безопасная скорость взлета со всеми работающими двигателями). В случае продолжения взлета при отказе двигателя набор высоты осуществляют из-за потери располагаемой тяги на уменьшенной скорости V2 (безопасная скорость взлета с одним отказавшим двигателем). Поэтому для уборки механизации экипаж вынужден перейти на ручной режим управления механизацией, что значительно осложняет пилотирование при ограниченном запасе тяги.

Техническим результатом изобретения является повышение безопасности полета путем обеспечения автоматического управления взлетной механизацией крыла как при нормальном взлете, так и в случае отказа двигателя.

Технический результат достигается тем, что в систему управления уборкой механизации крыла летательного аппарата, содержащую последовательно соединенные датчик вертикальной скорости, блок вычитания, второй вход которого соединен с задатчиком минимального значения вертикальной скорости, концевой выключатель шасси, усилитель, ключевой элемент и сервопривод, при этом второй вход ключевого элемента соединен с выходом измерителя скорости полета через блок сравнения, а также датчик положения механизации крыла, соединенный с первым входом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата, второй вход которого соединен с выходом задатчика взлетной массы летательного аппарата и индикатор, введен между выходом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата и вторым входом блока сравнения блок вычисления безопасной скорости взлета, соединенный вторым входом с вторым выходом задатчика минимального значения вертикальной скорости, причем выход блока вычисления безопасной скорости взлета дополнительно соединен с входом индикатора.

На чертеже представлена структурная схема системы управления уборкой механизации крыла летательного аппарата.

Система содержит последовательно соединенные датчик 1 вертикальной скорости, блок 2 вычитания, второй вход которого связан с первым выходом задатчика 3 минимального значения вертикальной скорости, концевой выключатель 4 шасси, усилитель 5, ключевой элемент 6 и сервопривод 7. Кроме того, система содержит датчик 8 положения механизации крыла, соединенный с первым входом блока 9 вычисления скорости сваливания летательного аппарата, второй вход которого соединен с выходом задатчика 10 взлетной массы летательного аппарата, а выход с первым входом блока 11 вычисления безопасной скорости взлета, второй вход которого соединен с вторым выходом задатчика 3 минимального значения вертикальной скорости, при этом выход блока 11 вычисления безопасной скорости взлета соединен с индикатором 12 и с первым входом блока 13 сравнения, связанного своим вторым входом с выходом измерителя 14 скорости полета, а выходом с вторым входом ключевого элемента 6.

Система работает следующим образом.

Установку заданных параметров работы системы перед полетом осуществляют с помощью задатчика 3 минимального значения вертикальной скорости и задатчика 10 взлетной массы летательного аппарата. Задатчик 3 имеет две ручки управления со шкалами и двухпозиционный переключатель "Нормальный взлет" "Отказ двигателя". С помощью первой ручки устанавливают значение минимальной вертикальной скорости Vy мин, обеспечивающей выдерживание нормированного градиента набора высоты при нормальном взлете, с помощью второй значение Vy мин для случая отказа двигателя. Двухпозиционный переключатель перед взлетом должен находиться в положении "Нормальный взлет". На задатчике 10 устанавливают взлетную массу летательного аппарата. Перед стартом механизацию крыла отклоняют во взлетное положение.

После отрыва летательного аппарата от взлетно-посадочной полосы (ВПП) набор высоты осуществляют на безопасной скорости взлета, равной К Vс1 скорость сваливания летательного аппарата, а К коэффициент запаса. Скорость сваливания Vс1 вычисляется блоком 9 по информации о текущем положении механизации крыла и взлетной массе летательного аппарата, снимаемой с выходов датчика 8 и задатчика 10. Величина Vc1 подается на первый вход блока 11, на второй вход которого со второго выхода задатчика 3 поступает информация о значении коэффициента К. Значение К зависит от положения переключатель "Нормальный взлет" "Отказ двигателя" на задатчике 3 и задается согласно нормам безопасности 4 соответственно в пределах 1,3-1,35 и 1,2-1,25.

Вычисленное блоком 11 значение безопасной скорости взлета поступает на вход индикатора 12 для выдержиаания заданного режима набора высоты и на первый вход блока 13 сравнения. В блоке 13 обеспечивается сравнение безопасной скорости взлета с величиной текущей скорости летательного аппарата Vi, которая поступает на второй вход блока 13 c измерителя 14 скорости полета. В случае, если Vi станет равной или больше, чем безопасная скорость взлета, с выхода блока 13 подается сигнал на второй вход ключевого элемента 6 для подключения усилителя 5 к сервоприводу 7.

Вторым условием автоматической уборки механизации крыла является срабатывание концевого выключателя 4, контакты которого замыкаются при уборке шасси и соединяют вход усилителя 5 с выходом блока 2 вычитания.

В блоке 2 обеспечивается вычисление запаса вертикальной скорости Vy зап Vy-Vy мин где Vy текущее значение вертикальной скорости летательного аппарата. Информация о Vy и Vy мин поступает на входы блока 2 с выходов датчика 1 и задатчика 3. Сигнал с выхода блока 2 через концевой выключатель 4 подается на вход усилителя 5. Выходной сигнал усилителя 5 через замкнутый ключевой элемент 6 включает сервопривод 7 на режим уборки механизации крыла. В ходе уборки механизации усилитель 5 по сигналу блока 2 обеспечивает автоматическое регулирование скорости сервопривода 7 в зависимости от текущего значения Vy зап. Если в наборе высоты не обеспечивается выдерживание требуемых параметров полета, процесс уборки приостанавливается до восстановления заданного режима. Безопасную скорость взлета выдерживают до полной уборки механизации крыла.

В случае отказа двигателя и продолжения взлета переключатель на задатчике 3 переводят в положение "Отказ двигателя". При этом с первого выхода задатчика 3 в блок 2 будет выдаваться значение минимальной вертикальной скорости летательного аппарата, обеспечивающей выдерживание нормированного градиента набора высоты при отказе одного двигателя. Сигнал со второго выхода блока 3 переводит блок 11 на режим вычисления безопасной скорости взлета с одним отказавшим двигателем V2 определяемой коэффициентом запаса К 1,2-1,25.

Процесс уборки механизации происходит аналогично нормальному взлету, но осуществляется медленнее из-за потери части располагаемой тяги.

Формула изобретения

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УБОРКОЙ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая последовательно соединенные датчик вертикальной скорости, блок вычитания, второй вход которого соединен с задатчиком минимального значения вертикальной скорости, концевой выключатель шасси, усилитель, ключевой элемент и сервопривод, при этом второй вход ключевого элемента соединен с выходом измерителя скорости полета через блок сравнения, а также датчик положения механизации крыла, соединенный с первым входом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата, второй вход которого соединен с выходом задатчика взлетной массы летательного аппарата, и индикатор, отличающаяся тем, что в нее введен между выходом блока вычисления скорости сваливания летательного аппарата и вторым входом блока сравнения блок вычисления безопасной скорости взлета, соединенный вторым входом с вторым выходом задатчика минимального значения вертикальной скорости, причем выход блока вычисления безопасной скорости взлета дополнительно соединен с входом индикатора.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам управления летательных аппаратов

Изобретение относится к системам отображения пилотажной информации

Изобретение относится к авиационному приборостроению

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к системам управления летательными аппаратами

Изобретение относится к авиационному приборостроению, а именно к устройствам определения угла атаки самолета

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами и, в частности, к системам управления посадкой самолетов

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к управлению движением летательных аппаратов (ЛА) на пробеге по взлетно-посадочной полосе (ВПП), может быть использовано для автоматизации управления опусканием передней стойки шасси на ВПП и-позволяет повысить безопасность пробега ЛА на ВПП, поверхность которой имеет пониженный коэффициент сцепления (влажная, мокрая, покрытая льдом), или при отказе тормозов колес основных стоек шасси

Изобретение относится к гидроприводам и может быть использовано в ракетостроении, самолетостроении и судостроении

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для индикации летчику предельных значений высот, допустимых из условия предотвращения столкновения с землей при выполнении пикирования

Изобретение относится к области рулевых приводов аэродинамических поверхностей беспилотных летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно, к гидросистемам, обеспечивающим торможение самолета на пробеге и стоянке

Изобретение относится к газогидравлическим исполнительным механизмам следящих систем летательных аппаратов одноразового действия

Изобретение относится к гидравлическим распределителям и может быть использовано в гидросистемах терморегулирования летательных аппаратов
Наверх