Устройство для определения ускорения
Использование: для определения ускорения с повышенной точностью, например, летательных аппаратов. Сущность изобретения: в устройство введены квантователь 5 выходного сигнала с датчика 2 угла, блок 8 коррекции масштабного коэффициента и блок 9 деления, вход делимого которого подключен к выходу блока 7 умножения на масштабный коэффициент, а вход делителя - к выходу блока коррекции, по входу подключенного к выходу квантователя, выход которого соединен с входом блока 6 двойного дифференцирования, а выходом устройства является выход блока деления. 2 ил.
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения ускорения с повышенной точностью, например, летательных аппаратов.
Известен маятниковые позиционные акселерометры с различными подвесами, содержащие инерционную массу, выполненную в виде маятника с осью вращения, фиксированной относительно корпуса, устройство обратной связи, состоящее из датчика угла, силового датчика момента, усилителя обратной связи, а протекающий ток (напряжение) в цепи обратной связи пропорционален ускорению [1] Общим недостатком таких акселерометров являются ограниченные точность, чувствительность и диапазоны измеряемых ускорений. Известны импульсно-инерционные акселерометры, чувствительные элементы (ЧЭ) которых выполнены в форме шара, размещенного в полости корпуса, содержащие систему бесконтактной подвески, электронный блок управления возвратом шара в центр полости, систему датчиков перемещения в виде измерительных катушек и цифровые блоки двойного дифференцирования сигналов с датчиков перемещения шара [2] Недостатками таких устройств являются сложность технологии изготовления и ограниченность базы движения. Наиболее близкими к предлагаемому устройству по принципу работы и конструктивному исполнению являются маятниковые чувствительные элементы, называемые измерительно-преобразовательными головками (ИПГ), работающие в импульсно-инерционном режиме, включающем режим возврата и удержания ЧЭ в исходном положении под воздействием силового управления и режим измерений и преобразований выходного сигнала с датчика угла, пропорционального углу поворота маятника, путем двойного дифференцирования и умножения на масштабный коэффициент. Такое устройство содержит маятниковый чувствительный элемент, датчик углового положения и силовой датчик момента, установленный на оси вращения маятника, электронный блок управления возвратом маятника, электронный блок управления возвратом маятника в исходное положение относительно корпуса, блок двойного дифференцирования, по входу подключенный к выходу датчика угла, а по выходу к блоку умножения на масштабный коэффициент [3] Недостатками такого устройства являются малый угол поворота и снижение точности измерения ускорения при увеличении угла поворота маятника. Целью изобретения является повышение точности определения ускорения при увеличении диапазона угла поворота маятника. Цель достигается тем, что в устройство введен квантователь выходного сигнала с датчика угла, блок коррекции масштабного коэффициента и блок деления, вход делимого которого подключен к выходу блока умножения на масштабный коэффициент, а вход делителя к выходу блока коррекции, по входу подключенного к выходу квантователя, выход которого соединен с входом блока двойного дифференцирования, а выходом устройства является выход блока деления. На фиг. 1 изображена структурная схема устройства; на фиг.2 структурная схема блока коррекции. Устройство состоит из маятникового чувствительного элемента (ЧЭ) 1, датчика 2 угла поворота ЧЭ, силового датчика 3 момента, электронного блока 4 управления возвратом ЧЭ в исходное положение, квантователя 5 по времени, блок 6 двойного дифференцирования, блока 7 умножения на масштабный коэффициент, блока 8 коррекции масштабного коэффициента, блока 9 деления. Чувствительный элемент 1 представляет собой неуравновешенный маятник с массой m, находящийся на расстоянии l от оси вращения, установленной на подвесах с минимальным трением. На оси вращения маятника установлены, например, силовой электромагнитный датчик 3 момента, обеспечивающий управление возвратом маятника в исходное положение при протекании тока по обмотке, и фотодатчика 2, с которого снимается напряжение U (ток), пропорциональное углу поворота маятника. Электронный блок 4 по сигналу "Возврат" вырабатывает, например, релейное управление для возврата ЧЭ в исходное положение путем подключения силового датчика 3 момента к источнику тока на определенное время, квантователь 5 осуществляет амплитудно-импульсную модуляцию с периодом Т. Функцию квантователя может выполнять и аналого-цифровые преобразователи. Блок 6 двойного дифференцирования реализует, например, зависимость





U[(K-2)T] U[(K-1)T] U(KT),
U[(K+1)T] U[(K+2] T] на вход блок 6 с его выхода следуют импульсы, по амплитуде равные двойной производной. Эти импульсы поступают через блок 7 умножения на вход делимого блока 9 деления, а на вход делителя корректирующий импульс с блока 8, реализующий зависимость (3). С выхода делителя за время движения маятника из исходного начального положения в конечное положение, следуют один или несколько импульсов, по амплитуде равных измеряемому ускорению. Очевидно, зависимости (1), (2), (3) и деление могут быть реализованы и цифровым спецвычислителем на основе микропроцессора. В этом случае за время движения маятника можно несколько раз определять ускорение, а для дальнейшего повышения точности вычислять среднее значение. Для этого требуется увеличить угол поворота маятника и уменьшить период дискретности Т до минимального возможных значений. При этом вначале следует накопить как можно больше информации о значениях угла поворота маятника через каждые Тс, а затем ее отработать по зависимостям (1) (3) и усреднить.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Акселерометр компенсационного типа // 2050549
Изобретение относится к точному приборостроению, а точнее к измерителям компенсационного типа с магнитоэлектрическими датчиками силы или момента
Изобретение относится к прецизионному приборостроению и может быть использовано при создании криогенных высокочувствительных элементов, предназначенных для использования в навигационных системах и системах управления движущимися объектами
Чувствительный элемент акселерометра // 2047863
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к маятниковым акселерометрам с упругим подвесом чувствительного элемента
Чувствительный элемент акселерометра // 2047862
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к маятниковым акселерометрам с упругим подвесом чувствительного элемента
Способ определения ускорения // 2046349
Изобретение относится к акселерометрии и может быть использовано для измерения ускорения различных подвижных (в том числе и летательных) объектов
Акселерометр // 2046348
Изобретение относится к приборостроению, а именно к системам измерения параметров движения объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов
Акселерометр // 2046347
Изобретение относится к приборостроению, а именно к системам измерения параметров движения объектов, и может быть использовано в приборах, измеряющих ускорение объектов
Акселерометр // 2046346
Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано в маятниковых компенсационных акселерометрах на упругом кварцевом подвесе
Волоконно-оптический акселерометр // 2115933
Датчик инерциальной первичной информации // 2119645
Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к вибрационным датчикам угловой скорости и датчикам линейного ускорения для инерциальной навигации
Акселерометр // 2120638
Акселерометр // 2120639
Акселерометр // 2120640
Изобретение относится к приборостроению, а именно к компенсационным маятниковым акселерометрам с упругим подвесом и может найти применение для измерения ускорений летательных аппаратов
Акселерометр // 2120641
Акселерометр // 2120642
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в компенсационных маятниковых акселерометрах, в которых маятник выполнен из кварца
Датчик детонации и способ его изготовления // 2125719
Изобретение относится к области виброметрии и может быть использовано в многоцилиндровом двигателе внутреннего сгорания в качестве датчика детонационного сгорания топлива
Изобретение относится к устройствам виброизмерительной техники и может использоваться для контроля уровней вибронагрузок на рабочем месте операторов транспортных средств (тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин)