Прямоточная горелка с низким выходом окислов азота (варианты) и способ сжигания топлива
Использование: в энергетике, в частности, в топках котельных агрегатов, сжигающих распыленное твердое, жидкое и газообразное топливо. Сущность изобретения: прямоточная горелка содержит вертикально-щелевые сопла 1 топливно-воздушной смеси и расположенные по одну сторону от них внешние и внутренние сопла 2 и 3 вторичного воздуха, последнее из которых установлено параллельно соплу 1 топливно-воздушной смеси. Внутреннее и внешнее сопла 2 и 3 на выходе из горелки установлены расходящимися в горизонтальной плоскости под углом, равным не менее 30o, между указанными соплами 2 и 3 выполнен простенок 4 шириной не менее суммарной ширины сопла 1 топливно-воздушной смеси и внутреннего сопла 2 вторичного воздуха. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к энергетике и может быть использовано преимущественно в тангенциальных топках котельных агрегатов, сжигающих распыленное твердое, жидкое и газообразное топливо.
Известны прямоточные пылеугольные горелки, содержащие два параллельно-щелевых канала, направленных по касательной к условной центральной окружности, один из которых, расположенный обычно в топке со стороны ядра факела, служит для подачи топливно-воздушной смеси, а второй, располагающийся со стороны близлежащей боковой стенки топки, служит для подачи вторичного воздуха. Недостатком такой конструкции является высокий уровень концентрации О2 на начальном участке факела, что приводит к образованию повышенных концентраций окислов азота (NOх). Известна прямоточная пылеугольная горелка, содержащая пылеподводящую трубу, а также воздушный короб, разделенный на каналы первичного и вторичного воздуха продольной перегородкой, снабженной на заднем торце языковым шибером, в который пылевидное топливо подается с высокой концентрацией по пылеподводящей трубе, размещенной в канале первичного воздуха. Недостатком такой горелки является высокий уровень NOх, так как весь воздух подается в зону выхода летучих и воспламенения топлива. Известна также пылеугольная угловая горелка, состоящая из попарно расположенных сопл первичной топливно-воздушной смеси и сопл вторичного воздуха, направленных по касательной к центральной окружности, причем сопла вторичного воздуха по отношению направления вращения факела в топке установлены за соплами аэросмеси. Отличительной особенностью такой горелки является расположение сопл топливно-воздушной смеси и сопл вторичного воздуха в проекции на горизонтальную плоскость таким образом, что их продольные оси сходятся в топке под острым углом не более 45о. Недостатком такой горелки является быстрое смешение вторичного воздуха с топливно-воздушной смесью, в результате чего уже в ближайших к устью горелки сечениях горелочной струи, где еще не успела выделиться из угля основная часть азотсодержащих летучих веществ, концентрация кислорода (О2) становится высокой, что приводит к образованию больших концентраций окислов азота. В настоящее время многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что при пылеугольном сжигании основная часть NOх образуется на участке выхода и горения летучих. Поэтому для снижения NOх необходимо на начальном участке горелочной струи протяженностью в несколько калибров создать зону с недостатком кислорода за счет задержки подмешивания вторичного воздуха к топливно-воздушной струе. При этом также повышается устойчивость воспламенения топлива, так как более позднее подмешивание вторичного воздуха способствует более быстрому прогреву топливно-воздушной смеси на начальном участке и ускорению выхода и сгорания летучих веществ. Целью изобретения является уменьшение образования окислов азота и повышение устойчивости воспламенения топливно-воздушной смеси. Для достижения указанной цели предлагаемая прямоточная горелка содержит вертикально-щелевое сопло топливно-воздушной смеси и расположенные по одну сторону от него внешнее и внутреннее сопла вторичного воздуха, последнее из которых установлено параллельно соплу топливно-воздушной смеси. Внутреннее и внешнее сопла на выходе из горелки установлены в горизонтальной плоскости, расходящимися под углом не менее 30о. Между указанными соплами выполнен простенок шириной не менее суммарной ширины сопла топливно-воздушной смеси и внутреннего сопла вторичного воздуха. При сжигании жидкого, газообразного топлива или угольной пыли, подаваемой преимущественно с высокой концентрацией (30.80 кг.топлива/кг.воздуха) предлагаемая горелка содержит вертикально-щелевые сопла топливно-воздушной смеси с топливораздающим устройством на конце и внешние и внутренние сопла вторичного воздуха, установленные на выходе из горелки расходящимися в горизонтальной плоскости под углом равным не менее 30о. Между соплами вторичного воздуха выполнен простенок шириной не менее суммарной ширины сопла вторичного воздуха, при этом сопла топливно-воздушной смеси установлены на внутренних соплах вторичного воздуха. Предлагаемое выполнение сопл вторичного воздуха с расходящимися продольными осями и непроточным разрывом (простенком) между ними позволяет, как показали проведенные в Сибтехэнерго стендовые (модельные) исследования, задержать подмешивание наружной струи вторичного воздуха к основной горелочной струе на участке 5-6 калибров горелки. Здесь в качестве калибра принимается суммарная ширина параллельных сопл топливно-воздушной смеси и внутреннего вторичного воздуха. При меньших (по сравнению с предлагаемыми) углах расхождения продольных осей сопл вторичного воздуха и размерах простенка между ними вытекающие из горелки струи топливно-воздушной смеси и вторичного воздуха под влиянием создаваемого струями разрежения между ними смыкаются вблизи устья горелки. В результате эффект снижения концентраций кислорода, а следовательно, и окислов азота, оказывается незначительным. Наличие непроточного разрыва (простенка) между соплами вторичного воздуха способствует подсосу в межструйное пространство (снизу и сверху) высокотемпературных топочных газов, интенсифицирующих прогрев и воспламенение топливно-воздушной струи. Кроме того, приток этих газов уменьшает концентрацию кислорода на участке воспламенения, а это, в свою очередь, способствует снижению образования NOх. При меньшей, по сравнению с предлагаемой, ширине простенка подсасываемые газы не доходят по высоте до середины горелки, и эффект прогрева и стабилизации воспламенения оказывается незначительным. Соотношение выходных сечений внутреннего и наружного сопл вторичного воздуха принимается из условия, при котором суммарный расход воздуха в топливно-воздушной смеси и вторичного воздуха, проходящего по внутреннему соплу, обеспечивал бы избыток воздуха на выходе из горелки (





Формула изобретения
1. Прямоточная горелка с низким выходом окислов азота преимущественно для тангенциальных топок паровых и водогрейных котлов, содержащая вертикально-щелевые сопла топливовоздушной смеси и расположенные по одну сторону от них внешние и внутренние сопла вторичного воздуха, последнее из которых установлено параллельно соплу топливовоздушной смеси, отличающаяся тем, что, внутреннее и внешнее сопла на выходе из горелки установлены расходящимися в горизонтальной плоскости под углом не менее 30o, между указанными соплами выполнен простенок шириной не менее суммарной ширины сопла топливовоздушной смеси и внутреннего сопла вторичного воздуха. 2. Способ сжигания топлива путем раздельной подачи в зону горения потока пылевоздушной смеси, внешнего и внутреннего потоков вторичного воздуха, отличающийся тем, что суммарный расход воздуха в пылевоздушной смеси и внутреннего воздуха составляет величину, обеспечивающую коэффициент избытка воздуха в начале зоны горения в диапазоне 0,6 - 0,8. 3. Прямоточная горелка с низким выходом окислов азота преимущественно для тангенциальных топок паровых и водогрейных котлов, содержащая вертикально-щелевые сопла топливовоздушной смеси с топливораздающим устройством на конце, внешние и внутренние сопла вторичного воздуха, отличающаяся тем, что внутренние и внешние сопла вторичного воздуха на выходе из горелки установлены расходящимися в горизонтальной плоскости под углом не менее 30o, между указанными соплами выполнен простенок шириной не менее суммарной ширины сопла топливовоздушной смеси и внутреннего сопла вторичного воздуха, при этом сопла топливовоздушной смеси установлены во внутренних соплах вторичного воздуха.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6