Способ приработки пары трения
Изобретение относится к приработке пар трения и может быть использовано для обкатки механизмов. Приработка пары трения в смазочной среде осуществляется при ступенчато-увеличивающейся нагрузке по значению трибопараметров пары трения. Для повышения эффективности приработки смазочную среду до нее нагревают, а затем ступенчато снижают температуру смазочной среды. 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии приработки пар трения в смазочной среде.
Известен способ [1] приработки пар трения при нормальной температуре смазочной среды, при котором приработку ведут в предельных режимах на грани заедания. Указанный способ имеет недостатки. В частности, при нормальной температуре смазочной среды, соответствующей 20оС, физико-химические процессы взаимодействия смазочной среды с поверхностью трения протекают с малой скоростью реакции. Это приводит к тому, что поверхности трения не полностью покрываются смазочной пленкой, а образовавшаяся при этом за счет шероховатостей поверхностей смазочная пленка имеет пониженную прочность адгезионной связи с поверхностями трения. Поэтому в момент страгивания возможен металлический контакт участков поверхностей трения, не имеющих смазочной пленки, который может увеличиться вследствие имеющих место явлений срыва масляной пленки. Причем отсутствие в данном способе регулирования фрикционного тепловыделения приводит к тому, что в процессе нагружения пары трения в зоне контакта развивается температура, которая в определенных условиях может превысить температуру для данной смазочной среды, привести к резкому снижению смазывающей способности и росту коэффициента трения, что связано с разрушением смазочной пленки и возникновением металлического контакта материалов трения. На практике наличие этих недостатков приводит к охватыванию материалов пары трения и тем самым повреждению поверхностей трения, что подтверждено и зафиксировано при осмотре поверхностей трения после пуска пары трения, а также после ее работы в области высоких температур фрикционного контакта. В обоих случаях наблюдался резкий рост коэффициента трения и падение скорости скольжения, которые являлись первоначальными признаками схватывания материалов пары трения. Известен способ [2] приработки пар трения, заключающийся в том, что на пару трения, находящуюся в смазочной среде, воздействуют ступенчато увеличивающейся нагрузкой с убывающей скоростью, при этом нагрузку повышают при поддержании постоянной эффективной величины реализуемой части нагрузочной способности материалов сопряжения трения на каждой ступени обкатки, а на заключительных этапах осуществляют частичные кратковременные разгрузки, непрерывно регистрируют выходные параметры трибопроцесса, по которым судят о характере приработки. Указанный способ обеспечивает запас нагрузочной способности материалов до заедания, что исключает явления схватывания и снижает теплонапряженность и износ. Однако на нагрузках выше 80% от номинальной и на нагрузках с возрастающей и постоянной скоростью, а также в момент страгивания указанный способ не исключает явления схватывания поверхностей скольжения, что снижает его эффективность. Объясняется это тем, что частичные кратковременные разгрузки на нагрузках 75-80% от номинальной снижают фрикционное тепловыделение, т.е. температуру фрикционного контакта, но при этом согласно теории Аррениуса уменьшается скорость химической реакции образования хемосорбционных пленок на поверхностях трения, а также снижается каталитическое влияние поверхностей трения, на образование указанных пленок, что приводит к снижению покрываемости поверхностей трения хемосорбционными пленками с ухудшением их адгезионной прочности. Для устранения указанных недостатков перед нагружением пары трения смазочную среду нагревают до ее наибольшей допустимой температуры, при которой осуществляют пуск и нагружение пары трения в соответствии с выбранным количеством ступеней и шагом нагружения. При возникновении в паре трения предкритических нагрузок схватывания, о наступлении которых судят по резкому увеличению момента трения и температуры фрикционного контакта, осуществляют разгрузки путем ступенчатого снижения температуры смазочной среды, согласно выбранному числу ступеней и шагу снижения. С нагревом смазочной среды до наибольшей допустимой температуры образующиеся на поверхностях трения согласно теории Аррениуса непрерывные хемосорбционные пленки имеют существенно большую, чем при нормальной температуре толщину, что исключает металлический контакт, снижает силы трения и сдвиговые сопротивления в момент страгивания. Это исключает явления схватывания и тем самым повреждение поверхностей трения. Последующее в процессе приработки ступенчатое снижение температуры смазочной среды позволяет осуществлять более тонкую регулировку фрикционного тепловыделения и обеспечивает постоянство установившихся как скорости химической реакции образования пленки, так и положительного влияния на эту скорость каталитического действия поверхностей трения, что позволяет сохранить адгезионную прочность пленки и ее толщину на всех режимах, в том числе на предкритических нагрузках схватывания, а также на нагрузках с возрастающей и постоянной скоростью, и в конечном итоге повысить эффективность приработки. На фиг. 1 представлена зависимость коэффициента трения от удельной нагрузки при разных температурах смазочной среды 7-50с-3 (сплошной линией показан характер изменения при температуре смазочной среды 20оС, штриховой линией при температуре 60оС, штрихпунктирной при температуре 100оС, штрихпунктирной с двумя точками при температуре 20оС, полученной в результате ступенчатого снижения температуры смазочной среды); на фиг.2 зависимость коэффициента трения от времени испытания при изменении температуры смазочной среды; на фиг.3 зависимость сдвигового сопротивления от времени приработки при изменении температуры смазочной среды. Кривые участки на фиг. 2,3 распределились следующим образом: 1-2 при температуре смазочной среды 20оС, 3-4 при температуре 100оС, 2-3 переход от температуры 20оС к температуре 100оС. На фиг. 4 представлена зависимость коэффициента трения от нагрузки в смазочной среде АМГ-10 с коэффициентом взаимного перекрытия 0,035 (сплошная линия при температуре 20оС; штрихпунктирная линия при температуре 50оС; штриховая линия при температуре 80оС; штрихпунктирная линия с двумя точками при реализации предлагаемого способа. При этом приняты следующие обозначения: f коэффициент трения; Р нагрузка, кгс/см2; Р1, Р2 нагрузки, при которых осуществляли снижение температуры смазочной среды (переход показан стрелками); Р предельная допустимая удельная нагрузка на пару трения, полученная по предлагаемому способу. v скорость скольжения, м/с,
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для горячей обкатки двигателей внутреннего сгорания при контрольно-сдаточных испытаниях после их изготовления или ремонта
Изобретение относится к стендам для обкатки, испытания и контроля двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и служит для автоматизации стыковки несоосных валов испытуемого ДВС и нагрузочного агрегата
Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению
Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и обеспечить безаварийность работы
Стенд обкатки автотракторных двигателей // 2105176
Изобретение относится к обкаточным стендам двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания
Стенд для приработки механизма // 2116641
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приработки двигателя внутреннего сгорания в сборе со сцеплением, коробки передач и других механизмов после их изготовления или ремонта
Изобретение относится к электротормозным стендам для проведения обкатки (приработки, испытания, приемки) и диагностики (определение технического состояния на данный момент) двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к обкатке силовых агрегатов (СА)
Способ приработки двигателей // 2132955
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении и после ремонта
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к электромеханическим стендам для обкатки и испытаний двигателей внутреннего сгорания, и позволяет обеспечивать возможность испытания нескольких двигателей и получение электроэнергии стабильных параметров при малоизменяющейся выходной мощности нагрузочного генератора
Способ приработки двигателей // 2136928
Изобретение относится к двигателестроению и касается способов приработки двигателей