Ракетный двигатель твердого топлива
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных двигателей на твердом топливе, корпус которых изготовлен из композиционных материалов. Технической задачей изобретения является повышение надежности работы двигателя путем исключения возвратно-поступательного движения порохового заряда при воспламенении, повышения прочности и снижения эксцентриситета инерционных сил. Поставленная задача достигается за счет введения в конструкцию ракетного двигателя твердого топлива с сопловым днищем и опорой из композиционных материалов и размещенным в нем пороховым зарядом воспламенительного устройства, смонтированного на передней крышке, закрепленной в металлическом шпангоуте, при этом гаситель осевых колебаний заряда выполнен в виде подпружиненного поршня с центральным отверстием, сопловой раструб двигателя снабжен металлической воронкой с пружинным хвостовиком со стороны сопла, причем между воронкой и сопловой опорой размещена эластичная прокладка. 6 ил.
Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в конструкциях ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) из композиционных материалов.
В настоящее время широкое распространение получили композиционные материалы при изготовлении корпусов ракетных двигателей. Эффективность применения композиционных материалов для силовых корпусов РДТТ определяется в основном конструктивным решением вопросов соединения стеклопластиковой оболочки с концевыми деталями: днищем и сопловым блоком, а также креплением твердого ракетного топлива в корпусе камеры сгорания двигателя и обеспечением герметичности корпусов при работе двигателя. Известен корпус РДТТ из композиционных материалов, выполненный намоткой из стеклонитей. При этом с внутренней стороны двигателя уложен слой герметичного материала, например пластика. Известна конструкция соединения концевых деталей с корпусом РДТТ, полученным намоткой стеклонитью или волокнита. В этом случае в концевых деталях предусмотрено выполнение наружных канавок, для каждой канавки в юбке корпуса предусмотрены первый и второй слои волокнита. В первом слое волокна ориентированы преимущественно параллельно оси детали и выступают в соответствующие канавки. На первый слой наложен второй слой с витками волокон, проходящими от юбки в направлении к канавке. Второй слой по меньшей мере частично размещен в канавке так, что фиксирует первый слой в канавке. Такие слои повторяют для каждой канавки, а затем последовательными витками окружают всю деталь. В конструкциях РДТТ из композиционных материалов в связи со значительной их деформацией при нагружении внутренним давлением возникает проблема исключения осевого возвратно-поступательного движения порохового заряда в момент воспламенения и выхода его на режим. В некоторой мере эта задача решается в известной конструкции РДТТ, которая содержит корпус с соплом. В корпусе установлен вкладной заряд твердого топлива, воспламенительное устройство со стороны передней крышки. В зоне передней крышки размещена камера с жидкостью, поджатая со стороны заряда поршнем. При работе двигателя по мере выгорания заряд поджимается жидкостью, на которую воздействует через поршень давление пороховых газов внутри камеры сгорания. Однако при относительно длинных зарядах, когда длина превышает диаметр в 5 раз и более, работа такого двигателя в момент воспламенения и выхода на режим обуславливает осевое возвратно-поступательное перемещение заряда, что приводит к помпажу в двигателе и его неустойчивой работе. Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности работы двигателя путем исключения возвратно-поступательного движения порохового заряда при воспламенении, повышения прочности и снижения эксцентриситета инерционных сил. Поставленная цель достигается за счет введения в известную конструкцию РДТТ, содержащую камеру сгорания с сопловым днищем и опорой из композиционных материалов и размещенным в нем канальным пороховым зарядом, воспламенительное устройство, смонтированное на передней крышке, закрепленной в металлическом шпангоуте, следующих конструктивных решений: гаситель осевых колебаний заряда должен быть выполнен в виде опертого на торец заряда поршня с центральным отверстием, размещенного внутри стакана, закрепленного на передней крышке под воспламенительным устройством, при этом поршень поджат к заряду установленной внутри него пружиной; сопловой раструб двигателя должен быть снабжен металлической воронкой с пружинным хвостовиком со стороны сопла, причем между воронкой и сопловой опорой размещена эластичная прокладка; соединение корпуса и металлического шпангоута должно быть выполнено в виде уложенных между зубьев шпангоута спиральной кольцевой намоткой стеклонитей, причем форма зубьев образована правильной пирамидой, а со стороны оснований зубья расположены под углом к углу намотки стеклонитей. На фиг.1 показан предлагаемый двигатель, разрез; на фиг.2 узел I на фиг. 1; на фиг.3 узел II на фиг.1; на фиг.4 разрез А-А на фиг.1; на фиг.5 вид по стрелке Б на фиг.3; на фиг.6 вид по стрелке В на фиг.5. Ракетный двигатель содержит камеру сгорания 1 из композиционных материалов с металлическим шпангоутом 2, на котором выполнены штыри 3. Штыри выполнены в виде правильных пирамид. Стороны оснований пирамид расположены под углом



Формула изобретения
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА, содержащий камеру сгорания с сопловым раструбом и опорой из композиционных материалов, размещенный в ней вкладной заряд твердого топлива с осевым каналом, воспламенитель, смонтированный на переднем днище, закрепленном в металлическом шпангоуте, отличающийся тем, что он снабжен опертым на заряд твердого топлива подпружиненным поршнем с центральным отверстием, а в корпусе воспламенителя выполнен глухой осевой канал, в котором расположен поршень, при этом сопловый патрубок снабжен металлической воронкой с пружинным хвостовиком со стороны камеры сгорания, а между воронкой и сопловой опорой размещена эластичная прокладка, причем соединение переднего днища и металлического шпангоута выполнено в виде уложенных между зубьев спиральной кольцевой намоткой стеклонитей, а зубья выполнены пирамидальной формы, стороны оснований которых расположены под углом к углу намотки стеклонитей.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6