Вариатор скорости
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения. Цель изобретения - обеспечение управления скоростью вращения выходным валом вариатора без остановки его работы. Устройство состоит из ведущей и ведомой полумуфт, втулки, которая с одной из полумуфт образует кулачковый механизм зацепления пальца с замкнутой винтовой канавкой. С другой полумуфтой втулка входит в шпоночное или шлицевое соединение по посадке, обеспечивающей ей осевое возвратно - поступательное движение. Кроме того, втулка образует поршневую пару с помощью камеры, выполненной во втулке в виде глухого отверстия, в котором размещается поршень с уплотнительным элементом, жестко закрепленный на неподвижном элементе устройства. Для перетока рабочего агента (воздух, жидкость) из камеры в наружную среду в поршне выполнено калиброванное отверстие, а для регулирования расхода рабочего агента в поршне установлен регулировочный клапан, взаимодействующий с калиброванным отверстием. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли техники для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения.
Известен вариатор скорости с зубчатым зацеплением, в котором в качестве ведущей полумуфты использован корпус водила, в качестве ведомой зубчатое колесо с внутренним зацеплением, узлом, передающим вращательное движение с ведущей полумуфты на ведомую, служат сателлиты с двумя коническими зубчатыми венцами, один из которых обкатывает опорное колесо, а другой входит в зубчатое зацепление с ведомой полумуфтой [1] Устройство сложно по конструкции и требует большой трудоемкости изготовления. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является вариатор скорости, включающий ведущую и ведомую полумуфты, а узел, предназначенный для передачи крутящего момента с ведущей полумуфты на ведомую, выполнен в виде втулки, установленной на одной из полумуфт с помощью шпоночного или шлицевого соединения с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения относительно нее и взаимосвязанной с другой полумуфтой через кулачковый механизм поршневой пары, образованной камерой, выполненной в виде отверстия во втулке, ось которого совпадает с их осью, и расположенным в этом отверстии поршнем, жестко установленным на ведомой или ведущей полумуфте, или втулке, а также клапана, установленного на ведомой полумуфте или втулке с возможностью перемещений вдоль их осей [2] Недостаток известного устройства состоит в том, что клапан установлен на подвижном элементе конструкции. Поэтому для изменения скорости вращения ведомой полумуфты необходимо останавливать работу вариатора и всей установки, в цепи которой он установлен. Этот недостаток вызывает особые неудобства в тех случаях, когда тонкой настройкой нужно "поймать" оптимальную скорость для выполняемой технологической операции (намотка, резка, протяжка и т.п.). Целью изобретения является обеспечение возможности управления скоростью вращения ведомой полумуфты, а следовательно, выходного вала устройства, без остановки его работы. Цель достигается тем, что в вариаторе, включающем ведущую и ведомую полумуфту, втулку, предназначенную для передачи крутящего момента с ведущей полумуфты на ведомую, установленную на одной из полумуфт с помощью шпоночного или шлицевого соединения с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения относительно нее и взаимосвязанную с другой полумуфтой через кулачковый механизм поршневой пары, образованной камерой, выполненной во втулке в виде глухого отверстия, и расположенным в нем поршнем с калиброванным отверстием, и клапаном, взаимодействующим с последним, вариатор снабжен корпусом, предназначенным для размещения в нем ведущей и ведомой полумуфт, поршень жестко закреплен на корпусе или на подшипниковом узле одной из полумуфт, а клапан установлен в корпусе или подшипниковом узле одной из полумуфт с возможностью перемещения вдоль его оси. На фиг.1 показан один из возможных вариантов устройства в компоновке открытой цепной передачи; на фиг.2 то же, в компоновке червячного редуктора. Устройство состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, втулки 3, которая с ведущей полумуфтой образует кулачковый механизм, в котором палец 4 входит в зацепление с замкнутой винтовой канавкой 5, выполненной на наружной поверхности втулки. С ведомой полумуфтой 2 втулка 3 входит в соединение при помощи направляющей шпонки 6 по посадке, обеспечивающей осевое возвратно-поступательное движение втулки (вместо шпоночного соединения может быть использовано шлицевое соединение). Во втулке 3 образована камера 7, выполненная в виде глухого отверстия, ось которого совпадает с осью втулки. В камере 7 размещен поршень 8 с уплотняющим элементом 9, жестко закрепленный (фиг.1) в корпусе 10 устройства, или (фиг.2) в корпусе 11 подшипникового узла ведущей полумуфты 1. По оси поршня выполнено калиброванное отверстие 12, а для регулирования расхода воздуха на фиг.1 или масла на фиг.2 в этом отверстии установлен регулировочный клапан 13. Кроме того, в поршне на фиг.2, а на фиг.1 в регулировочном клапане выполнены отверстия 14, обеспечивающие взаимодействие камеры 7 с наружной средой (атмосферой или внутренней полостью редуктора, заполненной маслом). В принципе возможны варианты, когда ведущая и ведомая полумуфты взаимно меняют назначения, т. е. ведущая становится ведомой, а ведомая ведущей, на фиг.1 это можно сделать непосредственно, а на фиг.2 для этого на вал полумуфты 1 надо посадить червяк, а снимать обороты с червячного колеса, установленного вместо червяка. Поэтому в таких вариантах втулка 3 образует кулачковый механизм с ведомой полумуфтой, а с ведущей полумуфтой входит в шпоночное или шлицевое соединение. Работает вариатор следующим образом. Крутящий момент привода с ведущей полумуфты 1 через закрепленный в ней палец 4 передается втулке 3 через одну из боковых поверхностей замкнутой винтовой канавки 5, при этом передающая крутящий момент сила в месте контакта (теоретически это контактная линия) раскладывается на две составляющие, соотношение величин которых зависит от угла подъема винтовой линии. Первая составляющая это осевая сила, заставляющая втулку 3 перемещаться вдоль продольной оси устройства с определенной частотой, а вторая заставляет втулку вращаться и передавать это вращательное движение через шпонку 6 ведомой полумуфте 2 с частотой, равной частоте ведущей полумуфты за вычетом частоты возвратно-поступательного движения втулки. При возвратно-поступательном движении втулки 3 воздух (или жидкость, в частности масло) из камеры 7 перекачивается в наружную среду и обратно через калиброванное отверстие 12 и отверстия 14, прием частота этого движения зависит от количества прокачиваемого агента в единицу времени и теоретически равна n
Формула изобретения
ВАРИАТОР СКОРОСТИ, включающий ведущую и ведомую полумуфты, втулку, предназначенную для передачи крутящего момента с ведущей полумуфты на ведомую, установленную на одной из полумуфт с помощью шпоночного или шлицевого соединения с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения относительно нее и взаимосвязанную с другой полумуфтой через кулачковый механизм поршневой пары, образованной камерой, выполненной во втулке в виде глухого отверстия, и расположенным в нем поршнем с калиброванным отверстием и клапаном, предназначенным для взаимодействия с последним, отличающийся тем, что вариатор снабжен корпусом, предназначенным для размещения в нем ведущей и ведомой полумуфт, поршень жестко закреплен на корпусе или на подшипниковом узле одной из полумуфт, а клапан установлен в корпусе или подшипниковом узле одной из полумуфт с возможностью перемещения вдоль его оси.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2